Технологическая карта урока литературы в 5 классе Испытания Насти и Митраши по сказке-были М.М.Пришвина Кладовая солнца


Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Учитель Лукьянчикова Л.В.
Тема Испытания Насти и Митраши (по сказке-были М.И. Пришвина «Кладовая солнца»)
Цель Проанализировав эпизоды произведения, посвященные Насте и Митраше, обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление учащимися изучаемого материала.
формировать умение читать, комментировать, интерпретировать художественный текст; воспитывать ответственность за свои поступки, заботливое и терпимое отношение к людям.
Планируемые результаты Предметные: знать содержание сказки-были; иметь представление о литературном портрете, находить в тексте портрет героя и определять его роль в раскрытии характера героя;
уметь анализировать эпизод художественного произведения (по предложенному плану), распознавать художественные приемы, выражающие авторское отношение к героям; делать выводы по теме урока;
Метапредметные: формирование функционально грамотного, вдумчивого читателя; развитие навыка смыслового чтения;
Личностные: понимание роли дружбы, терпимости и внимательности в отношениях между людьми, ответственности за свои поступки.
Тип урока  Урок «открытия» нового знания Образовательные ресурсы http://feb-web.ruhttp://hallenna.narod.ru/Методы и формы обучения Активные методы; индивидуальная, парная, фронтальная
Основные понятия Автор- повествователь, портрет литературного героя, сравнение, метафора Домашнее задание Ответить на вопрос: «Как и почему изменились дети после своего приключения?»
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем
Организационная структура урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности Вступительное слово (Психологическая и мотивационная подготовка к усвоению нового материала)
Мы познакомились с героями «Кладовой солнца» Настей и Митрашей, узнали о том, как тяжело приходилось детям в трудные военные годы. Давайте узнаем, какие испытания еще ожидают наших героев и сформулируем тему нашего урока. Слушают, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать партнера.
Регулятивные: принимают учебную задачу, осуществляют регуляцию деятельности.
Актуализация знаний Организует деятельность детей
Вспомните, что мы уже знаем о героях, как их описывает автор. Выделите основные черты характера Митраши. (слайд 5)
Как автор называет мальчика? Что он вкладывает в понятие «Мужичок в мешочке»? На кого равняется Митраша? Чему он научился от отца?
В начале произведения рассказчик называет Настю «золотой курочкой». Объясните, какой смысл скрывается в этих словах.
Почему М.М. Пришвин постоянно подчёркивает, что Настя всё делает так, как делала её покойная мать? Чему научилась Настя от мамы в области быта, домашнего хозяйства? Как Настя готовилась к походу за клюквой? Чей опыт вновь пришёл ей на помощь?
Отвечают на вопросы, обдумывают ответы, строят устные высказывания, высказывают предположения, подтверждают их текстом произведения Личностные: осознают необходимость мотивации чтения.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, устанавливают причинно-следственные связи; включают оперативную память.
Коммуникативные: высказывают и обосновывают свою точку зрения
Регулятивные: понимают учебную задачу, включаются в произвольную регуляцию деятельности.
Первичное усвоение новых знаний Организует деятельность детей, вместе с ними формулирует цель учебной деятельности
Анализ фрагментов текста.
С какого описания начинается рассказ о приключениях Насти и Митраши? Найдите это описание.
(Приключения Насти и Митраши в походе за клюквой начинаются с описания Блудова болота.Каким представлено Блудово болото?
Блудово болото представляется тревожным, опасным, страшным местом. Сама природа здесь пугает не только человека, но и зверя.
Как показаны тревога и страх лисы? (уменьшительные суффиксы в ее описании делают ее маленькой и беззащитной).
Здесь же противопоставлены собака и волк – друг и враг человека: “одичавшая собака….выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему”. Сюда – то, в это нехорошее место, и пришли Настя и Митраша, охотники за клюквой).- Какую роль в развитии событий играет природа?
(Природа предвещает недоброе. Ещё один сигнал о приближающемся разладе между братом и сестрой – облако, которое “как холодная синяя стрелка… пересекло собой пополам восходящее солнце”).- Как ведут себя дети в лесу? (Могучая  природа очаровала, околдовала детей. Они вошли в лес и будто сами превратились в деревья или камни)Ну, а сейчас посмотрим, что же произошло дальше?
А что происходит в природе после ссоры детей? Найдите в тексте.
Как, по-вашему, автор относится к происходящему?  Почему Настя без рассуждений выбирает широкую тропу? (Приведите аргументы в пользу Насти и в пользу Митраши )Работа с текстовым фрагментом. Анализ эпизода «Встреча с лосем»
Как случилось, что Настя позабыла о брате, с которым привыкла перекликаться каждый час?
Что, по мнению автора, способно убить или по крайне мере заглушить в человеке чувство любви и сострадания?
Почему в сцене с лосем М. М. Пришвин называет Настю «прежняя золотая курочка», пишет, что лось смотрит на собирающую клюкву девочку не как на человека, а как «на всякую ползающую тварь»?
Отвечают на вопросы, подтверждают свои ответы знанием текста, выразительно читают текст, инсценируют эпизод спора детей.
Высказывают свою точку зрения, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений.
Работают в парах, подбирая аргументы в пользу каждого из детей.
Высказывают предположения и гипотезы, подтверждая их текстом; делают выводы
Познавательные: извлекают необходимую информацию из фрагментов художественного текста; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, обогащают словарный запас.
Коммуникативные: задают вопросы, обмениваются мнениями с целью получения необходимой информации.
Регулятивные: контролируют учебные действия.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, осваивают новые виды деятельности.
Первичное закрепление Организует и сопровождает деятельность детей.
Что помогло Насте обрести прежний облик?
Могло ли быть другое окончание у данной истории? Какое? Спрогнозируйте.
-Почему Настя отдала всю клюкву детям, вывезенным из блокадного Ленинграда?
Подводит детей к основным выводам.
Сделайте вывод, обобщение. Чему учит нас автор, изображая в повести путь Насти?
Высказывают предположения и гипотезы, подтверждая их текстом; делают выводы, пытаются спрогнозировать другое окончание истории
С помощью учителя делают выводы:
1. В повести показано, как от матери к дочери передаётся жизненный опыт женщины-хозяйки и хранительницы мира и любви в семье. Главное оружие женщины - ласка и доброта.
2. Жадность, раздражение, озлобление губят человека, заставляют забыть о любви и добре. Нужно подняться над этими мелкими чувствами, искупить вину перед людьми щедростью и добротой Познавательные: делают обобщения, выводы; приобретают умения использовать полученные знания на практике.
Регулятивные: оценивают свои ответы, осознают уровень и качество усвоения.
Коммуникативные: учатся умению передавать эмоционально окрашенные фрагменты текста, выстраивать связный текст.
Личностные: приобретают и развивают эмоционально- нравственную отзывчивость.
Рефлексия учебной деятельности Организует и сопровождает деятельность детей.
Был ли урок интересным для вас? Есть ли вопросы, ответы на которые вы пока не получили?
Попробуйте рассказать о том, что вы чувствуете, продолжив предложение:
«На мой взгляд, сказка-быль « Кладовая солнца» …»
Определяют свое эмоциональное состояние, проводят рефлексию своей деятельности, делятся ощущениями и чувствами Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли.
Регулятивные: демонстрируют умение оценить свое эмоциональное состояние