Да святится имя Твое. Урок по рассказу А.И. Куприна Гранатовый браслет


«Да святится имя Твое» (Урок по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый Браслет»)
Цель урока: 1) показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; показать своеобразие рассказа; роль детали в рассказе; 2)показать новизну в изображении психологического состояния человека и верность традициям русской классической литературы; 3) проблематика произведения.
Оборудование урока: запись Второй сонаты Бетховена.
Методические приемы: аналитическая беседа, доклад ученика, выразительное чтение.
Ход урока.
1. Звучит Вторая соната и строки из ХIII главы (учащиеся, сидя за партами, читают строки рассказа):
Чтец 1: «Вера Николаевна, богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. „Да святится имя Твое“
Чтец 2: Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки. Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания. Но я не причиню тебе горя. Я ухожу один, молча, так угодно было богу и судьбе. „Да святится имя Твое“.
Чтец 3: «Вот сейчас я вам покажу в нежных звуках жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть. Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал. Я перед тобою — одна молитва: „Да святится имя Твое“
Чтец 4: Да, я предвижу страдание, кровь и смерть. И думаю, что трудно расстаться телу с душой, но, Прекрасная, хвала тебе, страстная хвала и тихая любовь. „Да святится имя Твое“.
Чтец 5: В предсмертный печальный час я молюсь только тебе. Жизнь могла бы быть прекрасной и для меня. Не ропщи, бедное сердце, не ропщи. В душе я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: „Да святится имя Твое“.
Чтец 6: Ты и люди, которые окружали тебя, все вы не знаете, как ты была прекрасна. Бьют часы. Время. И, умирая, я в скорбный час расставания с жизнью все-таки пою — слава Тебе. „Да святится имя Твое“.

Тема урока: «Да святится имя Твое».
Omnia vincit amor. Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю, Живу одной тобой в моих терзаньях страстных, Для прихоти твоей я душу погублю, Все, все возьми себе… К.Д.Бальмонт.
2. Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».
- Какова тема рассказа?(«…большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». Куприн стремился показать преображающую, просветляющую силу всепоглощающего чувства любви).- С чего начинается рассказ? Какое чувство, настроение пронизывает первые страницы? Что можно сказать о жизни Веры Николаевны?(Куприн начинает свой рассказ с описания отношений Веры Николаевны и ее мужа. Все идет в этой жизни по строго заведенному плану, тихо и спокойно, размеренно и без волнений: тихая радость от наступления погожих дней, день именин , дорогой подарок и спокойное ожидание чего-то чудесного в рамках приличия и заведенных правил. Обед с немногими самыми близкими знакомыми, подготовка к обеду. Ровные, спокойные отношения с мужем: «…прочная, верная, истинная дружба, а главное, никаких неожиданностей, взлетов, всплесков, так как прежняя страстная любовь к мужу уже прошла». А,И.Куприн ведет неторопливое повествование).
Индивидуальное задание: рассказ о Вере Николаевне (характеристику героини можно дать в сопоставлении с сестрой). (В образе В.Н. автор подчеркивает английскую сдержанную красу, внешнюю надменность и холодность, никакого лишнего, пылкого проявления чувств. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна»). (Можно проанализировать разговор двух сестер – спокойное отношение к морю и любовь к привычному, родному – природе средней полосы России. Диалог – яркая иллюстрация для характеристики героинь).- Каковы обстоятельства трагической любви Желткова?(В рассказе представлен «маленький человек» со своим глубоким и воистину великим чувством. Одинокий и робкий мечтатель, влюбившийся в светскую даму. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Подарок,с горящими точно кровь гранатами, вызывает бурю негодования брата княгини и недовольную мысль В.Н.: «Ах, это – тот!» «Молчать и гибнуть»- вот духовный обет влюбленного телеграфиста.
Молчать и гибнуть… Но милей,Чем жизнь, волшебные оковы!Свой лучший сон в очах у нейИскать, не проронив ни слова!-Как свет застенчивый лампадГерой трепещет пред лицом МадонныИ, умирая, ловит взгляд, Небесный взгляд её бездонны!.. (Николай Ленау)Но желтков нарушает свой духовный обет, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви.
- Смысловые параллели в русской литературе. С какими строчками, уже прочитанными вами, перекликаются мысли Желткова? (Индивидуальное задание по стихотворению А.С.Пушкина «Я вас любил»)
- Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее? (размышления учащихся).Писатель старался находить в реальном мире сюжеты и образы для своих произведений. В основу повести положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. В октябре 1910 г. Куприн сообщал об этом своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: «Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова (П. П. Ж.), который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова ( Д. Н. – теперь губернатор в Вильно)… Лицо у него, застрелившегося (она ему велела даже не пробовать ее видеть), важное, глубокое, озаренное той таинственной мудростью, которую постигают только мертвые.»- Почему близкие княгине люди так воспринимают эти события? Попробуйте охарактеризовать это высшее сословие.
- Так что такое любовь? На чем она основывается?(Старик-генерал Аносов в рассказе ратует за сильную любовь, которая «заключает весь смысл жизни – всю вселенную». Истинная любовь является основой всего земного. Это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, не должно основываться на выгоде и корысти: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться». Генерал после рассказа Веры догадываетсяоб истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А- почем знать? Может быть, твой жизненный путь , Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую более не способны мужчины». Любовь должна основываться на возвышенных чувствах. Она должна стремиться к идеалу.3. Карточка – задание (рефлексия). Какие высказывания отражают содержание произведения и точку зрения автора?1. Любовь, любовь – загадочное слово,Кто сог бы до конца его понять?Всегда во всем старо ты или ново,Томленье духа ты иль благодать? (В. Рождественский)
2. «Один из самых благоуханных, томительных…и самых печальных рассказов о любви» (К. Г. Паустовский)
3. Главный герой – это личность, красивая, цельная, неиспороченная буржуазной мещанской культурой. Он способен на большие человеческие чувства и страсть.
4. Чувство главного героя было вовсе не любовь, а сумасшествие…
5. «Любовью оскорбить нельзя. Кто ю ни был тот, кто грезит счастьем…»( Лопе де Вега)
6. Куприн в своем рассказе делает особый акцент на «неравенстве состояний», критикует общество, к которому принадлежит главная героиня.
7. Весь рассказ посвящен внутреннему пробуждению Веры, ее постепенному осознанию подлинной роли любви…
4. Выводы.- Какова проблематика рассказа «Гранатовый браслет»?
(Жизнь Желткова трагична , но прекрасна, она овеяна почти мистическим очарованием, а жизнь Веры Николаевны, внешне как будто красивая, лишена истинного смысла. Куприн прославляет великое, альтруистическое чувство любви, которое способно поднять человека над окружающей пошлостью, бездуховностью, которое дает человеку право называться личностью.)