Выступление на педагогическом совете 29.12.2015 года заместителя директора по УВР Гнатуши Л.Д. Тема: «Предметные олимпиады как средство развития одаренных детей».



Выступление на педагогическом совете 29.12.2015 года
заместителя директора по УВР Гнатуши Л.Д.
Тема: «Предметные олимпиады как средство развития одаренных детей».
Олимпиады возникли в Древней Греции как состязание в ловкости, силе, красоте. Хорошо известна любовь к состязаниям в решении задач, как на Руси, так и во многих других странах. В России конкурсы по решению задач начали проводиться с 1886 года, в Венгрии и Румынии- с 1894 года, в других странах значительно позже.
В 1934 году была проведена первая математическая олимпиада школьников в Санкт-Петербурге, а в 1935 году в Москве.
Владимир Тихомиров выделяет среди олимпиадных задач также «задачи на все времена, которые можно предлагать кому угодно, и в которых запрятано богатое содержание». В качестве примера таких задач можно привести задачу  HYPERLINK "http://gruzdoff.ru/wiki/%D0%A8%D0%B0%D1%80%D1%8B%D0%B3%D0%B8%D0%BD,_%D0%98%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C_%D0%A4%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87" \o "Шарыгин, Игорь Федорович" Шарыгина «о мухе»:
Муха летает внутри правильного тетраэдра c ребром . Какое расстояние она должна пролететь, чтобы побывать на каждой грани и вернуться в исходную точку? Московская математическая олимпиада, 1993 года.
После Великой Отечественной войны в проведение олимпиад включились многие города и республики СССР. В 1950 году впервые была проведена олимпиада в Беларуси, которая имела большое значение при решении проблемы математического образования в стране. Каждая олимпиада была насыщена экскурсиями, встречами и завершалась торжественным награждением победителей.
Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности. Олимпиады служат также развитию творческой инициативы ребенка.
У учащихся имеется большое желание проверить свои силы и способности. Их привлекает возможность добровольного участия в соревнованиях, необычность всей обстановки на олимпиаде.
Дух соревнования заложен в детях, поэтому они желают посоревноваться со своими товарищами.
Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.
Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов. Они с удовольствием решают задачи, выполняют различные упражнения, читают рекомендованную литературу и т.д. Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся по параллелям.
Обучение и воспитание одаренных детей является важным направлением в современной образовательной среде. Именно одаренные дети пополняют ряды национальной элиты и способствуют экономическому и культурному развитию страны.
В обществе существует некоторая настороженность по отношению к одаренным детям, связанная с недопониманием их уникальности. Многие считают, что одаренные дети не нуждаются в поддержке, поскольку достаточно талантливы и способны на самостоятельное развитие.
На самом деле такие дети испытывают потребность в эмоциональном комфорте, независимости, признании их собственной значимости.
Одаренного ребенка часто сравнивают с губкой, которая впитывает разнообразную информацию, но зачастую забывают о его уязвимости, чувствительности, эмоциональности.
Одаренные дети все воспринимают и на все реагируют, болезненно переживают неудачи. Собственную деятельность они оценивают взрослыми мерками.
Одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребенка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации учебно-воспитательного процесса, созданию условий для работы с одаренными детьми.
Важнейшим средством развития личностных особенностей ребенка является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.
Проведение олимпиад помогает учителю показать ученикам значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.
Понимание сути одаренности исключительно важно.
На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов. К основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренности) относятся:
личностные характеристики;
характеристики окружения;
мотивация достижения;
ожидание успеха;
готовность к напряжению;
стремление к знаниям;
критические события жизни;
способность к преодолению стресса;
ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности;
успешный и неуспешный опыт;
образование родителей;
микроклимат в семье, в классе, на уроке.
Согласно модели одаренных детей отличают:
высокоинтеллектуальные способности;
креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);
быстрое усвоение и выдающаяся память;
интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;
высокая личностная ответственность;
убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;
позитивная система представлений ребенка о самом себе, связанная с адекватной самооценкой.
При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.
Необходимо воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе.
Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают,что все находятся в равных условиях, а результат зависит только от себя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально. Не секрет, что есть ученики, которые всегда нацелены на победу. Принцип «Главное не победа, а участие» для них не существует.
Но абсолютно неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремится не подвести своего учителя.
Успешная подготовка олимпиадников возможна лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.
Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.
Результаты участия в муниципальном этапе Республиканской олимпиады обучающихся СШ№115 города Донецка
в 2015-2016 учебном году
Предмет ФИО учащегося Класс Учитель Результат
Русский язык и литература (7-11) Пивень Павел Юрьевич 7- в Кривова Л.М. 2 место
Слепцова Екатерина
Сергеевна 10 Бориско Т.А. 3 место
Абельдяева Александра Андреевна 11-а Карнейчик И.И. 1 место
Черкасский Виктор Александрович 11-а Карнейчик И.И. 3 место
МатеМатематика Цибенко Богдан Сергеевич 7-а Корсун Л.Н. 2 место
Золкина Екатерина Максимовна 8-г Корсун Л.Н. 2 место
Гнатуша Екатерина Романовна 9-б Матвеева Л.Б. 3 место
Николаев Дмитрий Александрович 11-б Корсун Л.Н. 3 место
Английский язык (9-11) Бечвая Нино Гамлетовна 9-б Кирин С.И. 2 место
Щемелева Алиса Руслановна 10 Бондаренко Л.Н. 3 место
Черкасский Виктор Александрович 11-а Дерюгина Е.А. 1 место
Руденко Анна 11- а Мироненко Н.А. 3 место
География (7-11) Пивень Павел Юрьевич 7-в КоролеваН.Н. 1 место
Хаджинов Илья 7-г Королева Н.Н. 2 место
Золкина Екатерина Максимовна 8-г Слепнева Е.Н. 3 место
Слепцова Екатерина
Сергеевна 10 Слепнева Е.Н. 3 место
Французский язык
(9-11) Галкин Иван Иванович 9-а Кошеленко Л.М. 3 место
Ромасько 9 Бывалина Л.Н. 2 место
Слепцова Екатерина Сергеевна 10 Гунина А.В. 1 место
Черкасский
Виктор Александрович 11-а Гунина А.В. 2 место

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.