Факультативный курс по математике для 8 класса Решение практико-ориентированных задач


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат для детей, нуждающихся в длительном лечении, № 3 г. Челябинска»
Рабочая программа
Факультативного курса
«Решение практико-ориентированных задач»
8класс
(Срок реализации – 1 четверть)
Составила: Синицына С.П., учитель,
квалификационная категория первая
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа рассчитана на учащихся 8 классов и реализуется в течение 1 четверти в количестве 16 часов (2 часа в неделю).
Предлагаемый факультативный курс «Решение практико-ориентированных задач» позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 8 классов. Данный факультативный курс направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике, способствует удовлетворению познавательных потребностей школьников в методах и приёмах решения незадач. Содержание курса углубляет «линию текстовых задач» в школьном курсе математики и не дублирует программу базового и профильного изучения алгебры.
Целесообразность введения данного факультативный курса состоит и в том, что содержание курса, форма его организации помогут школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей. Факультативный курс «решение практико-ориентированных задач» позитивно влияет на мотивацию к учению, развивает учебную мотивацию по предметам естественно-математического цикла. Задания носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления, способности прогнозирования результатов деятельности. Материал курса разбит на 6 модулей, каждый из которых посвящён одному из видов практико-ориентированных задач. Каждый из модулей направлен на то, чтобы развивать интерес школьников к предмету, познакомить их с новыми идеями и методами, расширить представления об изучаемом в основном курсе материале, а главное, порешать интересные задачи.
Материал для занятий подобран таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение на практике, показать связь математики с другими областями знаний.
Программа заключается в расширении предметных компетенций по математике за счет практико-ориентированных приёмов познавательной деятельности. Курс выстроен таким образом, чтобы не только дать сумму научно-прикладной информации, но и выработать, развить самостоятельность, инициативу, умение логично и рационально мыслить, выполнить широкий спектр различных операций и действий.
Нормативно-правовые документы
Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г № 273-ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 г» от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
Конвенция о правах ребенка;
Общая характеристика программы
Программа рассчитана на 16 часов (2 часа в неделю).
Срок реализации программы: 1 четверть.
Цель курса:
формирование у учащихся умения решать практические задачи в различных сферах деятельности человека;
развитие устойчивого интереса обучающихся к изучению математики;
развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся,
систематизация имеющихся знаний о типах и способах решения текстовых задач;
выявление уровня математических способностей обучающихся и их готовности в дальнейшем к профильному обучению;
подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по математике.
Задачи курса:
повысить интерес к предмету;
формировать математические знания, необходимые для применения в практической деятельности, в частности при решении текстовых задач;
совершенствовать практические навыки и вычислительную культуру, расширить алгебраический аппарат и его применение к решению практико-ориентированных задач;
показать широту применения известного учащимся математического аппарата - связь математики с различными направлениями реальной жизни;
развивать мышление обучающихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания;
формировать умение выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии и идеализаций;
формировать умения решать несложные практические расчетные задачи; решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов.
Формы организации учебной работы: практикумы по решению задач, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность, элементы исследовательской деятельности.
Формы работы: индивидуальная, индивидуально-групповая, коллективная.
Формы контроля:
Текущий контроль: практическая работа, самостоятельная работа.
Тематический контроль: самостоятельное составление задач по теме с использованием данных из реальной жизни.
Техническое обеспечение:
Комплект инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.
Компьютер, проектор
Доска магнитная
ПК с программой MSExcel (по количеству учащихся)
Требования к уровню подготовки обучающихсяОбучающиеся должны знать:
основные типы рассмотренных текстовых задач;
методы и алгоритмы решения практико-ориентированных задач;
Обучающиеся должны уметь:
анализировать условие задачи, выявлять главное в тексте;
определять тип задачи, знать алгоритм решения;
свободно оперировать аппаратом алгебры при решении прикладных задач.
решать полученные уравнения рациональным образом;
применять приобретенные математические знания и умения в решении прикладных задач и задач с практическим содержанием;
использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора и раскрытия прикладных аспектов математики.
Календарно-тематическое планирование
№ Дата Наименование разделов и тем Кол-во часов Контроль
Введение (2 часа)
1 Введение в факультативный курс. Понятие практико-ориентированной задачи. Требования к практико-ориентированным задачам. 2 Самооценка
Решение практико-ориентированных задач (4 часов)
2 Задачи на проценты 1 Взаимооценка3 Задачи на движение 0,5 Взаимооценка4 Задачи на виды работ 0,5 Взаимооценка5 Задачи, связанные со смежными учебными дисциплинами 1 Взаимооценка6 Задачи на оптимизацию 1 ВзаимооценкаСоставление практико-ориентированных задач (3 часа)
7 Самостоятельное составление практико-ориентированных задач по требованиям 3 Подготовка творческих проектов
Групповой проект «Покупка автомобиля» (6 часов)
8 Постановка общей задачи: подбор автомобиля, выбор банка, расчет з/п2 Подготовка творческих проектов
9 Задание для директора фирмы 1 Подготовка творческих проектов
10 Задание для менеджера по продажам 1 Подготовка творческих проектов
11 Задание для представителей банка 1 Подготовка творческих проектов
12 Задание для бухгалтерии 1 Подготовка творческих проектов
13 Презентация проекта 1 ИТОГО: 16 Список использованной литературы
Алгебра 7-8 классы. Тематический тренажер. Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов – на – Дону: Легион, 2014.
Демонстрационный вариант ГИА, кодификатор, спецификация, Фипи, - 2016.
Кожухов С.К. Составление задач школьниками// Математика в школе.- №2. – 1995. – с.4-5.
Планируемые результаты. Система заданий. Математика. 5-6 классы. Алгебра 7-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2013
Прокопенко Н.И. Задачи на смеси и сплавы. – М.: Чистые пруды, 2010 (Библиотека «Первого сентября» серия «Математика». Вып. 31)Семенов А.Л., Ященко И.В. ЕГЭ: 3000 задач с ответами по математике. М.: «Экзамен» - 2014.
Фоминых Ю.Ф. Прикладные задачи по алгебре для 7-9 классов. – М: Просвещение. – 1999.