Всероссийская научно-практической конференция «Межкультурный диалог народов России» Использование на уроках русского языка и литературы материалов по краеведению Кочкуровского района


Всероссийская научно-практической конференция
«Межкультурный диалог народов России»

Использование на уроках русского языка и литературы материалов по краеведению Кочкуровского района
Современная социокультурная ситуация может быть охарактеризована как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведет к смене приоритетов и ценностей не только в сфере экономики и политики, но и в сфере культуры и морали. Культура XX столетия едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур. Идеалы и установки современной культуры являются сплавом того, что достигло человечество к концу XX в.
Изучение родного края, его истории необходимо для всех независимо от возраста. «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая, зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил, завет предков потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего. Знакомство с жизнью, бытом, природой и культурой родного края способствует нравственно-эстетическому воспитанию учащихся, становлению их гражданственности, формированию активной жизненной позиции. Учащиеся знакомятся с новыми людьми, или узнают ранее неизвестное, казалось бы, о знакомых людях. Подробности жизни этих людей вызывают у учащихся невольное восхищение, уважение к людям старшего поколения.
Сегодня на уроках литературы и во внеклассной работе мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства. 
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, фольклор, прошлое и современную жизнь. Многие были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных документах они передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.
Основными направлениями в моей работе на сегодняшний день является использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы, а именно: на уроках внеклассного чтения и во внеурочной деятельности. Краеведческая работа расширяет кругозор школьников, знакомит их с литературой Мордовии, родного Кочкуровского района, вызывает гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего. Литературное краеведение позволяет школьникам ощутить связь времён и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Лучшее средство вступить в мир народной культуры своей малой родины – это вникнуть в смысл созданных народом сказок, вслушаться в его песни, понять обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, почувствовать эстетические принципы. Поэтому мы сначала обращаемся к фольклору, потом к литературе различных веков, обязательно останавливаемся на литературе родного края с прошлых времён до настоящего времени.
Формы и методы работы разнообразны:
-Выступления на различные темы. - Работа с архивными материалами. - Проведение вечеров, утренников, поэтических часов. - Выпуск газет, оформление стендов, альбомов… - Подготовка презентаций.
-Использование текстов краеведческого материала на уроках русского языка и мн. др.
Остановлюсь подробнее на использовании краеведческого материала на современных уроках литературы. Преподавание её в школе строится на единстве урочной и внеурочной деятельности школьников, поэтому, начиная работать по программе М.В.Черкезовой (5-9 классы), я увидела прекрасную возможность использовать литературное краеведение, применяя различные формы работы с учениками. Безусловно, это лишь некоторый ориентир для учителя, который, во-первых, волен избрать иной принцип и подход к данному вопросу, а во-вторых, вполне может либо  проводить указанные творческие мероприятия, либо разработать свою программу. Во всех случаях (через систему материалов, дидактический аппарат) учитель имеет возможность организовать учебную и внеурочную деятельность, основанную на литературном краеведении, наиболее значимую для определённого края. Это особый подход к изучению различных этапов жизни и творчества писателя, его отношения к искусству, творчеству, людям.
Как показывает практика, внеурочная деятельность, планирование уроков внеклассного чтения с использованием краеведческой литературы даёт оптимальный результат. Главное, чтобы это было правильно спланировано и отвечало всем требованиям программы по литературе и государственному стандарту.
В 6 классе при прохождении темы «Мифы народов мира» я задаю ребятам вопрос, какие мифы мордовского народа знают, были ли свои мифы у народа нашего района. Если дети не смогут ответить на эти вопросы, то это задание остается на дом. На следующем уроке останавливаем свое внимание на домашнее задание по мифологии древней мордвы. Делаем ссылки на книгу Н.Ф.Мокшина «Материальная культура мордвы». У мордовского народа своя мифология, так же как у всех народов на земле.
Из раздела «Устное народное творчество» в 5 классе я обращаю внимание на народные сказки мордовского народа, песни, частушки, прибаутки, считалки и т.д. Провожу конкурсы на лучший рисунок по мордовским сказкам.
Особое внимание обращаю на творчество мордовской сказительцы Феклы Игнатьевны Беззубовой. По творчеству Феклы Игнатьевны проводится урок по внеклассному чтению в 5 классе. Детям дается задание найти материал о жизни и творчестве. Им интересно знать о жизни этой талантливой сказительницы.
Ф.И.Беззубова родилась 27 сентября 1880 года в с. Новые Турдаки в многодетной семье, поэтому рано научилась всему: и прясть, и ткать. С 14 лет научилась работать на равных с взрослыми в поле. С ранних лет любила Фекла слушать народные песни и сама пробовала их складывать. Ее талант был замечен фольклорной экспедицией, в которой были будущие писатели В.К.Радаев, А.М.Моро. В 1939 году был издан сборник собранных песен под ее авторством. В дальнейшем эрзянская женщина, не обученная грамоте, стала членом Союза писателей СССР, за большие заслуги в деле развития мордовской литературы она была удостоена орденов Трудового красного знамени, «Знак почета», ей было присвоено звание народной сказительницы. Всего было издано 10 книг Ф.И. Беззубовой.
В живописи нашей российской есть пример, когда всеобщего признания и известности добивается художник. Не покидавший своего родного уголка, деревни своей. Речь идет об Аркадии Пластове, написавшем самые пронзительные полотна о войне, о сельской жизни, о родной природе. В нашей мордовской литературе есть пример верности более значительный: М.И.Брыжинский ни на один день не покидал не только родное село Новые Турдаки, что в Кочкуровском районе, но и Новотурдаковскую среднюю школу, которую сам окончил и где на протяжении 30 лет преподавал эрзянские язык и литературу. И вместе с этим всю жизнь пишет замечательные произведения из истории нашего края, мордовского народа. Ученикам Михаила Ивановича может позавидовать любой эрзянин, ведь он учил их любви к родному языку, родной литературе. Любви к родному краю, его культуре, бережному отношению к ней также призывал всей своей жизнью и творчеством Иван Сергеевич Брыжинский (отец Михаила и Андрея Брыжинских, брат Василия Сергеевича. Эта целая династия Брыжинских, на сегодняшний день «наработала» более 290 педагогических и научно-педагогических лет. Основу этой династии дал Сергей Григорьевич Брыжинский). Кроме педагогической деятельности, Иван Сергеевич занимался творчеством. Его сборник стихов «Од вайгельт» («Молодые» голоса), более 10 книг, в том числе роман «Василинка», рассказы «Пшти сельмь» («Зоркие глаза»), «Казне» («Подарок») и т.д. В 6 классе, рассматривая тему «Героический эпос народов России», я обращаю внимание детей на творчество М.И.Брыжинского, на его повесть «Половт» («Набат»). Это его первая повесть, вышла в свет 1983году. В ней раскрывается одна из героических страниц в истории поволжских народов, вставших на пути монголо-татарских орд. Открывается она яркой картиной жизни языческой мордвы домонгольского периода. Включая в ткань повествования народные предания и легенды, автор живописно рисует бытовые сцены: сватовство и испытания жениха, сцены охоты: единоборство с медведем, религиозные обряды: поклонения языческим богам, советы в священных рощах — репештях. Эти описания свидетельствуют о глубоком знании автором этнографического материала и фольклора.
Работая в классах с русским языком обучения по программе М.Т.Баранова, ученики мало знают произведения мордовских писателей, поэтому знакомство с книгой М.И.Брыжинского «Ради братий твоих», посвященной народной героине, сподвижнице Степана Разина на мордовской земле Алене Арзамасской, заинтересовывает детей, заставляет их восхищаться смелостью, мужеством этой героини.
При изучении стилей речи в 7 классе на анализ беру тексты из научных и публицистических работ А.И. Брыжинского, нашего земляка.
Андрей Иванович Брыжинский, как уже говорилось, родился в семьей учителей. Окончил филологический факультет МГУ им. Н.П.Огарева. Автор ряда сборников повестей и рассказов: «Сув», «Емаське», «Оймень марто» и др. Занимался исследованием процессов развития мордовской литературы. Автор более ста научных и публицистический статей. Детям интересно знать, что простой деревенский парень достиг таких высот как писатель и литератор. Андрей Иванович награжден Почетной грамотой Президиума Верховного Совета МАССР, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР, Почетной грамотой правления Союза журналистов СССР, Почетной грамотой правления общества «Знание» РСФСР. А.И.Брыжинский - лауреат Государственной премии Республики Мордовия.
При изучении творчества А.П.Чехова в 9 классе, когда мы знаем его не только, как гениального писателя, но и создателя театра, то нельзя пройти мимо творчества Василия Сергеевича Брыжинского, который более пятидесяти лет служит культуре, искусству и образованию Мордовии. Он один из тех, кто создавал в Мордовии профессиональное телевидение, национальный телетеатр, поставив в нем спектакли по произведениям К.Абрамова — трилогия «Лес шуметь не перестал», «Люди стали близкими», «Дым над землей», П.Кириллова - «Учительница» и т.д.
При изучении цикла «Русские писатели о родной природе» в 7 классе я провожу урок внеклассного чтения «Тема родины в творчестве мордовских поэтов». Останавливаю свой выбор при планировании на творчестве Анатолия Устимовича Эскина. Провожу конкурс на лучшего чтеца по произведениям поэта.
«Анатолий Эскин — певец раскованного лирического чувства, умеющий несказанно ощутимо передать поэтическую глубину эрзянского миросозерцания»,- так сказал о нем литературный критик Генрих Горбунов.
Анатолий Устимович родился в 1937 году в с. Семилей. Окончил Мордовский государственный университет, аспирантуру. Работал в журналах «Сурские огни», «Сятко»; в газете «Эрзянь правда». Вышли в свет его сборники стихов «Оят-ялгат», «Сюкпря», «Чадыть цецят», «Паро ежо», «Тундонь пиземе».
Нельзя не познакомить учащихся с творчеством современной мордовской сказительницы Марины Тарасовой на уроках литературы в 5 классе при изучении авторских сказок А.С. Пушкина, А.Погорельского и т. д. Дети должны знать, что Марина Тарасова родом из села Новые Турдаки.
С детства сочиняет сказки. Они публикуются в журналах «Сятко», «Мокша», «Чилисема», «Странник». Эти сказки читают как дети, так и взрослые всего финно-угорского мира. В 1996 году они вышли отдельной книгой «Псакань евкст». Будто сказки нашептал на ушко Марине сказочный кот у реки. Марина умело создает свой сказочный мир, где добро побеждает зло, где счастье и любовь приходят к людям через преграды и делают их чуткими и добропорядочными. Она член Союза писателей, лауреат литературной премии Республики Мордовия.
Человеку присуща любовь к Родине. С чего она начинается? Один скажет: «С маленькой деревеньки». Другой добавит: «С большого города». Третий скажет: «С великих людей края», а четвёртый: «С бескрайних степных просторов» и т. д. И каждый будет по-своему прав. Родина – это много: это тропинка, ведущая в берёзовую рощу, это и родная улица, где мы живём, это дом, семья. Это все мы с нашими радостями и заботами.
Родины себе не выбираем,Имени себе мы не даём.Землю, где родились и живём,С детства называем отчим краем.
Подводя итоги своего выступления, хочу процитировать слова
Д. С. Лихачёва: «К патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать». Эту возможность предоставляет нам использование в своей работе материалов литературного наследия родного края, воспитание в школьниках положительного отношения к общечеловеческим ценностям, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни.
Литература
1.А.И. Брыжинский, О.В. Пашуткина, Е.И. Чернов. Писатели Мордовии. Мордовское книжное издательство. 2001.
2. А.П. Евгеньева. Краеведение / А.П. Евгеньева //Словарь русского языка - Москва, 1999.
3. А.Ю.Тихонова, А.Ф.Сударева, О.В.Салмина. Баягине. Хрестоматия по фольклору мордвы - эрзя/под ред. Тихоновой А.Ю.Ульяновск: УИПК ПРО, 2007.
4. Б.И Краснов. Политические системы / Б.И.Краснов Социально-политический журнал 1995. № 3
5. В.А. Гадаев, Г.Н. Горбунов, М.С. Моесеев. Антология мордовской поэзии. Саранск. Мордовское книжное издательство. 1987.
6. В.Н. Ашурков. Историческое краеведение: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В.Н. Ашурков, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин; под ред. Г.Н. Матюшина - Москва, 1980.
7. И.М. Девин, М.Т. Петров, И.Д. Пиняев. Произведения мордовских писателей. Проза. Мордовское книжное издательство. 1995.
8. Кочкурово: история и современность: прошлое и настоящее района в ист. Очерках, фотодок., воспоминаниях/ авт.-сост Т.С Баргова; фото Ш.С.Смакаев. – Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2009. – 424с.
9.Л.В. Седова. Русские писатели и Мордовский край. Учебное пособие для 5-11 классов. Рекомендовано Министерством образования Республики Мордовия. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005.
10. Н.С.Борисов, В.В.Дранишников, П.В.Иванов, Д.В.Кацюба. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей / Н.С. Борисов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; под редакцией Н.С. Борисова - Москва, 1982.
11. Н.Ф.Мокшин. Материальная культура мордвы: Этногр. справочник- Саранск: Мордов.кн. изд-во, 2002. – 208с.
12.С.И.Ожегов. Краеведение / С.И. Ожегов; под общей ред. проф. Л.И. Скворцова // Словарь русского языка - Москва, 2003.
13.Фольклор народов Поволжья: Хрестоматия. Авт./сост. А.Ю.Тихонова. – Ульяновск. УИПКПРО, 2003.
14.Ю.А.Князев. Библиография в краеведческой работе (Обзор литературы) / Ю.А. Князев // Преподавание истории в школе. №3 - 1991.