ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ ПО ПРОФЕССИИ «ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ» Технология (9 КЛАСС)


КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ г. КУРСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ» г. КУРСКА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
ПО ПРОФЕССИИ
«ИСПОЛНИТЕЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ»
9 КЛАСС
Учитель - Астапкович Татьяна Анатольевна
2014г
Пояснительная записка
Профессиональная проба «Исполнитель художественно-оформительских работ» разработана с целью ознакомления обучающихся 9-х классов с основами профессии художника-оформителя, развитие творческого потенциала и интереса к данной профессии. Программа предусматривает активное включение обучающихся в общественно- полезный производительный труд, знакомящий с инновационными формами его организации и способствующий формированию мотиваций и стимулов к трудовой деятельности.
Задачи:
- сформировать у школьников представления о способах применения технологических и художественных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, ответственности за результат своей деятельности;
- способствовать развитию у обучающихся таких качеств, как трудолюбие, целеустремленность, предприимчивость, уважительное отношение к людям
различных профессий и результатам их труда, формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры;
-разработать способы и приемы для принятия школьниками адекватных и обдуманных решений в выборе индивидуального образовательного и профессионального направления;
- способствовать приобретению и накоплению практического опыта на примере профессиональной пробы «Исполнитель художественно-
оформительских работ»,познакомить с особенностями данной профессии.
Программа предусматривает принцип доступности материала, способствует формированию и поддержанию мотиваций обучения. Содержание учебного материала подобрано таким образом, чтобы не только дать обучающимся первоначальные знания, умения и навыки в выполнении оформительских работ, но и расширить возможности в создании и преобразовании собственного быта и самообслуживания. В ходе обучения у обучающихся должны сформироваться и закрепиться следующие общетрудовые умения: ориентировка в задании, включающая анализ образца изделия, выполнение текущих и контрольных заданий.
Количество часов, отводимых на данный модуль в соответствии с программой -17.
Профессиональная проба «Исполнитель художественно- оформительских работ», кроме информации о профессии, о тех учебных заведениях начального, среднего и высшего образования, где можно обучаться после окончания общеобразовательного учреждения, содержит практические задания, моделирующие основные характеристики профессии, знакомит с целями, условиями и орудиями труда, что дает возможность обучающимся оценить собственные возможности освоения профессии.
СОДЕРЖАНИЕ
программы профессиональной пробы
Вводное занятие -1 час.
Цели и задачи, содержание предмета. Основные материалы, инструменты, оборудование и приспособления. Организация трудового процесса, подготовка и оснащение рабочего места для выполнения разного вида работ. Безопасность труда, санитарии и гигиены. Технологическая и трудовая дисциплина.
Основы цветоведения-1 час.
Свет и природа цвета: общие сведения; отражение лучей; ахроматические и хроматические тона (цветовой тон, светлота, насыщенность). Смешение цветов. Цветовой круг для смешения красок. Восприятие цвета: общие сведения; явления цветового контраста; некоторые свойства цвета; цвет и фактура. Проектирование цветовой отделки.
Основы композиции - 1час.
Оформление выставочных композиций (изобразительные и натуральные экспонаты). Создание художественного образа. Законы композиции: композиционный центр симметрия, равновесие, статика и динамика, ритм, перспектива, масштаб, стилевое единство, вертикаль и горизонталь, золотое сечение и др.
Шрифты -2 часа.
Искусство шрифтовой графики. Шрифтовые гарнитуры (антиква, брусковые шрифты, рубленые шрифты, курсивные шрифты). Элементы букв. Шрифтовая композиция.
Инструменты и материалы-1 час.
Инструменты и приспособления: доска чертежная, кисти, распылитель (аэрограф), поролоновый валик, пульверизатор, металлическая сетка, марлевые тампоны, поролоновая губка, планшет, шаблоны , ручка и перья (плакатные), рейсфедер, стеклянные трубочки и др.
Материалы: клей (резиновый, ПВА, казеиновый, латекс и др.); краски (акварель, гуашь, темпера, масляные); основания (бумага разных видов, картон, ткани, фанера, древесно-стружечная плитка, пластмассы, стекло, металлы). Способы работы с материалами и инструментами.
6.Оформительские работы -2 часа.
Организация рабочего места. Художественно- обзорные элементы оформления. Способы выполнения шрифтовых надписей: с помощью плакатных перьев; с помощью кистей различного диаметра и формы; с помощью трафарета. Подготовка к работе щитов и планшетов. Техники выполнения оформительских работ.
7.Выполнение проб -6 часов.
Выполнение профессиональных проб по профессии «Исполнитель художественно-оформительских работ» согласно плану, с учетом степеней сложности. Пробные изделия: объявление(1-й уровень сложности), выполненное на бумаге (типа «ватман») формата A3 с помощью трафарета; афиша (2-й уровень сложности), выполненная на бумаге формата А2(или какого -либо другого, близкого к данному, размера) с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей; тематический плакат (3-й уровень сложности), выполненный на бумаге крупного формата с помощью трафаретов, кистей, плакатных перьев, с использованием фотографий и техники аппликации.
8.Итоговое занятие. Творческий проект -3 часа.
Оформление тематической выставки. Самостоятельное выполнение оформления одного из экспонатов выставки с учетом полученных знаний. Выбор темы выставки и места ее проведения (коллегиально). Выбор темы и разработка эскиза собственного планшета (плаката). Выбор материалов, инструментов и техники выполнения, согласно общевыработанной концепции. Технологическая последовательность выполнения изделия. Оформление изделия. Оформление выставки. Защита проекта.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Профессиональной пробы «Исполнитель художественно- оформительских
работ»
№ Разделы и темы Кол-
тем Во
часов
1. Вводное занятие. 1
Безопасность труда и пожарная безопасность в учебных мастерских. 2. Основы цветоведения. Свет и природа цвета. Цветовой круг. 1
3. Основы композиции. Оформление выставочных композиций. Создание художественного образа. Законы композиции. 1
4. Шрифты. Гарнитуры шрифтов. Шрифтовая композиция. 2
5. Инструменты и материалы. Способы работы с инструментами и 1
материалами для оформительских работ. 6. Оформительские работы. Способы выполнения шрифтов. 2
Техника выполнения оформительских работ. 7. Выполнение проб: 6
7.1. Изготовление изделия - объявление, выполненное с 2
помощью трафарета (1-й уровень) 7.2. Изготовление изделия - афиша, выполненная 2
с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей (2-й уровень) 7.3. Изготовление изделия - тематический плакат, выполненный 2
с помощью трафарета, плакатных перьев и кистей, с исполь- зованием фотографий и аппликации (3-й уровень) 8. Творческий проект. Итоговое занятие. 3
Итого: 17
Выполнение профессиональной пробы
Технологический Ситуативный компонент Функциональный
компонент компонент
ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Объявление
1-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы Задание. Затонировать Задание. Затонировать
выполнения декоративно- поверхность листа поверхность листа
художественного бумаги. бумаги.
оформления поверхности листа бумаги под объявление, применяя технологию «набрызг», технологию тонирования с помощью поролоновой губки или марлевого тампона для получения фона .
Условие. Тонирование Условие. Тонирование Условие.Самостоятельное
листа с применением листа бумаги выполнение тонирования
различных техник выполняется учащимися с листа бумаги разными
выполняется учителем, учетом вариативности способами.
далее предлагается способов и техник, с ученику повторить учетом ТУ порядок действий.
Результат. Задание Результат. Задание Результат. Задание
считается выполненным, считается выполненным, считается выполненным,
если соблюдена если нет ошибок, если тонирование бумаги
правильность выполнения осуществляется выполнено в соответствии
всех технологических творческий подход и с соблюдением
приемов при выполнении соблюдены все ТУ. необходимых правил и
работы. приемов.
Задание. Освоить приемы Задание. Изготовить Задание. Изготовить
изготовления простейших шаблоны(из бумаги, шаблоны для
шаблонов для выполне- плотной кальки, фото- выполнения текста
ния текста объявления. пленки и т.п.) для объявления.
выполнения текста объявления. 2-й уровень профессиональной пробы

Условие.Последовательность Условие. Изготовление Условие. Самостоя-
и приемы изготовления шаблонов с учетом тельное выполнение
шаблонов выполняется всех технических задания-изготовление
учителем, потом данные условий шаблонов для текста
действия предлагается объявления.
повторить учащемуся.
Результат. Задание считается Результат. Задание
выполненным, если Результат. Задание считается выполненным,
соблюдены все считается выполнен- если соблюдены все
технологические приемы ным, если буквы в технологические
при выполнении данной трафарете выполнены в требования.
работы. едином стиле, соответ- ствуют ТУ. 3-й уровень профессиональной пробы.
Задание. Освоить приемы Задание. Выполнить Задание. Выполнить
набивки текста объявления набивку текста набивку текста
по трафарету гуашью с объявления. объявления.
использованием поролоновой губки и кисти.
Условие. Процесс набивки Условие. Выполнение Условие.Самостоятельное
текста объявления с набивки текста выполнение текста
разъяснением технологии объявления с учетом объявления.
выполнения осуществляет- всех ТУ. ся учителем, после чего предлагается учащемуся повторить данную технологическую операцию. Результат. Задание
Результат. Задание Результат. Задание считается выполненным,
считается выполненным, считается выполнен- Если технологические
если соблюдены ным , если текст операции выполнены в
необходимые объявления читается соответствии с ТУ.
технологические приемы.. легко, а композицион- ное и цветовое реше- ния соответствуют тематике ,и соблюдены необходимые ТУ.
Выполнение профессиональной пробы
Технологический Ситуативный компонент Функциональный
компонент компонент
ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Афиша
1-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы Задание. Продумать и Задание. Продумать и
разработки композицион- наметить в карандаше наметить в карандаше
ного решения афиши, композицию афиши. композицию афиши,
гармонично сочетая включая в нее
изобразительные изобразительные
элементы и шрифт.
элементы и шрифт.
Условие. Примерная Условие. Разработка Условие. Самостоятельная
композиция афиши композиционного разработка своего
выполняется учителем, решения афиши с учетом варианта композиционно-
после чего учащемуся темы, применения го решения афиши.
предлагается разработать законов композиции и свой вариант компози- ТУ. ционного решения .
Результат. Задание Результат. Задание Результат. Задание
считается выполнен- считается выполненным, считается выполнен-
ным, если соблюдены если в композиции ным, если композиция
определенные гармонично сочетаются афиши выполнена в
композиционные законы изобразительные соответствии с законами
и ТУ. элементы и шрифт, композиции.
соблюдены ТУ. 2-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы разработки цветового решения афиши, согласуя его с общей тематикой композиции. Выполнение в цвете фона и основных элементов композиции, используя техники набрызг», «набивка» поролоновой губкой или тонирование кистью.
Задание. Продумать и разработать цветовое решение афиши в зависимости от ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции.
Задание. Продумать и разработать цветовое решение афиши. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции афиши.
Условие. Примерная разработка цветового решения афиши выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается продумать и выполнить цветовое решение фона, основных изобразительных и шрифтовых элементов афиши.
Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены необходимые ТУ. Условие. Разработать цветовое решение композиции афиши с учетом ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы афиши, соблюдая ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если общее цветовое решение соответствует тематике афиши и не противоречит законам цветового оформления плакатов, а также соблюдены ТУ. Условие. Самостоятельно разработать цветовое решение своей композиции афиши с учетом ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции афиши.
Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями

3-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить прорисовку основных и второстепенных изобразительных, шрифтовых элементов композиции афиши с помощью трафарета, кистей и плакатных перьев.
Условие. Прорисовка элементов композиции афиши выполняется учителем, а затем учащемуся предлагается повторить данные технологические операции.
Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены все ТУ необходимых технологических операций. Задание. Прорисовать основные и второстепенных элементов композиции афиши.
Условие. Прорисовка элементов композиции афиши с соблюдением ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если ,в целом, афиша привлекает к себе внимание зрителей, имеет выразительную, запоминающуюся форму, ее композиционное и цветовое решения соответствуют выбранной тематике, соблюдены ТУ. Задание. Прорисовать основные и второстепенных элементов композиции афиши
Условие. Самостоятельная прорисовка элементов композиции афиши (изобразительных и шрифтовых) с использованием трафарета, кистей и плакатных перьев, согласно ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.

Выполнение профессиональной пробы
Технологический Ситуативный компонент Функциональный
компонент компонент
ВЫПОЛНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИХ РАБОТ
Тематический плакат
1-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы разработки композиционного решения тематического плаката, гармонично сочетая изобразительные, аппликативные элементы, фотографии и шрифт.
Условие. Примерная композиция плаката выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается разработать свой вариант композиционного решения.
Результат. Задание считается выполненным , если соблюдены определенные композиционные законы и ТУ. Задание. Продумать и наметить в карандаше композицию тематического плаката.
Условие. Разработка композиционного решения плаката с учетом темы, применения законов композиции и ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если в композиции гармонично сочетаются изобразительные, аппликативные элементы, фотографии и шрифт, а также соблюдены ТУ Задание. Продумать и наметить в карандаше композицию тематического плаката, включая в нее изобразительные аппликативные элементы, фотографии и шрифт.
Условие. Самостоятельная разработка своего варианта композиционного решения тематического плаката с соблюдением ТУ.
Результат. Задание считается выполненным ,если композиция плаката выполнена в соответствии с законами композиции.

2-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить приемы разработки цветового решения тематического плаката, согласуя его с общей тематикой композиции. Выполнение в цвете фона и основных элементов композиции, используя техники «набрызг», «набивка» поролоновой губкой или тонирование кистью.
Условие. Примерная разработка цветового решения тематического Плаката выполняется учителем, после чего учащемуся предлагается продумать и выполнить цветовое решение фона, основных изобразительных и шрифтовых элементов афиши.
Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены необходимые ТУ. Задание. Продумать и разработать цветовое решение тематического плаката в зависимости от ее тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции.
Условие. Разработать цветовое решение композиции плаката с учетом его тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы тематического плаката, соблюдая ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если общее цветовое решение соответствует тематике и не противоречит законам цветового оформления плакатов, а также соблюдены ТУ. Задание. Продумать и разработать цветовое решение плаката. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции плаката.
Условие. Самостоятельно разработать цветовое решение собственной композиции плаката с учетом его тематики. Выполнить в цвете фон и основные элементы композиции тематического плаката.
Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.
3-й уровень профессиональной пробы
Задание. Освоить наклейку фотографий и аппликативных элементов, прорисовать основные и второстепенные изобразительные, шрифтовые элементы композиции тематического плаката с помощью трафарета, кистей и плакатных перьев.
Условие. Наклейка фотографий и аппликаций, прорисовка элементов композиции плаката выполняется учителем, а затем учащемуся предлагается повторить данные технологические операции.
Результат. Задание считается выполненным, если соблюдены все ТУ необходимых технологических операций. Задание. Наклеить фотографии и аппликации. Прорисовать основные и второстепенные элементы композиции афиши.
Условие. Наклейка фото графий и аппликаций, прорисовка элементов композиции плаката с соблюдением ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если в целом, плакат привлекает к себе внимание зрителей, имеет выразительную, запоминающуюся форму, его композиционное и цветовое решения соответствуют выбранной тематике, соблюдены ТУ. Задание. Наклеить фото -графии и аппликации . Прорисовать основные и второстепенные элементы композиции афиши.
Условие. Самостоятельная наклейка фотографий и аппликаций, прорисовка элементов композиции афиши(изобразительных и шрифтовых) с использованием трафарета, кистей и плакатных перьев, согласно ТУ.
Результат. Задание считается выполненным, если все технологические операции выполнены в соответствии с требованиями.