Выступление : Критериальное оценивание


«Критериальное оценивание»
Ф. Ницше «Жить - значит оценивать»
Цель:
Дать общее представление о системе критериального оценивания.
Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.
Задачи:
Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе.
Познакомить с критериальным оцениванием.
Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.
Оценка? Человек пусть не употребляет часто в речи это слово, но ее применение использует каждый день. Когда кушает, когда одевается и т.д.  Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания? Прежде всего я стала размышлять над тем, что такое оценка. Если посмотреть на буквы этого слова, то можно увидеть в нем слово «цена», то есть дать цену за услугу или простым языком «оплатить». По мнению Александера,  «за любой формой оценивания значатся не только объективные или недостаточно объективные нормы и стандарты, но и понятия о развитии, обучении и мотивации ученика, а также ценности, касающиеся таких категорий, как самооценка, способности и усилия».
В последнее время мы все чаще говорим о том, что современный выпускник должен быть функционально грамотным. Что это значит?
Приходиться задуматься, а как оценивать грамотность такого ученика, по каким позициям, критериям? Во все времена существовали самые различные способы проверки знаний и умений. В процессе исторического развития менялись лишь формы, приемы выставления отметок, частотность проведения контрольно-измерительных мероприятий и их содержание, меры воздействия на учащихся, мотивационные  элементы и многие другие факторы. Хочется получить ответ на вопрос: Может ли существующая система оценивания полноценно влиять на формирования учебно-познавательной компетентности учащихся?
Существующая система оценивания отражает результат усвоения знаний, а не процесс их усвоения.
Отметки, выставляемые учащимся, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы, что не позволяет определить индивидуальную траекторию обучения каждого ученика.
Отсутствует оперативная связь между учеником и учителем в процессе обучения, что не способствует высокой мотивации учащихся к обучению.
Трудность ранжирования результатов средствами пятибалльной оценки.
И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение систему критериального оценивания.
Важно, чтобы в рубрикаторе давалась характеристика не ученику, а выполненной им работе.
Компетентностно-ориентированные задания по теме «Лексика»
Критерий А. Знание и воспроизведение (6 баллов)
Знаю правила
Знаю лексическое значение слов
Умею объяснить значение слова
1. Соедини линиями
Слова, имеющие противоположное значение синонимы
Слова, близкие по значению, но различные
по звучанию и написанию, многозначные
Слова, имеющие несколько лексических значений однозначные

Слова, имеющие одно лексические значение антонимы

2. Запиши слово по его толкованию.
Большое водное пространство с солёной водой –Здание, где хранят и показывают посетителям редкие картины и вещи, –
3. Объясни значения слов загородный, подорожник. При объяснении используй их однокоренные слова.
Критерий В. Понимание и применение (6 баллов).
Умею подбирать слова по его лексическому значению
Умею различать однозначные и многозначные слова
Умею подбирать синонимы и антонимы
1. Подбери и запиши подходящие по смыслу слова, которые называют признаки предметов.(1- 3)
... погода... груша... книга
2. Подбери подходящие по смыслу слова. Запиши сочетания слов. (3)
название (собаки, города, ребёнка) –игрушка (еловая, елочная) –выстрел (пушечный, пушистый, пушной) –
3. Выпиши сочетания слов, в которых слова норка и лисичка обозначают зверька.(2)
Уютная норка. Шустрая норка. Вкусные лисички. Озорные лисички.
4. Подбери и подчеркни синонимы к выделенному слову.
маленькая машина - новая, небольшая, красивая, крошечная
5. К словам первого столбика подбери антонимы из второго. Соедини линиями.
сильный
бодрый усталыйслабыйслабостьусталость
Критерий С. Интеграция знаний (8 баллов)
Умею пользоваться источниками информации (толковые словари, Интернет)
Умею составлять словарь на заданную тему.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
оценивания исключает неудовлетворительные оценки.
Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет.