Доклад на тему «Современное образование. Диалог во имя будущего»


(КЛИП ПРО КОТА)
На таком материале можно формировать личностные ценности, ответить на вопрос «для чего мы живем», повлиять на восприятие мира, избавить детей от равнодушия, создать атмосферу любви, сострадания, восполнить нехватку витамина Д (витамина доброты).
(СЛАЙД)
Комплексный учебный курс, который я веду в своей школе, так и называется «ДОРОГОЮ ДОБРА».
Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано принятием двух программ: «Программа развития воспитания в системе образования РФ» и «Государственной программа патриотического воспитания граждан РФ». Принятие данных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования.
(СЛАЙД)
В.А. Сухомлинский отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - бездуховности. Настоящий человек начинается там, где есть святыни души».
Все это в полной мере реализует курс ОРКСЭ. Те, кто ведут этот курс, знают, как это ответственно, но и проблемно.
Уроки требуют большой подготовки. Материал учебника недостаточный, иногда изложен сложно для 4 класса. Да и мы с вами выросли во время научного атеизма, поэтому есть опасность неверно изложить материал.
Личность учителя играет немаловажную роль!!!!! А высказывание «ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ АНГЕЛОЧКАМИ, НЕ БУДЬТЕ САМИ ДЬЯВОЛОЧКАМИ» - по-моему, должно быть девизом и семьи, и школы.
Я веду курс «Основы православной культуры» двенадцатый год. Первые годы курс преподавался факультативно. Несмотря на то, что в классе обучались и мусульмане, на занятия оставались все без исключения. Это было самое начало двухтысячных годов, когда стало возможным вести разговор о духовности, святости, о Церкви, о традициях.
(СЛАЙД)
За основу я взяла экспериментальное авторское пособие Л.Л. Шевченко. Наши занятия не вмещались в рамки школьного урока. Сорок минут пролетали незаметно, и мы задерживались гораздо дольше. И вот - наша первая Рождественская елка! У меня были сомнения, что родители моих мусульманских ребятишек не позволят им пойти на это мероприятие, которое город проводил вместе с Вознесенским собором в ДК «Родина». Но вопреки моим опасениям, ребятишки явились в полном составе! А каково было мое радостное удивление, когда дедушка (не папа, а именно – дедушка мусульманин) преподнес мне в подарок к празднику Рождества, баночку сгущенного молока!
Сегодня первые мои ученики этого курса – уже выпускники, многие студенты вузов, коллеждей. При встречах мы вспоминаем наши разговоры по «душам» и о душе. Многие говорят, что те знания, тот заряд чистоты и радости, который они получили в те детские годы, позволяют им переживать трудности взрослой жизни.
(СЛАЙД)
Прошли годы. Государство вводит предмет ОРКСЭ в обязательную часть образовательной программы. Многое изменилось в нашем государстве за эти годы. Но каждый раз, приходя в новые классы, я вижу желание чистой, детской души услышать призыв о спасении, о добре, милосердии, о надежде на вечность. Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение. Это хорошо знакомая нам истина звучит сегодня с новой силой.
(СЛАЙД)
На уроках ОПК мы много говорим о нашей великой, многострадальной Родине, о том, что в России всегда жил только один единый народ, который во всем мире принято называть русским. По своей сути этот народ включает в себя более 150 национальностей. Не случайно весь мир называет любого выходца из России независимо от его национальности русским. На территории нашего государства национальности, относящиеся в культурном плане к мусульманскому или западному миру, входили в мировую культуру именно в лоне русской культуры. Это объясняется бережным отношением русской византийско-православной культуры к другим национальным культурам и их носителям. Все школы нашей России должны быть школами русской культуры. Это должна быть не школа для русских, а школа русской культуры для всех национальностей, живущих в России.
(СЛАЙД)
Большое внимание уделяем формированию партиотического чувства. В структуре учебного комплекса предусмотрены темы: «Наша Родина – дружная семья народов», «Любовь и уважение к Отечеству как высшее проявление норм и ценностей», «Духовные традиции многонационального народа России».
«Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла».
Многие забывают, что патриотизм – это не только любить свою Родину, но и уметь за нее умереть. Сейчас хотят, чтобы дети жили хорошо, то есть были сытые, одетые, обутые и немножко образованные. В России традиционно учили детей страдать, терпеть лишения вместе с Отечеством и, если нужно, умирать за него.
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
(СЛАЙД)
Курс ОПК является культурологическим. При таком подходе объясняется, почему человек молится, почему он живет церковной жизнью и что в результате этого он получает. На уроках мы выясняем, что есть добро и что есть зло, а как жить – это уже выбирает сам человек, сам ученик, которому дается возможность выбора.
(СЛАЙД)
При изучении курса мне очень помогает чтение православных сказок. В сказке, в сказочных образах народ осознает себя, хранит свою мудрость, свое страдание и свой юмор, показывая нравственные действия и поступки, учит отличать добро от зла и творить добро.
Мы читаем отрывки из произведений Лидии Чарской, Юлии Вознесенской, Бориса Ганаго и других православных писателей.
(СЛАЙД)
Наши занятия включают в себя просмотр видеофильмов нравственной тематики, видеоклипов на притчи Светланы Копыловой, театрализацию.
Один из таких клипов мы посмотрели в начале. Они коротенькие, но очень емкие.
Клип «Донор» трогательно объясняет тему дружбы и самопожертвования. Клип «Записка» - о любви и почтении к родителям, клип «Калека» - о мужестве, жизнелюбии и благодарности Творцу.
Я думаю, эти клипы можно использовать и на уроках СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.
Во время изучения курса у детей возникает много вопросов.
Как только начинается изучение курса, ребятишки тут же несут из дома детскую Библию, Евангелие. Многие занимаются в Воскресной школе, поэтому какой–то церковный опыт, какие-то знания у них уже есть.
Например, почему Господь не уничтожил Адама и Еву после грехопадения и не создал новых людей? Или, почему согрешили первые люди, а отвечают все? Или еще один интересный вопрос: если первые люди жили так долго, то в каком возрасте у них заканчивалось детство? Или для чего нужно было Богу стать человеком?
Трудные темы для объяснения – это «Христос и Его крест», «Таинство Причастия», «Заповеди блаженств».
Я долго думала, как десятилетнему ребенку объяснить тему жертвы Христа, пока не нашла короткометражный фильм «МОСТ». После просмотра ребятишки сами объяснили мне, почему Господь допустил гибель Своего Сына.
Особенность программы духовно-нравственного воспитания обучающихся – это интеграция урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
В нашей школе в рамках внеурочной деятельности я веду курс «Дорогою добра» для обучающихся 2-3 классов, курс «Мой мир – наш мир» для 5-8 классов и курс «Семьеведение» в 7-8 классах.
Те дети, с которыми мы в 4 классе изучали ОПК, спустя 2 года приходят ко мне на Семьеведение. И задают мне не менее сложные вопросы.
Просят высказать мнение церкви по поводу разводов. И существует ли церковное развенчивание? Возможно ли в семье наказание? Можно ли простить измену? Существует ли настоящая любовь? Кто в семье главный? И почему в Библии говорится, что жена должна бояться мужа?
Ответить на эти вопросы мне помогает книга свящ. Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь».
«Созданная не из головы, чтобы превосходить его, и не из ступней, чтобы попираться им, а из его груди, чтобы быть равной ему, под мышкой, чтобы быть защищенной, у сердца, чтобы быть любимой». Возможно, ребро описано романтически, но это верно отражает библейский идеал брака.
(СЛАЙД)
Обучающиеся 4-8 -х классов ежегодно принимают участие в Православной Олимпиаде, организованной Православным Свято-Тихоновским Гуманитарным Университетом, как на школьном, так и на муниципальном уровнях.
Олимпиада проводится ежегодно при поддержке Министерства Образования Российской Федерации. Проведение Олимпиады нацелено на формирование нравственных и духовных ценностей в системе ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Когда наш ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ впервые предложил поучаствовать в этой Олимпиаде, я немного испугалась. Мне казалось, что вопросы очень сложные, детям будет неинтересно. Но оказалось, наоборот. Да…многие темы для них новые, не на все задания они дают ответы. Но на следующем занятии мы обязательно смотрим видеоответы, которые предлагаются на сайте. Так ребята узнают много нового.
В настоящее время образовательный проект “Олимпиада школьников по ОПК” включает в себя три олимпиады:
(СЛАЙД)
Учителя СВЕТСКОЙ ЭТИКИ найдут на сайте интересные олимпиадные задания по своему модулю.
За период 2007-2016 г.г. Олимпиада вышла на международный уровень, а число её участников выросло почти в 45 раз. Сегодня в Олимпиаде участвует каждая 5-ая школа.
Все участники получают дипломы 1, 2, 3 степени или диплом участника. Организаторы, т.е. учителя, получают Благодарственные письма от Университета.
(СЛАЙД)
Все это делается очень просто: нужно в поисковике - русскими буквами набрать ПРАВОСЛАВНАЯ ОЛИМПИАДА, зайти на сайт, выполнить пошаговую инструкцию, зарегистрировать школу, скачать задания, видеоответы. Потом загрузить результаты, тут же выдаются сертификаты. Их можно скачать в форме PDF или в WORDE, распечатать.
Затем все участвуют в муниципальном туре (при чем есть тур для групп школ, а есть муниципальный тур для одиночных школ. А победители муниципального тура могут участвовать в региональном туре. Вся информация выложена на сайте очень доступно, можно задавать онлайн – вопросы. Все задания присылаются в личный кабинет.
Предлагаю вашему вниманию некоторые задания.
(СЛАЙДЫ)
Указом президента 2016 год был объявлен годом Российского кино. Когда я проводила олимпиаду по этой теме, я с огорчением поняла, что современные дети не смотрят русские фильмы, даже мультфильмы, не знают наших знаменитых режиссеров, актеров, героев, жанров кино.
Поэтому олимпиадные задания были кстати. Посмотрите, как сформулированы задания, сколько информации они в себе несут!
Задания по ОПК тоже несут в себе огромную познавательную информацию.
На сайте уделяется особое внимание методическому сопровождению.
То, что уроки по ОПК в нашей школе имеют свое продолжение во внеурочной деятельности и на уроках СЕМЬЕВЕДЕНИЯ, позволяет нашим ученикам ежегодно принимать участие в Рождественских Епархиальных чтениях. (СЛАЙД)
В прошедшем 2015-2016 уч. году ученица нашей школы стала победительницей конкурса «Красота Божьего мира» (СЛАЙДЫ).
В этом году её работа заняла 2-е призовое место в Епархии и отправлена в Москву.
Команда старшеклассников заняла первое место в православной викторине «Зерно истины» среди школ города. (СЛАЙДЫ).
В ТЕКУЩЕМ году старшеклассники впервые приняли участие в литературном конкурсе рассказов и сказок «С любовью к детям». Ждем результатов конкурса. (СЛАЙД).
Школьный коллектив тесно сотрудничает с молодежной группой им. Евгения Родионова при Вознесенском соборе нашего города. Молодежная группа выступает с театральными постановками перед обучающимися начального звена (СЛАЙД), совместно посещают Дом ветеранов, где радуют пожилых людей своими концертами и подарками (СЛАЙД).
Совместно с епархией организуем спортивные мероприятия. (СЛАЙД). После соревнований, за сладким столом ребята задают вопросы священнику, как устно, так и анонимно, в записках.
Чем хороши такие встречи – многие дети живут в женских семьях, где есть только мама и бабушка. В школах практически нет учителей - мужчин. А здесь – образ мужчины, отца, с которым можно решить свои проблемы.
Священники принимают участие в уроках и мероприятиях, посвященных таким праздникам, как «День народного единства», «День студентов и учащихся», «День победы» и др.
Я считаю, что курс ОРКСЭ, курс «Семьеведение», внеурочная деятельность обязательно принесут свои добрые плоды. И в подтверждении своих ожиданий хочу привести письмо вчерашнего четвероклассника, в котором он просит администрацию школы продолжить в 5 классе курс ОПК.
Я люблю уроки «Основы православной культуры», всегда их жду, а самое интересное рассказываю дома. Когда слушаешь учительницу внимательно, чувствуешь, что душа становится светлее. Я учусь на ошибках героев рассказов, чтобы их не повторять и не делать самому. После урока всегда хочется кому-нибудь сделать что-то хорошее.
Мой папа много работает, сестренка маленькая – ей чуть больше года, и мама сильно устает. Я понял, что мне надо больше слушаться маму и помогать ей во всем. Мне кажется, что после каждого урока «Основы православной культуры», каждый человек становится хоть чуточку добрее. Хочется всех радовать!
Кустов Илья 5 А