Программа развития библиотеки школы ГБС(к)ОУ Оши №1 VIII вида г.Севастополь (2016-2018гг.)


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ №1 VIII ВИДА»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ГБС(к)ОУ ОШИ №1 VIII вида
__________ / Е.И. Кондакова /
Программа развития библиотеки государственного бюджетного специального(коррекционного) образовательного учреждения с ограниченными возможностями здоровья «Общеобразовательная школа-интернат №1 VIII вида»
«Создание развивающей системы библиотеки в специальной коррекционной школе VIII вида с помощью новых педагогических технологий».
Содержание
Актуальность
Наименование программ
Нормативно-правовая база.
Сроки реализации программы.
Концепция программы.
Цели и задачи программы
Основные направления программы
Ожидаемы результаты программы.
Система организации контроля за исполнением программы.
Ресурсное обеспечение программы.
Этапы реализации программы
Информационная справка о школьной библиотеке.
План мероприятий по реализации программы развития ГБС(к)ОУ ОШИ №1 VIII вида на 2016-2017гг.
Используемая литература
Программа перспективного развития библиотеки ГБС(к)ОУ ОШИ №1 VIII вида на 2016-2018 годы (далее Программа) является концептуальной и организационной основой образовательной и воспитательной деятельности ГБС(к)ОУ ОШИ №1 VIII вида и предназначена для дальнейшего совершенствования и развития образовательного и коррекционно-развивающего процесса в школе.
Актуальность. Ключевой идеей программы является идея поиска новых путей развития школы, путей организации образовательного процесса, способствующего: гармонизации развития личности ребенка коррекции и компенсации недостатков развития; социальной адаптации детей с нарушением развития; формированию социально значимых качеств личности; формированию у учащихся познавательной активности; Нормативная база для разработки Программы:
Закон РФ «Об образовании».
Конвенция о правах ребенка
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Федеральная программа развития образования.
Национальная стратегия «Наша новая школа».
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015 г.
Закон РФ "О библиотечном деле".
Закон РФ "Об информации".
Устав ГБС(к)ОУ ОШИ №1 VIII вида
Основная образовательная программа ГБС(к)ОУ ОШИ №1 VIII вида
Цель программы развития библиотеки : определить стратегию и тактику преобразования образовательной среды коррекционной школы с учетом реалий современной жизни и меняющегося контингента учащихся, образовательной политики с учетом специфических особенностей школы, обеспечения доступности образования каждому ребенку с ограниченными возможностями развития с учетом его индивидуальных возможностей, психофизических и психологических особенностей, обеспечения социальной адаптации и последующей интеграции в трудовые коллективы г. Севастополя.
В городской образовательной сети учреждений для детей с ограниченными возможностями идет формирование полидисциплинарной интеграционной системы взаимодействия, которая включает помимо ребенка и членов его семьи, учителя, воспитателя, логопеда, дефектолога, социального педагога, педагога-психолога, врача, педагога дополнительного образования. Это скоординированное взаимодействие должно значительно повысить качество и эффективность проводимых реабилитационных мероприятий.
Программа развития библиотеки нацелена на создание социальной системы, обеспечивающей максимально эффективные условия для воспитания, коррекции и социальной адаптации учащихся с нарушенным развитием, в том числе детям со сложной структурой дефекта.
В основе программы развития заложены следующие принципы: Принцип индивидуального подхода в реализации воспитательных и коррекционных задач.
Принцип воспитания обучащихся с учетом жизненной необходимости и практической значимости.
Принцип взаимодействия специалистов и родителей учащихся, как равноправных участников воспитательного процесса.
Пространство, построенное на вышеперечисленных принципах, сориентировано на личность ребенка: развитие его способностей и внутреннего духовного мира, сохранение и укрепление его здоровья, на открытое сотрудничество педагогов и учеников, педагогов и родителей.
Основные задачи программы:
Создать благоприятные условия для социальной адаптации обучающихся.
Формировать высокую правовую культуру всех участников образовательного процесса.
Расширить спектр дополнительного образования для развития творческих способностей учащихся с учетом индивидуальной траектории обучения.
Социализация учащихся Программа развития ГОУ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида определяет стратегию приоритетного развития воспитания и меры его реализации. Основные цели и задачи Программы определены в соответствии с Федеральными программами, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности современного состояния общества и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации к области образования. Современное состояние системы специального коррекционного образования характеризуется сменой приоритетов в задачах деятельности библиотеки. На первый план ставится задача обеспечения прав на получение доступного образования для всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями интеллектуального и физического развития. Информационная справка о школьной библиотеке.
1. Общие сведения
1.1Год основания библиотеки- 1962 год
1.2Этаж- цокольное помещение
1.3Общая площадь- 120 м2
1.4Наличие специального помещения, отведенного под библиотеку - да
1.5Наличие читального зала (да). Количество посадочных мест-20.
1.4 Посадочных мест -20
1.5Читальный зал совмещен с библиотекой (да, нет)- да
1.6Наличие книгохранилища для учебников (да, нет)- да
1.7Книгохранилище для учебников совмещено с абонементом (да, нет)-нет
1.8Площадь книгохранилища- 30м2
1.9Месторасположение книгохранилища - подвальное помещение, спальный корпус
1.10Материально-техническая база: (количество)
кафедра выдачи - нет
стеллажи -14
шкафы - - 2
каталожный шкаф-1, кол-во ящиков-9
столы - 9
стулья - 18
компьютер- 4
принтер- да
сканер- да
выход в Интернет (да, нет)- да
наличие автоматизированной библиотечной системы - нет
Книжные выставки - 3
2. Сведения о кадрах
2.1Штат библиотеки (количество человек) -1 человек
2.2Базовое образование сотрудников библиотеки- Высшее библиотечное, высшее педагогическое
2.3Стаж библиотечной работы сотрудников библиотеки – 24,5 года
2.4Стаж работы в данном ОУ сотрудников библиотеки- 3 года
2.5. Разряд оплаты труда по ЕТС сотрудников школьной библиотекой
2.8 Размер надбавок за библиотечную работу сотрудников библиотеки
2.8 Повышение квалификации сотрудников (название курсов)
-«Интернет в работе учителя» для библиотекарей,№ 117, 36 часов, дата выдачи удостоверения 12.02.2014г., ИПО СГГУ.
удостоверение о повышении квалификации, тема «Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС», 28 часов, №007343, выдано федеральным государственным автономным учреждением «ФИРО», выдано 24.07.2014г.
удостоверение о повышении квалификации на тему «Информационно-библиотечная деятельность в образовательной организации»,№1042, выдано 24.12.2014г. ИПО СГГУ.
«Стратегия инновационной деятельности библиотек образовательных организаций (ФГАУ "ФИРО") часов: 40 ; год окончания: 2014.
«Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Негосударственное образовательное учреждение дополнительного приоритетного образования "Академия приоритетного образования") часов: 72 ; год окончания: 2015г.
2.9 Участие в конкурсах и награждения:
Благодарственное письмо за подготовку учащихся к участию в олимпиаде «Осень- 2016» проекта ИНФОУРОК.№УО-345189, выдано 31.10.2016г.
Благодарность за подготовку учащихся к общегородскому конкурсу «Информационная независимость», 2013г.;
сертификат участника вебинара «Особенности осуществления государственных закупок в сфере образования», 09.09.2015г..
благодарность за подготовку и проведение школьного этапа Всероссийского конкурса по чтению вслух «Живая классика» учащихся школы-интерната№1, 2016г.;
благодарность за активное участие в работе проекта для учителей «Инфоурок», №151838360, 19.05.2016г.
2.10 Совмещение библиотечной и педагогической деятельности (уроки, кол-во часов)- факультатив «Я-библиотекарь», 1 час в неделю ; уроки ИЗО-4 часа в неделю.
2.11 Владение компьютером заведующей библиотекой (нулевой, средний, высокий)высокий
3. График работы сотрудника библиотеки понедельник .9.00 до 17.30, вторник 9.00 до 17.30,среда- методический день по графику СИПО, четверг- 10.00 до 18.30, пятница - 9.00-16.00.
3.1Сотрудников библиотеки-1
4. Наличие нормативных документов
4.1Положение о библиотеке (да, нет)- да
4.2Правила пользования библиотекой (да, нет)- да
4.3Должностная инструкция библиотекаря - да
4.5Положение об использовании учебных фондов и мерах обеспечивающих сохранность литературы - да
5. Наличие учетно-отчетной документации
5.1Годовой план работы- да
5.2Анализ работы библиотеки за год-да
5.3Дневник библиотеки (бумажный, электронный вариант)- бумажный, электронный вариант-да
5.4 Основной фонд:
Книга суммарного учета основного фонда- да
Инвентарные книги (количество книг)- 8
Папка актов движения фонда- да
Папка ксерокопий, счетов, накладных- да
Акты о проведении инвентаризации -да
Тетрадь учета книг, принятых от читателей взамен утерянных- да
5.5Фонд учебников
Книга суммарного учета учебного фонда- да
Справки о поступлении учебников-да
Тетрадь учета регистрационных карточек на учебники -да
Папка актов движения фонда - да
Тетрадь замены учебников-да
Журнал выдачи учебников по классам, читательские формуляры-да
Отчет по обеспеченности учебниками- да
6. Сведения о фондах
6.1Основной фонд библиотеки.
Общее кол-во экз.10467 экз. бумажных носителей
Естественные науки (2 отдел) (экз.)2457 экз.
Прикладные науки (3 ,4, 5 отделы) (экз.)456 экз.
Общественные и гуманитарные науки, литература универсального содержания (6/8 и 9 отделы) (экз.)2835 экз.
В том числе педагогические науки (74 отдел) (экз.)684 экз.
Художественная литература (84 отдел) (экз.)3434 экз.
Литература для дошкольников и учащихся 1–2 классов (экз.)599 экз.
Количество документов на электронных носителях-12
Расстановка библиотечного фонда в соответствии с ББК (да, нет, частично) -да
6.2Учебный фонд библиотеки.
Количество экземпляров1550 экз.
Расстановка учебного фонда - по нумерации классов
Количество названий выписываемых периодических изданий - 12 наименований
7. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
(примерный объем в карточках)
7.1Алфавитный каталог. Количество карточек- 2000
7.2Систематический каталог. Количество карточек- нет
7.3Систематическая картотека статей. Количество карточек- 280
7.4Топографический каталог. Количество карточек- 48
7.5 Картотека на учебную литературу. Количество карточек- 128 экз.
7.6Тематические картотеки для различных возрастных групп: (название, читательский адрес):
7.6.1 Читай! Сделай! Играй! (для учащихся)-70;
7.6.2 Правовое воспитание(для учащихся)- 24
7.6.4 Правовое воспитание(для учащихся)- 34
7.6.5 Вопросы воспитания и обучения( для учителя, воспитателя)- 150;
7.7Краеведческие картотеки и тематические подборки материалов-35
7.8Тематические папки-накопители. Количество папок-5
7.9Количество записей в электронной базе данных- нет
7.10Тетрадь учета библиографических справок- 51
7.11Количество библиографических пособий, подготовленных библиотекой- 2
8. Массовая работа
8.1Общее количество мероприятий, проведенных за год - 52
8.2Выставки- 8
8.3Обзоры- 14
8.4Громкие чтения-15
8.5Беседы-14
8.6Комплексные мероприятия- 4
8.7Количество проведенных библиотечных уроков -9
9. Предоставление библиотекой дополнительных услуг
10. Показатели работына 01.09.2016г.
10.1Количество читателей- 276 чит.
10.2Количество посещений-3092 чит.
10.3Посещаемость-11,2 посещений в год
10.4Количество книговыдач основного фонда за год- 5427экз.
10.5Естественные науки (2 отдел)- 460 экз.
10.6Прикладные науки (3, 4, 5 отделы) – 577экз.
10.7Общественные и гуманитарные науки, литература универсального содержания (6/8 и 9 отделы) -544экз.
10.8Педагогические науки (74 отдел) -661 экз.
10.9Художественная литература (84 отдел) 741 экз.
10.10Литература для дошкольников и учащихся 1–2 классов -114 экз.
10.11Количество документов, выданных на электронных носителяхнет
10.12Обращаемость основного фонда (без учета учебников)- 0,52
10.13 Книгобеспеченность основного фонда (без учета учебников) -38,0
10.14Читаемость основного фонда (без учета учебников )- 19,7
10.15Количество книговыдач учебного фонда- 590
10.16Процентная обеспеченность бесплатными учебниками - 100%
Аналитическое обоснование программы. Основной задачей школьной библиотеки считается формирование личности ребенка с нарушениями в развитии в условиях коррекционно-развивающего обучения. Непременным условием решения этой задачи является создание коррекционно-развивающего пространства, превращение библиотеки в среду жизнедеятельности и развития детей разных стартовых возможностей, социальная адаптация и подготовка обучающихся к будущей самостоятельной жизни. Для успешного решения этой задачи необходимы следующие подходы: педагогические, психологические, дефектологические, логопедические.
Задачи программы развития библиотеки.
Разработка индивидуальных маршрутов развития обучающихся. Необходимость внедрения в воспитательный процесс школы новых педагогических технологий во всех сферах деятельности.
Создание системы воспитательной работы, направленной на социальную адаптацию и интеграцию детей в общество.
Родители учащихся должны стать полноправными участниками образовательного процесса. Система взаимодействия школы с семьями учащихся – одна из наиболее значимых. По данным психологической службы школы достаточно высок процент родителей, неадекватно оценивающих психофизические возможности своих детей. Это в свою очередь негативно сказывается на развитии, обучении и воспитании.
Поэтому одной из важных задач программы развития является деятельность по формированию качественно нового взаимодействия с родителями учащихся. Получению стабильного результата в реализации программы развития, способствуют следующие факторы:
Использование в работе различных инновационных методов и приемов работы в библиотеке; постоянная и активная помощь, взаимодействие с педагогами и воспитателями по совершенствованию методов воспитания в специальной коррекционной школе.
Экспериментальная работа охватывала достаточно широкий круг проблем и направлений деятельности школы. В процессе ее осуществления были выявлены приоритетные направления экспериментальной работы, которые оказались наиболее актуальными и востребованными в коррекционной педагогике. Такими направлениями оказались:
Одним из наиболее успешных и продуктивных направлений экспериментальной работы была разработка метода проектной деятельности учащихся коррекционной школы. Овладение различными понятиями требует от ребенка достаточно высокого уровня развития таких процессов логического мышления, как анализ, синтез, обобщение, сравнение. В силу нарушения этих мыслительных процессов у умственно отсталых детей овладение знаниями, умениями и навыками представляет для умственно отсталых детей большую сложность.
Метод проектов как способ организации деятельности детей, построенный на основе их интересов и имеющихся представлений, осуществляющийся при активном участии родителей в подготовке, планировании и на всех этапах его реализации, направлен на формирование у детей социально значимого опыта, способствует формированию интегрированных знаний и является одним из самых эффективных методов обучения и воспитания.
3 . Внедрение в воспитательный процесс школьной библиотеки леготехнологии. Леготехнология - это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования Лего как конструктивно-игрового средства для детей с нормальным психофизиологическим развитием, а также с речевой патологией и умственной отсталостью достаточно широк. Леготехнология используется в школе в следующих видах деятельности: Использование Лего в конструктивно-игровой деятельности. Использование Лего при подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения и грамматического строя речи, ознакомлении с окружающим миром.
4. Одним из недостатков специального образования в России является достаточная изолированность специальных коррекционных образовательных учреждений и учащихся, обучающихся в них от остальных образовательных учреждений. Понимая это, очень важно дать возможности интегрировать учащихся школы в общеобразовательную среду. Для реализации этой задачи учащиеся должны привлекаться к участию во многих конкурсах, викторинах, праздниках, фестивалях, проходящих в округе, городе, на международном уровне. Новый подход в использовании методик организации КТД (коллективных творческих дел).
Прогнозируемый результат. Воспитательная работа по развитию, формированию и коррекции личностных качеств (группы, микрогруппы, индивидуально).
Решение проблем воспитания в зоне ближайшего развития создание условий для самостоятельной деятельности учащихся.
Развитие самостоятельности и критичности действий. обеспечение смены ролей и деятельности каждого ребенка в организации и проведении КТД (коллективных творческих дел);
Создание возможностей для самораскрытия и самореализации.
Развитие умений, способностей, становление характера. воспитание в ходе совместной творческой, развивающей деятельности детей и взрослых по модели: «учитель-ученик; ученик-ученик; родитель-ученик; учитель – родитель – ученик».
Подготовка к деятельности в социуме. Интеграция в общество. Использование в воспитательной работе новых педагогических технологий (Педагогика успеха, Реабилитационная педагогика)
Расширение арсенала приемов, методов, образовательных технологий: - игротерапия; -сказкатерапия (по программе Градовой С.А.); - куклотерапия (по программе Ерманок М.И.); - арттерапия (психодрама) (по программе Кириленко М.П.); - эвритмия (зримая речь); -психитренинг; -игровой тренинг (ролевые и деловые игры);
Расширение и развитие использования информационных технологий для повышения потенциала воспитательной системы.
Мероприятия по развитию информационного пространства школьной библиотеки:
1.Создание школьной студии видеозаписи
2.Разработка системы мер по совершенствованию деятельности школьной библиотеки в осуществлении взаимодействия школы и семьи.
Планирование работы администрации и координационного совета по привлечению к реализации программы развития деловых партнеров, органов управления и общественных организаций.
Ресурсы для реализации программы:
1.Изучение зарубежного и регионального опыта работы.
2.Собственные методические разработки и программы по проблеме.
3.Изучение новых научно-методических исследований и опыта работы коррекционных и общеобразовательных учреждений по заявленным проблемам.
4. Стратегия реализации концепции модели «Школа –доступная среда».
Этапы и сроки реализации программы развития.
1 этап – Изучение научной литературы, опыта работы других коррекционных образовательных учреждений (в том числе и в рамках сотрудничества). Составление программы факультатива «Я –библиотекарь» уровне. Определение потенциала основных направлений-блоков программы развития.
Сроки: 2016г. I полугодие. Ответственные: Координационный совет реализации программы развития.
2 этап. – Разработка содержания инновационных программ, разработка содержания вспомогательных подпрограмм, направленных на реализацию программы развития. Оценка целесообразности использования имеющихся социально-педагогических условий для эффективности формирования модели школы – развивающей среды.
Сроки: сентябрь- декабрь 2016 г. Ответственные: Координационный совет, педагог-библиотекарь школы.
3 этап – Анализ промежуточной результативности внедрения инновационных программ, обобщение и систематизация полученных промежуточных результатов, внесение корректировок в разработку содержания и методики внедрения в практику инновационных программ. Осуществление внешней оценки промежуточных результатов. Анкетирование, мониторинг деятельности программы.
Срок: сентябрь - апрель 2017 г. Ответственные: Координационный совет. Педагог-библиотекарь.
4 этап. Анализ полученного фактического материала, обобщение и систематизация полученных результатов, разработка рекомендаций в адрес предполагаемых потребителей разработанного материала. Оформление и тиражирование результатов, публикация их.
Срок: январь - май 2018г. Ответственные: Координационный совет.
Порядок обновления программы развития. Ежегодный анализ реализации программы развития в соответствии с намеченными сроками. Осуществление анализа в процессе самооценивания и осуществления внешней оценки работы школы в конце учебного года. На основании ежегодного анализа составление ежегодного плана реализации программы, координация целей и задач на предстоящий учебный год, определение плана работы на год. Подведение итогов работы по реализации программы развития (2017г.).
Ожидаемые результаты.
1.Содание условий в школьной библиотеке формирования для обучающихся эффективной воспитательной среды для ребенка с нарушением развития различной этиологии, степени тяжести, в том числе для детей со сложной структурой дефекта.
2.Расширение возможностей использования новых технологий, в том числе информационных, для решения функционирования библиотеки.
5.Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки семьям в вопросах воспитания, развития и взаимодействия с детьми.
6.Создание воспитательной системы, позволяющей сформировать личность выпускника школы, способного быть полноправным членом общества и необходимой его частью (воспитательная модель выпускника).
7.Развитие экспериментальной и инновационной деятельности в школе, повышение квалификации и компетенции педагогов школы.
9.Развитие процесса интеграции умственно отсталых детей в среду нормально развивающихся сверстников, как средство социальной адаптации и духовного роста учащихся.
Организация управления реализацией программы. Для организации работы по реализации программы развития создается школьный координационный совет.
Основой положения о координационном совете является следующее: Состав координационного совета
Председатель координационного совета
Библиотечный совет
Функции .Осуществление мониторинга реализации программы развития.
2.Внесение корректив на всех этапах реализации.
3.Разработка нормативных положений, рабочих программ, действующих в рамках программы развития.
4.Организация работы по обобщению и распространению опыта работы
5. Организация и осуществление взаимодействия с организациями, связанными с реализацией основных положений программы развития
Полномочия 1. Планирование работы и распределение обязанностей между всеми участниками реализации программы развития
Оценка эффективности внедрения программы развития.
критериев, позволяющих судить об эффективности реализации программы развития.
Система критериев включает следующие группы:
Уровень воспитанности учащихся (параметры оценки разработаны для каждой ступени обучения).
Уровень развития и сформированности качеств личности, способствующих социальной адаптации (параметры оценки разработаны для каждой ступени обучения).
Алгоритм отслеживания внедрения программы развития. Установление эталонов в индикаторах (измеряемых величинах) и установление критериев, по которым можно судить о достижении стандартов.
Сбор данных и их оценка, которая основывается на показателях точно измеряемых и на данных, не поддающихся измерению.
Принятие соответствующих мер для обновления программы развития (коррекция).
Оценивание эффективности реализации программы развития осуществляется по основным направлениям развития, где прописываются индикаторы, вырабатывается шкала оценки (высокая, достаточная, низкая), указываются сроки исполнения и ответственные.
Педагог-библиотекарь Лихачева М.А.