Урок литературы в 9 классе на тему «А.А. Пушкин в Михайловском. Анализ стихотворения «Вновь я посетил…»


УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ:
«А.С.Пушкин в Михайловском» (Анализ стихотворения «Вновь я посетил»)
ТЕМА: А.С.Пушкин в Михайловском.
Анализ стихотворения «Вновь я посетил..».ЦЕЛИ: знакомство с новыми фактами из жизни А.С.Пушкина в Михайловском в период ссылки 1824-1826г.;всесторонний анализ стихотворения «Вновь я посетил…»: история написания, жанровое своеобразие, идейное содержание, эмоциональная окраска, изобразительно - выразительное средства, образ автора; новаторство поэта в данном жанре; развитие ассоциативно -образного мышления, наблюдательности, речевой деятельности; воспитание вдумчивого читателя, способного понять мысли и чувства автора произведения; воспитание уважительного отношения к слову.
ОБОРУДОВАНИЕ: портреты Пушкина, Пущина, Дельвига, Керн, Арины Родионовны ; иллюстрации: «Михайловское», «Приезд Пущина в Михайловское», «Домик няни», «Пушкин в Михайловском»; тексты стихов: «9 октября», «Деревня», «Вновь я посетил…»;аудиозапись « Вновь я посетил…»;таблички для игры «Ассоциативные цепочки»; на доске эпиграф: «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья».
ХОД УРОКА:
I. ОРГМОМЕНТ.
II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА:
- Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина: поговорим о периоде ссылки в Михайловское, проанализировав стихотворение «Вновь я посетил…», ответим на следующие проблемные вопросы:
      Почему Пушкину так был дорог этот уголок земли?
      В чём, по мнению Пушкина, заключается смысл жизни?
      В чём проявляется новаторство поэта в данном жанре?
III. ИГРА «АССОЦИАТИВНЫЕ ЦЕПОЧКИ»
 Прежде чем мы начнём разговор по теме урока, проведём небольшую разминку. Перед вами на доске даты, фамилии, географические названия и названия произведений. Попробуйте на основе ассоциаций объединить их в пары, тройки и т.д. Обоснуйте свой ответ.
19 октября        Москва        Е.Воронцова  1799                   «19 октября»
6 июня               Одесса          И.Пущин        1824-1826           «Талисман»
29 января          Царское       А.Керн            1811-1817          «Сожжённое
                             Село             Дельвиг          1820-1824             письмо»
                            Кишинёв                             1837                      «Узник»
                            Михайловское                                                 «Я помню чудное
                                                                                                        мгновенье»
Например: 19 октября - Царское Село - 1811-1817- «19 октября» - Пущин - Дельвиг - Михайловское и т.д.
IY. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «ВНОВЬ Я ПОСЕТИЛ…».
 1.Прослушивание стихотворения в исполнении артиста
( аудиозапись).
 2. Беседа по первичному восприятию произведения:
- Понятно ли, о каком уголке пишет поэт?
- Найдите строки, доказывающие, что действие происходит в Михайловском? / «…Я провёл изгнанником два года незаметных…», «…опальный домик, где жил я с бедной нянею моей…», «…владенья дедовские…»./
3. Реально-биографический комментарий.
- Обратимся к первой строчке стихотворения  - « Вновь я посетил…».
какое слово, по-вашему, является здесь главным, куда надо поставить логическое ударение? /Вновь/
-О чём говорит это слово? / О том, что Пушкин здесь уже был/
- Когда же впервые Пушкин побывал в Михайловском?  Какое впечатление оно произвело на юного поэта?
4. Индивидуальное сообщение учащегося  о первой поездке Пушкина в Михайловское.
- Давайте прочитаем первую часть стихотворения «Деревня», которое Пушкин написал под впечатлением от поездки.
5. Чтение подготовленным учеником стихотворения «Деревня»
- Какое же впечатление произвела на поэта деревня ?- Прочитайте третью строчку стихотворения «Вновь я посетил…». /…изгнанником два года незаметных…/
- О каких годах идёт речь?/ О ссылке в Михайловское/
- Расскажите, что вы знаете об этой ссылке? /Сообщение учащегося/
- Кто же скрашивал существование Пушкина в Михайловском? Кто был его другом, ангелом-хранителем, первым слушателем его стихов? /Няня Арина Родионовна/ Что вы о ней знаете?
- В каких стихах поэт говорит о своей няне? / «Няне», «Зимний вечер»/.
-Какие эпитеты использует поэт, говоря о няне? / Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя, добрая подружка бедной юности моей./
6. Беседа о ссылке в Михайловское.
- Пушкин ко времени ссылки в Михайловское был уже общепризнанным поэтом, душой компании. Даже во время южной ссылки он не прекращал общаться с друзьями, знакомыми (семьи Раевских, Воронцовых, генерал Орлов, Пестель), был в курсе всех общественных дел, новостей…Вначале творчество Пушкина в Михайловском проникнуто глубокой печалью, сомнениями, разочарованием.
- Как вы думаете, почему?
- Да, полная изоляция, отсутствие вестей, друзей. единомышленников, родных. Только няня. В начале весны, а особенно летом 1825 года настроение Пушкина  меняется - он бодр, весел, душевно спокоен, сосредоточен. Своему другу Раевскому Пушкин писал летом: «Я чувствую, что духовные силы мои достигли полного развития, я могу творить». И действительно, за время ссылки в Михайловском Пушкин написал более 100 произведений разных жанров: поэма «Цыганы», трагедия «Борис Годунов», повесть «Граф Нулин», 4 главы «Евгения Онегина», несколько  десятков лирических стихотворений, среди которых «19 октября», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье…».- Что же послужило подъёму творческих сил? Какие события воскресили Пушкина? /Приезд И.Пущина, встреча с А.Керн/
- Первым опального поэта зимой 1825 года посещает его один из любимых лицейских друзей И.И.Пущин.
- Что вы знаете об этом событии? Какое впечатление оно произвело на Пушкина, как повлияло на него?
- Свидание было недолгим, но Пушкин навсегда запомнил эту встречу.
-Найдите в стихотворении «19 октября» строки об этом.
- Три года спустя сосланный в Сибирь на каторгу декабрист Пущин прочтёт написанные для него Пушкиным строки : «Мой первый друг, мой друг бесценный…»
ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПУЩИНУ».
- Какое ещё радостное событие произошло в жизни Пушкина летом 1825 года? / Приезд А.Керн/
- Что вы знаете об этой встрече?
-Какое знаменитое стихотворение написал поэт под впечатлением от этой встречи? / «Я помню чудное мгновенье…»/
-Какое значение имела эта встреча для Пушкина? Зачитайте. / …для меня воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь»
- Итак, что же послужило источником удивительного поэтического вдохновения Пушкина? / Очарование псковской природы. приезд любимых друзей. пробуждение любви, а значит радости и молодости/
7. Анализ изобразительно-выразительных средств.
- Снова обратимся к стихотворению «Вновь я посетил…». Прочитайте четвёртую строку./ «… уж десять лет прошло…»/
- Каким же сейчас увидел Пушкин Михайловское? Сравните картины, нарисованные поэтом в «Деревне» и в «Вновь я посетил…»
-   Что изменилось за 10 лет? Зачитайте.
-  Какие изобразительно - выразительные средства использует автор, чтобы показать упадок деревни, безрадостную картину? / убогий невод, мельница искривилась, изрытая дождями дорога/
-  Если нарисованная Пушкиным картина так безрадостна, почему же Михайловское по-прежнему пленяет сердце поэта, вызывает чувство душевного трепета?
- Чем же дорог этот уголок поэту? /Воспоминаниями/
8. Жанровое своеобразие стихотворения:
- Определите жанровую принадлежность данного стихотворения. /Элегия/
-  Что такое элегия?
- Элегии подразделяются на философские и любовные. С каким видом мы имеем дело? /философская /
-  Что должна содержать философская элегия? / размышления /
-  О чём же размышляет автор?
9. Идейное содержание элегии:
-  Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к предпоследней строфе.  /«На границе…»/
-  О чём здесь говорится? / о трёх соснах /
-  Как они растут?
-  Что окружает деревья, растущие вместе? / молодая поросль /
-  Как названо одинокое дерево? / холостяк /
-  Как называется приём, который Пушкин использует, показывая эти три дерева? / противопоставление или антитеза/
- Зачем поэт использует здесь антитезу? / противопоставляет одинокое дерево семье /
-  Так в чём же, по мнению Пушкина, заключается смысл жизни? / в продолжении /
-  Да, неважно, что мы оставим после себя - внуков, книги, мысли - важно- добрую память. -  Найдите приёмы олицетворения в данном отрывке. С какой целью они использованы?
10. Новаторство Пушкина в данном жанре.
- Обратимся к последней строфе элегии. Чем она интересна в синтаксическом плане?  /Обращение/
- К кому обращается Пушкин?/ К молодому поколению/ О чём он размышляет? /О будущем/.
- Давайте ещё раз обратимся к определению жанра ЭЛЕГИЯ. Тоска по какому времени пронизывала размышления романтиков? /По прошлому/
- О каком времени говорится в элегии Пушкина? Найдите глаголы и понаблюдайте: в форме какого времени они употреблены?
 / В прошлом, настоящем и будущем/
- Так в чём же заключается новаторство Пушкина в данном жанре?
-Всё: и прошлое, и настоящее, и будущее переплетается в одно мгновение под названием ЖИЗНЬ. Поэт перебрасывает мостик от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему, тем самым показывая вечное, неподвластное человеку, течение жизни.
Какие бы катаклизмы, политические , экономические события не происходили на Земле - жизнь не стоит на месте: зима сменяется весной, на деревьях появляются молодые листочки, рождаются новые люди… Человек мыслится у Пушкина как часть природы..
11.Эмоциональная окраска чувств.
- Каким настроение проникнуто всё стихотворение? / Грустью/
- А есть ли в этом стихотворении оптимистические нотки? В какой части? /В последней/ Докажите с помощью эпитетов свою точку зрения. / приветный, приятельская, весёлые, приятные/
- С какой интонацией следует читать эту часть. Давайте прочитаем всё стихотворение с учётом нужной интонации.
Y. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
- Подведём итоги урока и ответим на проблемные вопросы, поставленные в начале урока.
      Почему Пушкину так был дорог этот уголок земли?
/ Дорогие воспоминания/
      В чём, по мнению Пушкина, заключается смысл жизни?
/ В продолжении, в доброй памяти/
      В чём проявляется новаторство поэта в данном жанре?
 / В изображении наряду с прошлым настоящего и будущего/
YI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Мы прочитали стихотворение, в котором рассказывается о последнем ( при жизни) посещении Пушкиным Михайловского в 1836 году, когда он привёз для погребения в Святогорский монастырь тело своей матери. Там, у стен Успенского собора находится фамильное кладбище Ганнибалов - Пушкиных.
А менее чем через год, морозным февральским утром 1837 года приняла Псковская земля  прах гениального русского поэта А.С.Пушкина. Так любимый уголок поэта , «приют спокойствия, трудов и вдохновенья» стал последним его пристанищем.
         Не хотелось бы заканчивать урок на грустной ноте. Давайте рассмотрим портрет работы знаменитого русского художника П.П.Кончаловского «Пушкин в Михайловском».
- Как вы думаете, в какой период Михайловской ссылки изображен Пушкин? /весна-лето 1825 года/
- Докажите свою точку зрения. /Взгляд поэта говорит о жажде творчества, вдохновении/
- Мне кажется, что стихотворение, которое я вам сейчас прочитаю, написано как раз в такой момент, а ещё оно служит завещанием нам, «младому племени».
Послушайте его, запомните и обращайтесь к нему в трудные минуты вашей жизни.
Если жизнь тебя обманет,
Не тревожься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет,
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт,
Что пройдёт, то будет мило.
YII. ИТОГ УРОКА
(выставление и комментирование оценок)
YIII.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1.Письменный анализ стихотворения «Вновь я посетил…»
 ( по схеме).
2.Наизусть «Памятник».
3.Индивидуальное сообщение: «После ссылки»
                                                         «Натали»
                                                         « Болдинская осень».