Статья Межкультурный диалог в формировании личности студентов

Межкультурный диалог в формировании личности студентов
Эрендженова О.К.
В современных условиях важным фактором формировании личности студентов является поликультурная подготовка – систематическое, направленное воспитательное воздействие, подкрепленное знаниями различных национальных культур, традиций, этнопсихологии. Такое образование дает возможность формировать толерантную личность, способную с уважением относиться к культурным ценностям не только своего, но и других этносов, осознанно строить корректные отношения с представителями разных народов, соблюдая право каждого из них на самобытность.
На практике установлено, что больший интерес у студентов вызывают мероприятия, раскрывающие сокровищницу самобытной национальной культуры, этикетные национальные взаимоотношения калмыцкого и других народов, проживающих на территории Калмыкии.
Большое место в нашей работе как преподавателей дисциплин общеобразовательного цикла занимает внеурочная деятельность со студентами по развитию чувства национального самосознания, по важнейшим вопросам этно-экологического, духовно-нравственного воспитания студентов, которая способствует развитию их творчества, активности в применении знаний на практике. Положительно, что студенты смело высказывают свои мысли, спорят, доказывают, убеждают друг друга по самым различным вопросам: об истинной и ложной красоте, о позиции настоящего гражданина, о подвигах и бессмертной памяти героев войны, о ярких этапах развития республики. Все это вкупе и несет нравственное сознание.
Мы осуществляем эту работу в разных формах: в учебно-исследовательской, индивидуальной работе с отдельными студентами. Из них самые результативные мероприятия:
- Дни национальных культур,
- интеллектуальные игры и конкурсы,
- этнопедагогические уроки,
- компьютерные презентации,
- научно-практические конференции.
Самые эффективные проекты:
- благотворительные акции, волонтерское движение;
- заседания клуба «О культуре и духовности»;
- встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и труда, выдающимися деятелями науки, культуры, искусства Калмыкии;
- Общероссийская детская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего» в г.Обнинске.
В рамках заседаний клуба «О культуре и духовности» студенты КФ МГГЭУ совершают экскурсии в Центральный хурул, Элистинский Кафедральный собор. В нашем учебном заведении проводятся встречи с духовными представителями разных конфессий, во время которых студенты получают богатый опыт культуры общения; реализуются важнейшие задачи духовно-нравственного воспитания. Студенты КФ МГГЭУ ежегодно участвуют в проектах по развитию межкультурной коммуникации республиканского, всероссийского и международного уровней, где их работы получают высокую оценку. Большая подготовительная работа и непосредственная массовость, разнонаправленность в осуществлении проектов являются реальным доказательством многосторонней дружбы, диалога культур студентов в филиале.
Сотрудничество с Общероссийской детской общественной организацией Малая академия наук «Интеллект будущего» в г.Обнинске помогло раскрыть индивидуальные творческие способности наших студентов.
Мы утверждаем, что за молодыми - будущее. Но какое оно будет, это будущее, зависит от того, какова культура их взаимоотношений между собой. Именно с целью накопления диалогического опыта, развития поликультурных ценностных ориентаций студентов и проводится ряд учебно-воспитательных мероприятий в Калмыцком филиале МГГЭУ, ибо система образования и воспитания должна быть не только личностно ориентированной, но и национально ориентированной. Активно участвуя во многих проектах, студенты филиала приходят к выводу, что быть востребованным, конкурентоспособным специалистом и просто уважаемым человеком в обществе можно лишь тогда, если знаешь национальную, этническую культуру - свою и других народов, знаешь свои корни и национальные достоинства и духовные традиции других народов.
Используемая литература:
Мукаева О.Д. От этнического к мультикультурному воспитанию// Образовательные системы и воспитание личности в условиях становления гражданского общества: национальный и этнические аспекты. Материалы научной конференции, 2005г.
Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование: что это такое?// Иностр.языки в школе.-2006г.,№4.
15