Урок по истории на тему Латинская Америка в XIX веке


Урок № 26 Дата 08.12.2016 г. автор Зиновьева Юлия ГригорьевнаУрок истории в 8 классе с валеологической направленностью
Тема: Латинская Америка в XIX веке.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: комбинированный урок.
Цели урока:
1.Создать представление у учащихся о странах Латинской Америки в XIX веке;
2.Развивать умения выделять в тексте главное, уметь давать характеристику исторической личности, работать с контурной картой, умение составлять план ответа, развивать монологическую речь;
3.Воспитывать чувство взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.
Оборудования и материалы: учебник, доска, мел, контурные карты: «Латинская Америка в XIX в.», «Политическая карта мира».
Литература:
1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800–1900, 8 класс. – М., 2012.
2. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX в.). – Учебное издание. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1991.
3. Latino-america.​ru (интернет-источник).
План урока:
1. Организационный момент (2-3 минуты)
2. Проверка домашнего задания (10-15 минут)
3. Изложение нового материала (15 минут)
4. Первичное закрепление (4-5 минуты)
5. Постановка домашнего задания (1-2 минуты)
6. Подведение итогов урока (3-4 минуты)
Основные понятия: колония, империя, метрополия, гражданская война, освободительные войны, Латинская Америка, каудильо, каудильизм, латиноамериканский «плавильный котел».Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент (2-3 минуты)
Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кто сегодня дежурный? Назовите отсутствующих. Здороваются, с разрешения учителя садятся.
Дежурный встает, называет отсутствующих.
Проверка домашнего задания (10-15 минут)
Вспомните, что было задано на дом?
1) Действительно, мы на прошлом уроке рассматривали США после Гражданской войны.
Несколько человек (4) будут работать индивидуально (карточки с тестовыми заданиями)
В то время, как дети работают индивидуально, идет фронтальный опрос.
1)Расскажите, каковы были условия расцвета США? Благодаря чему Штаты, в столь сжатые сроки совершили «экономическое чудо»? Спрашиваю одного ученика.
2) Работа с понятиями, заданными на дом: спрашиваю по одному человеку:
а) Что такое «Доктрина Монро»? Благодаря кому она была создана? В чем сущность доктрины?
Б) Охарактеризуйте «доктрину открытых дверей». С какой страной она связана?
В) Дайте оценку «дипломатии большой дубинки»? Как она работала на практике?
Г) А что подразумевают под «дипломатией доллара»?
После фронтального опроса ученики с индивидуальным заданием сдают тесты на проверку (оценка будет известна на следующем уроке). Остальным оценка известна после комментирования учителем устных ответов. Вспоминают, отвечают, что было задано.
Примерный ответ ученика:
В 60-90 гг. 19 века экономическое развитие США удивило мир. Этому способствовал ряд факторов:
1)США имели обширную территорию, которая составляла единый внутренний рынок;
2) у страны не было опасных соседей, угрожавших её безопасности
3)богатые природные ресурсы Америки и плодородные земли подталкивали к усиленному экономическому развитию;
4) за счет мигрантов быстро увеличивалось население страны.
Отвечают по одному человеку.
Изложение нового материала (15 минут)
- На прошлых уроках мы начали изучать главу «Две Америки», почему две Америки?
- Правильно. И начнем мы с карты.
1. Работа с картой – показать на карте Северную и Южную Америку, обозначьте границы США.
- Одну Америку мы с вами изучили. Теперь нам предстоит изучить другую часть Америки – Южную (или Латинскую).
- Так какая тема сегодняшнего урока?
- Правильно! Только обратимся к параграфу 26 и запишем тему полностью и правильно!
Латинская Америка в 19 – начале 20 века: время перемен.
Помимо темы мы также запишем план урока:
План урока
1. Время освободителей. Симон Боливар.
2. Итоги и значение освободительных войн.
3. Век каудильо.
4. Медленное развитие экономики.
5. Латиноамериканский «плавильный котел».
И прежде чем начать наш с вами урок, поработаем, как всегда, со словарем, так как по ходу урока у вас могут возникнуть затруднения с теми понятиями, которых вы еще не знаете.
1) Каудильо –
2) Каудильизм –
3) Гражданская война –
Хотелось бы начать с того, что когда 500 лет назад великие географические открытия привели европейцев в Новый свет, произошло прямое «столкновение» двух миров – с одной стороны - мира индейцев и, а с другой стороны - мира испанцев и португальцев. Встреча таких различных культур положила начало зарождению латиноамериканского общества.
Экономически страны Латинской Америки были более отсталые, чем США, к началу XIX века все страны Латинской Америки были колониями других стран. Каких?
Давайте откроем карту, а один человек будет у доски работать.
«Образование независимых государств в Л.А. в начале 19 века» и посмотрим, от каких стран была зависима Л. А.?
К середине XVIIв. к Латинская Америка была колонизирована. Кроме Бразилии, захваченной португальцами ,вся Южная Америка принадлежала Испании.
А теперь пользуясь картой, попытайтесь самостоятельно дать определение, Латинской Америке.
Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке). На территории Л.А. проживали - …. с. учебника 212, прочитать, выписать, какие народы проживали в Л.А. (различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран).
1. Время освободителей. Симон Боливар.
Но постепенно эта ситуация начала меняться.
Страны Латинской Америки за XIX все получили независимость в ходе освободительной борьбы. Для того, чтобы посмотреть, а какие же территории получили независимость, поработаем с учебником и все той же картой. Ваша задача: прочитать пункты «Время освободителей» и «Независимость – это единственное благо», и на основе прочитанных пунктов выписать страны и тот год, когда эта страна получила независимость в 19 веке (работа на 5-7 минут)
Среди освободительного движения выделился молодой парень. Симон Боливар. Кем же он был? Какими качествами обладал?
Ответить на этот вопрос мы сможем после просмотра видео о нем.
Просмотр видео (3-4 минуты)
Так кто же такой, Боливар? Слушаю версии детей. Записываем вместе.
Валеопауза – показать на карте по одной стране в Латинской Америке (по одному выходят к карте).
2.Итоги и значение освободительных войн. 
Чтение с разбором учебника с. 209, составление плана ответа «Итоги освободительных войн».
1.Все страны Л.А. получили независимость.
2.Создались условия для развития хозяйства.
3.Уничтожено рабство.
4.Установлены республики.
3. В странах Л.А существовал такой феномен как Каудильо - режим личной власти диктаторов в ряде стран Латинской Америки, установленный посредством военного переворота и опирающийся непосредственно на военную силу.
4. Медленное развитие экономики.
С конца XIX в. страны Латинской Америки стали испытывать сильное давление со стороны своего северного соседа — США, проявлявшееся в экономическом, политическом и военном вмешательстве в их внутренние дела. В экономике Л.А. хозяйства ориентировались на производство и вывоз за границу сельскохозяйственной продукции или полезных ископаемых.
Работа с учебником на с. 211 «Медленное развитие экономики», прочитать, выписать с карты учебника какую продукцию вывозили из стран Латинской Америки.
5. Латиноамериканский «плавильный котел».
XIX век – это время складывания латиноамериканской нации. На рубеже XIX—XX вв. в Латинской Америке на огромной площади в 20,6 млн кв. км проживало 60 млн человек. Здесь существовало 20 независимых государств. Последняя испанская колония — Куба — добилась независимости в 1898 г. - Итак, на каком же языке говорят латиноамериканцы? В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском.Примерный ответ: Потому что есть Северная Америка, а есть Южная Америка.
Ученик выходит к доске и показывает.
Южная Америка.
Запись в тетради:
Латинская Америка в 19 – начале 20 века: время перемен.
План урока
1. Время освободителей. Симон Боливар.
2. Итоги и значение освободительных войн.
3. Век каудильо.
4. Медленное развитие экономики.
5. Латиноамериканский «плавильный котел».
Работа со словарем. Запись в тетрадь:
1) Каудильо – вождь, влиятельный политический лидер.
2) Каудильизм – диктаторская, тираническая власть.
3) Гражданская война – война, на территории одной страны, когда воюющие стороны граждане одной страны.
Запись в тетради:
1)Гвиана (колония сразу трех государств – Великобритании, Нидерландов и Франции)
2) Бразилия (У Портуалии)
3) Практически вся Южная Америка под гнетом Испании.
Запись в тетради:
Латинская Америка - это общее название стран, которые расположены в Центральной и Южной Америке.
На территории Л.А. проживали - различные расы и народы: индейцы, негры, выходцы из Испании и Португалии, из других европейских стран. 
Читают, выписывают.
Так кто же такой, Боливар? Слушаю версии детей. Записываем вместе.
Вывод (с записью в тетрадь): Симон Боливар – это человек, который обладал незаурядным полководческим талантом; возглавил патриотическое движение за свободу Венесуэлы; память о С. Боливаре сохранилась в названии одной из стран Латинской Америки (Боливии).
Выходят к доске и показывают страны.
«Итоги освободительных войн»:
1.Все страны Л.А. получили независимость.
2.Создались условия для развития хозяйства.
3.Уничтожено рабство.
4.Установлены республики.
Слушают.
Ископаемые: медь, серебро, медная руда, селитра (используется для удобрений)
Аргентина вывозила: мороженое мясо.
Бразилия вывозила: кофе, золото, серебро, каучук, фрукты) Мексика вывозила: золото, серебро
Колумбия – Индиго, кофе.
В 18 странах население говорило на испанском языке, в Бразилии — на португальском, в Гаити — на французском.Первичное закрепление (4-5 минут)
Задаю вопросы – дети отвечают.
1.Почему в Латинской Америке возникло освободительное движение?
2.Почему промышленность столь медленно развивалась в регионе?
3.Что преимущественно экспортировала Латинская Америка?
Составить синквейн, связанный с темой урока. Латинская Америка.
Синквейн – это не простое стихотворение, а творческая работа. Работать будете в парах. Примерный вариант:
Латинская америка – страна
Зависимая, многонациональная.
Освободилась в 19 веке, традиционность, отсталость
Латинская Америка – «плавильный котел»
Л.а. – своеобразная страна. Думают, отвечают.
Составляют синквейн по теме.
Домашнее задание Домашнее задание с. 211 учебника, заполнить таблицу:
Наиболее развитые страны Л.А. Отсталые страны Л.А.
Подведение итогов урока. Выставление оценок. Приносят дневники.