Статья Использование практико-ориентированных задач на уроках физики в классах социально-экономического профиля

Использование практико-ориентированных задач на уроках физики в классах социально-экономического профиля

Переход к профильному обучению, осуществляющийся за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса позволяет более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение, обеспечивающее углубленное изучение отдельных предметов, создает условия для построения школьниками индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями.
Статус непрофильной дисциплины обрекает физику в социально-экономических, гуманитарных, классах на низкую мотивацию ее изучения у большинства учащихся. Повысить интерес к физике, на наш взгляд, можно усилением прикладного характера содержательной и процессуальной сторон ее обучения (так называемой «физика и жизнь»), введением в содержание практико-ориентированных (контекстных и ситуационных) задач.
Цель данной работы – рассмотреть возможности практико-ориентированных задач по физике для повышения интереса к изучению предмета, развития любознательности, формирования творческого отношения к процессу познания, развития личности школьника и овладения основами важнейших химических знаний и методов работы с веществами и химическим оборудованием, развития интеллекта и повышения уровня химической подготовленности, что создает предпосылки к полноценному использованию возможностей физики в сфере экономики, культуры, быта, защиты окружающей среды, для обеспечения безопасности жизнедеятельности современного человека.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, учащиеся социально-экономического класса обладают рядом психологических особенностей восприятия, памяти, мышления и т.п. В частности, у них преобладает аналитико-синтетическое восприятие, абстрактно-теоретическое мышление, смысловая (словесная) память и произвольное воображение. Как правило, это «левополушарные» дети, поэтому обучение физике учащихся экономических классов должно строиться на «левополушарной» стратегии обучения.
Речь учителя для «левополушарных» детей должна быть логичной, «как доказательство теорем», без излишней эмоциональности, мимики и пантомимики. Темп речи и паузы при любом стиле преподавания должны соответствовать скорости перевода внешней речи учителя во внутреннюю речь учащихся.
Процесс обучения несводим к деятельности только учителя. Как известно, деятельность ученика может быть репродуктивной и продуктивной. Исследования показали, что применять репродуктивные задания целесообразно в том случае, если необходимо обеспечить быстрое и прочное запоминание учащимися информации, формирование умений и навыков. В продуктивных (проблемных, проблемно-поисковых, творческих) заданиях отсутствуют все данные, необходимые для ответа, и ученик должен определить, каких фактов ему не хватает и как он их должен искать. Этот вид заданий эффективен, когда содержание учебной информации направлено на формирование понятий, законов, теорий, когда оно не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное. В классах экономического профиля число заданий репродуктивного и продуктивного характера было примерно одинаковым, что объясняется как психологическими особенностями учащихся, так и особенностями изучаемого физического содержания.
Исходя из психологических особенностей учащихся социально-экономического класса, можно выделить методические подходы к обучению физике: положительная эмоциональная окраска изучаемого материала, которая может быть достигнута привлечением знаний, уже полученных школьниками на уроках экономики, в контекст обучения физике; использование методических приемов, соответствующих особенностям детей «левополушарного» типа, реализуемых в рамках базовых гуманитарно-ориентированных технологий, которые предполагают организацию активной творческой деятельности учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями (В. В. Сериков): технологии задачного подхода, заключающейся в представлении содержания обучения в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач; технологии учебного диалога; технологии имитационных игр.
Отбор содержания физики в социально-экономическом классе должен быть направлен на получение учащимися полноценного образования, постижения основ общечеловеческой культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций. Одной из основных задач содержания является развитие личности школьника и овладение им основами важнейших физических знаний и методов работы с физическим оборудованием. Содержание обучения должно способствовать развитию интеллекта и повышению уровня подготовленности членов общества по физике, создавать предпосылки к полноценному использованию ими возможностей физики в сфере экономики, культуры, быта, защиты окружающей среды. Большое внимание должно быть уделено прикладной, практической и экологической направленности, предупреждению абстрактного восприятия учебного материала, оживлению физического эксперимента, использованию компьютерной техники.
Сегодня многие исследователи и учителя-практики сходятся на том, что школа должна перенести главный акцент в своей работе с традиционной количественной ориентации на насыщение учащихся знаниями на качественно иное – формирование у них умения работать с этими знаниями, уметь их анализировать, применять, критически осмысливать. Разрешение возникшего противоречия в двух подходах к содержанию обучения возможно, если фундаментальность реализовывать через инвариантное ядро, а «развитие умения размышлять» осуществлять в рамках вариативной составляющей содержания обучения.