Урок литературы в 6 классе Тема: « Родная природа в сказке-были «Кладовая солнца» М.М.Пришвина

Урок литературы
6 классе

Тема: « Родная природа в сказке-были
«Кладовая солнца» М.М.Пришвина

Цели урока: обобщить понятие “пейзаж”;
показать особенности картин природы, дополняющих повествование;
находить в тексте заданные эпизоды, анализировать их:
выразительное чтение наизусть прозаического текста;
воспитывать чувство любви к родной природе.
Эпиграф: Если бы природа могла чувствовать благодарность человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Пришвина. (К. Паустовский.)
Оборудование: портрет писателя М. Пришвина; иллюстрации к произведению“Кладовая солнца”,картины с изображением природы; презентация.
Теория литературы: пейзаж; эпитет; сравнение; олицетворение.
Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы.
1. Слово учителя.
Сказка-быль М. Пришвина “Кладовая солнца” прочитана. Мы познакомились с главными героями этого произведения. Пришвин - один из лучших детских писателей, который умел как никто другой чувствовать то, что интересно детям. В его произведениях огромную роль играет родная природа с ее лесами, болотами, реками, полями Героями творений Пришвина становятся птицы, животные, люди. Читая его рассказы, дивишься наблюдательности писателя, снова и снова выступает наружу его доброта, сила сердечного участия в мире живого. «Кладовую солнца» - сказку-быль М.Пришвина с удовольствием читают ребята разных возрастов. Написана сказка-быль вскоре после победоносного окончания Великой Отечественной войны и вся пронизана чувством победы. В основу были положены впечатления, полученные писателем во время военных лет, когда он жил в Ярославской области. И природа края изображена точно, и сохранены имена брата и сестры – Митраши и Насти, сирот, которые жили неподалеку от Пришвиных. Казалось бы, самая обычная «человеческая жизнь», однако у Пришвина она превращается в сказку. Дело в том, что автор не ставит перед собой цели очень реалистично показать мир, для него окружающее – чудесная, волшебная страна, в которой каждый кустик, каждая травинка, солнце, небо, лес – все живое и умеет сопереживать. Ребята отправляются в лес за сладкой клюквой. Митраша помнит, где, по словам отца, заветная поляна, «вся красная как кровь, от одной клюквы». Мальчик «хорошо, по-отцовски, обернул вокруг ног портянки», взял двустволку и компас. Отправившись в трудное путешествие на Блудово болото, дети вспомнят, как отец учил их всматриваться в окружающую природу, понимать речь животных, ненавидеть исконного крестьянского врага – волка. Из дома дети выйдут еще перед рассветом. Все отдельные картины природы напоминают нам о великой войне. Даже крик журавлей, встречающих солнце, похож на то, «как если бы все люди радостно в стройном согласии могли закричать: «Победа, победа!». Но вот перед детьми две тропинки: по которой из них нужно идти? По той, где никто не ходит, или по которой следуют все? Митраша выбирает первое, а благоразумная Настя – второе. Писатель найдет слова, чтобы осудить мальчика за то, что он не подумал с благодарностью о тех людях, которые дали ему возможность в конце концов победить волка и найти верного друга – собаку Травку. Осуждает он и Настю за то, что она, увлекшись собиранием клюквы, не услышала Митрашкина зова. Под пером Пришвина обыденная жизнь становится яркой, сказочной. Подмечая мелкие детали, он выводит их из тени, и тем самым придает даже самым обычным вещам неповторимость и таинственность. Лес – это живое существо, и дети оказываются под властью этой волшебной страны. Детей, которые в чем-то могут ослушаться или уклониться от устоявшихся лесных законов, ждет наказание, однако матушка природа благосклонна к своим питомцам. Прочитав эту сказку, хочется пойти в лес и заметить в нем каждый причудливый сучок, каждую травинку.

2. Беседа по тексту.
– Назовите главных героев? (Настя, Митраша)
– А кто еще, назовите их? (Волк, тетерев, лось, ель, сосна и т.д.)
– А как все это мы назовем?
– Да, конечно, природа. Как называется изображение природы в художественном произведении? ( Пейзаж).
Дать понятие пейзажа.
– Значит, природа тоже является главным героем этого произведения. С Настей и Митрашей мы уже хорошо знакомы. Узнали, что сказка–быль – это жанр литературного произведения.
– Напомните , почему она и сказка, и быль?
Итак, все же перед нами особая сказка, где большое место занимает быль, повествование о двух осиротевших детях. Но не только они главные герои, но и природа, которая играет очень большое значение в жизни человека. И сегодня мы будем познавать природу, постигать ее тайную жизнь.

3. Работа с эпиграфом.
Эпиграфом к уроку я взяла слова К.Паустовского. (Читаем эпиграф).
Значительное место в “Кладовой солнца” занимает природа, т.к. в замысел писателя входило показать единство человека и природы. У нас в классе на стендах висят репродукции картин известных художников о природе, ваши иллюстрации. Мы читаем о природе, любуемся ее красотой. М. Пришвин был мастером пейзажа, он умел точно выразить сущность этого прекрасного мира.

4. Работа с текстом. Чтение и анализ эпизодов.
– Ну а теперь давайте отправимся вслед за Настей и Митрашей в лес, понаблюдаем за природой вместе с детьми и автором. Здесь живут разные животные, много растений, все они имеют свои особенности.
– Что описывает писатель сразу, как только мы вступаем в лес?
(Появлению детей в лесу предшествует описание “несчастной” жизни сосны и ели)
– Давайте послушаем этот отрывок.

5. Выразительное чтение отрывка “Ель и сосна”.
– Какое впечатление производят эти картины?
(В отрывке “Ель и сосна” все вокруг мрачно, деревья борются между собой за жизнь, а злой ветер старается поссорить их)
– Рисуя эту картину, писатель тем самым выражает мысль о жестоких законах борьбы за существование, господствующих в природе.
– Какими словами писатель характеризует эту борьбу? (Ель и сосна старались обогнать друг друга, впивались, прокалывали, стонали, выли.)
– Как они ведут себя? (Как живые существа)
– Давайте вспомним, как называется этот способ?
(Олицетворение). Работа с понятием.
– Давайте найдем слова, которые говорят, что здесь олицетворение? ( Дети называют)
Вывод: Значит, с помощью олицетворения писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни героев.
– Идем дальше. Встречаем лесного жителя. Кого?

6. Выразительное чтение отрывка “Тетерев-косач”.
– Пришвин здесь показал красоту природы. Под лучами солнца (которое тоже играет большую роль в тексте) “могучие стволы соснового бора стали, как зажженные свечи великого храма природы. “Тетерев – косач тоже” стал расцветать”.
– Кто повлиял на рождение природы! (Солнце)
– Красиво звучит, тонко описано. Какие художественные средства использует автор. (Сравнения, эпитеты). Работа с понятиями; их роль в художественном произведении.
– Где? Называем?
– Как показана птица!
– Какие слова подобрал писатель?
– Какие еще птицы живут в лесу, как ведут себя? ( Можно зачитать).
– Мы подходим к Слепой Елани.

7. Чтение наизусть отрывка “ Слепая Елань”.
Опасное место – Блудово болото.
Здесь мы подходим к понятию “кладовая солнца”.
– Что же это такое – кладовая солнца?
(Кладовая – потому что хранит запасы торфа, запасы горючего, которые “достаются человеку в наследство”, а солнце – потому что рождены эти запасы солнцем)
– Только ли торфом богаты эти места? Назовите эти богатства.
Природа здесь добрая, она сочувствует, помогает людям, переживает за них.
– Но она не только дает, но и опасна.

8.Чтение наизусть отрывка “Елочки– старушки”.
– Как автор показывает ель?
(Подмечает каждую деталь)
– Какое художественное средство использует автор?
(Сравнение.)
– Где? Назовите.
Дальше дети попадают на палестинку.

9. Выразительное чтение отрывка “ Ягода лесная».
– Какие слова использует автор для описания ягоды?
(Использует ласковые слова ,уменьшительно-ласкательные суффиксы; она чудесна и богата; с любовью показано богатство лесного царства.) От этого изобилия Настя забывает обо всем, даже о себе.
Еще один лесной житель.
10. Выразительное чтение отрывка “Лось”
– Каким предстает перед нами это животное?
-Какими словами описывает автор?
(Как в сказке – большое, огромное, но обходится малым – корой деревьев.)
А что собирает пень?

11. Выразительное чтение отрывка“Пень”
– Что он делает? Ведь он не просто так стоит!
(Он собирает солнечное тепло).
– Для чего? ( Для других , отдает накопленное тепло, когда уйдет солнце)
Вот почему разные твари слетались и сползались сюда. (Мухи, бабочки, ящерицы)

Итог урока.
– Каждый в природе имеет свое назначение – кто-то добро несет, кто-то недоброе предвещает. Всему светит солнце, благодаря которому все живет.
Найдем описание восхода и заката. Выразительное чтение эпизодов.
Нахождение художественных средств.
– Мы завершили свой поход по лесу. С каждым новым эпизодом все мы больше и больше узнали о природе, познали ее законы, убедились, что природа и человек едины. Но с природой надо быть еще и осторожными. Она сказочно красива, богата, не жадная, а щедрая. Она для человека, но она и опасна!
Работа с иллюстрациями.

Домашнее задание. -Написать сочинение “Природа в жизни человека”.