Рабочая программа по внеурочной деятельности Веселая нотка (1-4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности художественно-эстетической направленности "Весёлая нотка" в соответствии с ФГОС
Пояснительная записка.
Реализация внеурочной деятельности по эстетическому и нравственному направлению – это обучение школьников бережному отношению к культуре и искусству. В современных условиях проблема сохранения духовного здоровья детей чрезвычайно важна. Основная задача эстетического воспитания – развивать у детей чуткость, восприимчивость к красоте, эмоциональную отзывчивость, научить их видеть прекрасное в окружающей среде. Среди многочисленных средств воздействия на детское сердце важное место занимает песня. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, дети учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение как активная исполнительская деятельность, очень способствует этому.
Обоснование актуальности и необходимости создания данной программы заключается в том, что важная задача, которая стоит перед учителем - не только научить детей воспринимать красоту музыки, но и через музыкальные образы способствовать пониманию самой жизни и закономерностей общественного развития, с помощью музыкального искусства помогать становлению нравственной личности.
Средства массовой информации способствуют тому, что ребенок подвергается самым разнообразным эмоционально-художественным воздействиям, среди которых нередко отрицательные. Надо помочь ученикам разобраться в потоке информации, развивать у них хороший вкус.
Искусство выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности, а в этом смысле приобщение к музыке с начального звена является средством художественно-творческого развития учащихся, вовлечения их в активную эстетическую деятельность. Все это подтверждает актуальность и необходимость данной программы.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Музыкальные занятия пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать их музыкальную культуру. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится во внеурочное время. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов.
Образовательно-воспитательная работа.
Ребенок, изучая и исполняя вокальные произведения, знакомится с сокровищницей мирового музыкального искусства, формирует определенный объем певческих умений, навыков, развивает речь, память, мышление, эмоциональный отклик на различные явления жизни, умения и навыки коллективной деятельности, позитивное отношение к окружающему миру через постижение им эмоционально-нравственного смысла музыкального произведения, через личностную оценку исполняемой музыки.
Мероприятия воспитательно-познавательного характера (посещение концертов, творческих вечеров) способствуют расширению кругозора учащихся. Занятия музыкой развивают такие качества, как стремление к самосовершенствованию, стремление показать свой творческий потенциал.
Цель программы. Развитие общей музыкальной культуры детей в процессе творческого восприятия и исполнения музыкальных произведений, развитие творческого потенциала ребенка.
Задачи программы. Целенаправленность и актуальность программы помогут реализовать задачи музыкального воспитания детей на современном этапе:
приобщать учащихся к музыкальной культуре, как неотъемлемой части их общей духовной культуры;
развивать музыкально-творческие способностей учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазии, музыкальную память, эмоционально- эстетическое восприятия действительности;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуры, способности воспринимать образное содержание музыки и воплощать его в разных видах музыкально-творческой деятельности;
формировать знания о музыке как виде искусства, его интонационно-выразительных средствах, жанровом и стилевом многообразии, о фольклоре, лучших произведениях классического наследия и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов, о роли и значении музыки в синтетических видах творчества;
формировать умения и навыки самостоятельной музыкально-творческой деятельности (хоровое пение, музыкально-пластическое движение, импровизация);
формировать устойчивый интерес к музыке и ее различным формам;
развивать вокально-хоровой слух, осознанное восприятие музыки и умение размышлять о ней;
научить детей легкой атаке звука, умению слышать себя в смешанном звучании;
формировать навыки певческой выразительности, вокальной артикуляции;
развивать певческое дыхания, диапазон;
обучить детей навыкам пения без сопровождения.
Общая характеристика курса
Программа предусматривает связь музыки, живописи, литературы, истории, сценическим искусством, ритмикой. Программа раскрывает содержание занятий, объединенных в тематические блоки, состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, слушанием музыкальных произведений, индивидуального стиля каждого композитора. Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен. Музыкальную основу программы составляют: 1. Знакомство с музыкальной грамотой; 2. Разнообразные детские песни. Песенный материал играет важную роль в освоении содержания программы. Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий). Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, песни из мультфильмов и детских кинофильмов. Все это помогает постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Сведения о сроках реализации программы; возрастная характеристика группы, на которую рассчитана программа:
Данная программа рассчитана на младший школьный возраст (начальное звено). Занятия проводятся в форме групповой работы. Четыре года обучения – 68 часов в год (2 раза в неделю по 1 ч.) Программа привлекает ребят к занятиям вокально-хоровой работы, общению с друзьями, возможность творческого самовыражения.
Программа предполагает групповую форму обучения. Однако при коллективном обучении, решая исполнительские, эстетические задачи, нельзя забывать об индивидуальном воспитании, необходимо заботиться о правильном воспитании детского голосового аппарата, т.к. недооценка фактора психологической и технической готовности ребенка к исполнению того или иного произведения ведёт к заболеванию голосового аппарата, к переутомлению нервной системы.
Особенности работы с детским коллективом обусловлены, прежде всего, возрастными возможностями детей в восприятии и воспроизведении музыки. Знание этих возможностей – одно из важных условий правильной организации работы в коллективе, оно помогает руководителю выбрать посильный для освоения на занятиях музыкальный материал, вызвать и сохранить интерес и желание малышей заниматься пением. Сохранить интерес детей на протяжении всего урока и решить задачи их музыкального развития поможет использование и умелое чередование различных форм работы при пении произведений, это: сольфеджирование и показ рукой движения мелодии, транспонирование отдельный мотивов, пение произведений а капелла и в сопровождении фортепиано, использование элементов ритмики.
Кроме работы над песнями, учитывая особенности развития детей данного возраста, в занятие можно включить и другие виды деятельности: слушание музыки, музыкальную игру и движение под музыку, музыкальную грамоту, певческую импровизацию.
Формы и виды контроля. Текущий контроль – проводится на всех этапах обучения. Для эффективного применения текущего контроля применяются следующие формы проверки:
беседа по пройденному материалу;
самостоятельная работа;
выполнение практического или теоретического задания.
Тематический контроль знаний проводится по итогам изучения отдельных тем и разделов учебного курса, когда знания в основном сформированы, систематизированы.
анализ проделанной работы;
участие в массовых мероприятиях.
Итоговый контроль подведение итогов обучения за полугодие, год
персональный показ (исполнение изученного музыкального произведения на итоговом занятии)
участие в итоговом отчетном концерте.
Занятия начинаются с теоретической части, с рассказа педагога. Вторая часть занятия – практическая: разогрев вокального аппарата (распевка), ознакомление с новым музыкальным материалом (прослушивание музыкального произведения). Теоретическую и практическую часть можно менять и комбинировать в зависимости от изучаемой темы. В целях поддержания устойчивого внимания и активизации учащихся необходимо сочетать устные объяснения материала с применением наглядных пособий. После каждого занятия следует подвести итоги, отметить активность отдельных членов группы, обобщить проделанную работу. В результате систематичности занятий вокалом у детей улучшается эмоциональная восприимчивость к музыке. Вежливость, простота, общительность, внимание к окружающим, доброжелательность – вот те черты, которые воспитываются у детей в процессе занятий в хоре.
В конце каждого учебного года проводится отчетный концерт, на котором дети показывают педагогам и родителям свои достижения за прошедший год.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
«Обучающийся получит возможность для формирования»

готовность и способность к саморазвитию;
развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;
наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
«Обучающийся получит возможность для формирования»

оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
вносить необходимые коррективы;
уметь планировать работу и определять последовательность действий.
адекватно использовать голос для вокально-хоровой, сольной деятельности;
активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

Познавательные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
«Обучающийся получит возможность для формирования»

самостоятельно включаться в творческую деятельность
осуществлять выбор вида музыкальной деятельности в зависимости от цели.
осознанно и произвольно строить музыкальную деятельность в разных жанрах


Коммуникативные универсальные учебные действия
«У обучающегося будут сформированы»:
«Обучающийся получит возможность для формирования»

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
адекватно использовать музыкальные средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
адекватно использовать коммуникативные (прежде всего, речевые)средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.



Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс (первый год обучения). Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. Музыкальные сказки. Сказка про Крыпуньку. Звуки живущие в единстве. Музыкальные и шумовые звуки. Музыкальные инструменты. Высота звука. Длительность звука. Знакомство с музыкальной грамотой сказка «Музыкальный остров». Таинственный океан. Мажор и минор. Музыкальный дом. Нотоносец. Знакомство с нотами. Король «Скрипичный ключ». Принцессы «Паузы». Что такое фальш? Фея Гармония. Король «Басовый ключ». Знаки Альтерации. Диез, бемоль, бекар. В путь. Неожиданная встреча. Замок с призраками. Консонанс. В чёрных скалах. Что написано в Волшебной книге? Незнакомка. Разведчик. Звёздная музыка. Диссонанс и Дисгармония. Голос подземелий. Огненная река. Результат колдовства. До новых встреч. Музыкальный словарик
Планируемый результат на конец первого года обучения:
наличие интереса к музыкальному искусству;
владение некоторыми основами музыкальной грамоты;
двигаться под музыку;
стремление передавать характер музыки;
умение исполнять длительности и ритмические.
2 класс (второй год обучения). Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. Звуки, живущие в единстве. Музыка в сказке. Знакомство с голосовым аппаратом. С песней жить всем веселей.Единство музыки и танца. Детские песни в нашей жизни. Детский фольклор. Песенки из мультфильмов. Музыкальная прогулка. Музыкальное рисование. Музыкальный букварь. Музыкально-ритмическое путешествие в зимнюю сказку. Ритмические упражнения «Хор часов», «Колокольный перезвон». Роль дыхания в пении. Пунктирный ритм. Весёлый балаганчик. Песня рассказывает обо всем. Вокал откроет нам новый мир. Красочность моего голоса. История певческой культуры. Цветные сны я вижу в детстве. Песня и фантазия. Сценическое движение. Вокальное искусство. Поём шутки-прибаутки. Речедвигательные игры. Жанры вокальной музыки. Музыкальный слух, музыкальная память. Весёлое звонкое эхо. Народное творчество. Игры на импровизацию. Сценический образ. Искусство муз
Планируемый результат на конец второго года обучения:
наличие интереса к музыкальному и вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях);
владение некоторыми основами нотной грамоты;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
двигаться под музыку;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
3 класс (третий год обучения) Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на
занятиях художественно-эстетической направленности. Элементы музыкальной грамоты. Мелодия. Вокальная музыка. Музыкальные жанры. Волшебный голос песни детства. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. История возникновения нот. Знакомство с нотным станом. Основы музыкальной грамоты. Дирижерские жесты. Музыкально-ритмические упражнения. Упражнения на развитие чувства ритма. Певческая установка. Поговорим о дыхании. Берегите свой голос. Песни на развитие чувства ритма. Темп. Динамика. Лад. Дикция. Артикуляция. Артикуляционные игры.. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Вокально-хоровая работа нал простейшими попевками. Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод». Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод». Звуковедение. Беседа о творчестве композиторов-классиков. Беседа о творчестве современных композиторов. Детское Евровидение. Жанры вокальной музыки. Вокально-хоровая работа с песней «Из чего же». Вокально-хоровая работа с песней «Песня волшебников». Концертное выступление (резерв)
Планируемый результат на конец третьего года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
владение некоторыми основами нотной грамоты;
проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, четко и ясно произносить слова);
двигаться под музыку;
стремление передавать характер песни, правильно распределять дыхание фразы;
умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм).
умение исполнять несложные одноголосные произведения, чисто интонировать.
4 класс (четвёртый год обучения) Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности. История музыки. История музыки. Музыкальная грамота. Вокальная музыка. Дирижерские жесты. Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения. Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении. Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении. Техника речи, вокальная дикция. Речевой аппарат. Характеристики голоса и речи. Слово в пении. Диапазон. Развитие силы, объема и яркости. Диапазон. Развитие силы, объема и яркости. Понятие голосообразования. Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство. Психофизические аспекты человека. Практика свободного и глубокого дыхания. Как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым голосом. Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса. Способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена). Разучивание музыкального и поэтического текстов. Фольклор, джаз, классика. Практика Развитие музыкально-образного мышления. Работа над репертуаром. Работа над репертуаром. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровая работа. Вокально-хоровая работа. Показательные выступления
Планируемый результат на конец четвёртого года обучения:
наличие интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (участие в импровизациях, участие в концертах);
чисто интонировать, петь на дыхании (петь чисто и слаженно в ансамбле несложные песни в унисон с сопровождением и без сопровождения инструмента, фонограммы);
должен быть развит гармонический и мелодический слух, эстетический вкус;
петь чистым естественным звуком, легко, нежно звонко, мягко (правильно формировать гласные и произносить согласные звуки, петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук);
понимать дирижёрские жесты и следовать им;
знать средства музыкальной выразительности;
петь под фонограмму в группе и соло; 
уметь вести себя в коллективе;
петь на цепном дыхании;
уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато;
уметь чисто и слаженно петь двухголосные песни, петь по нотам детские песни;
петь под фонограмму 2-голосные произведения;
обладать артистической смелостью, непосредственностью и самостоятельностью;
испытывать потребность к певческой деятельности.
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога. Это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям. Песенный репертуар подбирается в течение года и может изменяться.
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся 1 КЛАСС
№п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Универсальные учебные действия (УУД)

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности
1
Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу.

2

Музыкальные сказки
1
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования.

3

Сказка про Крыпуньку
1
Овладение логическими действиями сравнения, анализа; выполнять творческие задания из рабочей тетради; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

4

Звуки, живущие в единстве.
1
Умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

5

Музыкальные и шумовые звуки
1
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; осознание действия принципа контраста

6

Музыкальные инструменты
1
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа

7

Высота звука
1
Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа

8

Длительность звука
1
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

Знакомство с музыкальной грамотой сказка «Музыкальный остров» (26 часов)

9

Таинственный океан
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10

Мажор и минор
1
Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа

11

Музыкальный дом
1
Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

12

Нотоносец
1
Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

13

Знакомство с нотами
1
Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

14

Король «Скрипичный ключ»
1
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

15

Принцессы «Паузы»
1
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

16

Что такое фальш?
1
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

17

Фея Гармония
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

18

Король «Басовый ключ»
1
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

19

Знаки Альтерации
1
Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

20

Диез, бемоль, бекар
1
Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

21

В путь
1
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования

22

Неожиданная встреча
1
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки

23

Замок с призраками
1
Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

24

Консонанс
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

25

В чёрных скалах
1
Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

26

Что написано в Волшебной книге?
1
Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

27

Незнакомка. Разведчик
1
Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

28

Звёздная музыка
1
Владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования

29

Диссонанс и Дисгармония
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста

30

Голос подземелий
1
Умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения

31

Огненная река
1
Вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата

32

Результат колдовства
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста

33

До новых встреч
1
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки

34

Музыкальный словарик
1
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки

2 КЛАСС
№п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Универсальные учебные действия (УУД)

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности
1
Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу.

2

Звуки, живущие в единстве
1
Умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки

3

Музыка в сказке
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

4

Знакомство с голосовым аппаратом
1
Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

5

С песней жить всем веселей.
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

6

Единство музыки и танца.
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7

Детские песни в нашей жизни.
1
Осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы; проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, обращаться внутри группы; выбирать речевые формы, оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении

8

Детский фольклор.
1
Осуществлять поиск необходимой информации; проявлять интерес к музыке, сравнивать музыкальные образы; оценивать качество исполнения, слушать собеседника, рассказывать о прослушанном музыкальном произведении

9

Песенки из мультфильмов.
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

10

Музыкальная прогулка.
1
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

11

Музыкальное рисование
1
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

12

Музыкальный букварь
1
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

13

Музыкально-ритмическое путешествие в зимнюю сказку
1
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

14

Ритмические упражнения
«Хор часов»,
«Колокольный перезвон»
1
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

15

Роль дыхания в пении
1
Оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя

16

Пунктирный ритм
1
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

17

Весёлый балаганчик
1
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

18

Песня рассказывает обо всем.
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

19

Вокал откроет нам новый мир.
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

20

Красочность моего голоса.
1
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

21

История певческой культуры
1
Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

22

Цветные сны я вижу в детстве.
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

23

Песня и фантазия.
1
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

24

Сценическое движение.
1
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

25

Вокальное искусство
1
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

26

Поём шутки-прибаутки
1
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

27

Речедвигательные игры
1
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

28

Жанры вокальной музыки
1
Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

29

Музыкальный слух,
музыкальная память
1
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

30

Весёлое звонкое эхо
1
Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций; Самостоятельное создание способов решения проблемтворческого и поискового характера.

31

Народное творчество
1
Расширение представлений о жанрах народной музыки, особенностях их исполнения, тембрах народных инструментов; понимание народного творчества как основы для создания произведений композиторами; выявление общности средств выразительности в народной и профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

32

Игры на импровизацию
1
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

33

Сценический образ
1
Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций.

34

Искусство муз
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3 КЛАСС
№п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Универсальные учебные действия (УУД)

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности
1
Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу.

2

Элементы музыкальной грамоты
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста

3

Мелодия
1
Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

4

Вокальная музыка
1
Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

5

Музыкальные жанры
1
Расширение представлений о музыкальных жанрах, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

6

Волшебный голос песни детства.
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве
1
Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки

8

История возникновения нот.
1
Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9

Знакомство с нотным станом.
1
Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

10

Основы музыкальной грамоты
1
Соотнесение графической записи с музыкальным образом; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

11

Дирижерские жесты
1
Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности

12

Музыкально-ритмические упражнения
1
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

13

Упражнения на развитие чувства ритма
1
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

14

Певческая установка
1
Формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности

15

Поговорим о дыхании
1
Владение монологической и диалогической формами речи, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки

16

Берегите свой голос
1
Формирование системы эстетических и этических ценностей и вкусов

17

Песни на развитие чувства ритма
1
Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

18

Темп
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

19

Динамика
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

20

Лад
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

21

Дикция. Артикуляция.
1
Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

22

Артикуляционные игры
1
Формирование навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе исполнения музыки; формирование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.

23

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
1
Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

24

Вокально-хоровая работа нал простейшими попевками
1
Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

25

Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод»
1
Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

26

Вокально-хоровая работа с песней «Большой хоровод»
1
Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

27

Звуковедение
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; овладение логическими действиями сравнения, анализа

28

Беседа о творчестве композиторов-классиков
1
Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

29

Беседа о творчестве современных композиторов
1
Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

30

Детское Евровидение
1
Обобщение и систематизация жизненных музыкальных представлений учащихся о красоте природы и души человека, об особенностях музыкальной культуры; овладение логическими действиями сравнения, анализа.

31

Жанры вокальной музыки
1
Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; выявление общности средств выразительности в профессиональной музыке; овладение логическими действиями сравнения, анализа

32

Вокально-хоровая работа с песней «Из чего же»
1
Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

33

Вокально-хоровая работа с песней «Песня волшебников»
1
Формирование ЗУНов во время исполнения вокальной музыки; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

34

Музыкальная гостиная
1
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


КЛАСС
№п/п
Дата
Наименование разделов и тем
Кол-во часов
Универсальные учебные действия (УУД)

1

Введение. Инструктаж по ТБ. Правила поведения на занятиях художественно-эстетической направленности
1
Ознакомление с правилами поведения на занятиях; Формирование уважительного отношения к искусству, этических норм поведения, толерантного отношения друг к другу.

2

История музыки
1
Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

3

История музыки
1
Расширение представлений музыкальной культуре, овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

4

Музыкальная грамота
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осознание действия принципа контраста

5

Вокальная музыка. Дирижерские жесты
1
Расширение представлений о жанрах вокальной музыки, особенностях их исполнения; формирование навыков сотрудничества в процессе различных видов музыкальной деятельности

6

Выработка отчетливой дикции – условие художественного пения.
1
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

7

Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении
1
Овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8

Вокальная фонетика: гласные и согласные в пении
1
Овладение логическими действиями сравнения, анализа; сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи; исполнять интонационно осмысленно мелодии песен; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

9

Техника речи, вокальная дикция
1
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

10

Речевой аппарат
1
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками; уметь четко, понятно и грамотно произносить скороговорки.

11

Характеристики голоса и речи
1
Осознанно и произвольно строить высказывание в устной речи, соблюдая нормы построения текста; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

12

Слово в пении
1
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов; строить монологическое высказывание; высказываться в процессе анализа музыки; участвовать в коллективном пении, музицировании

13

Диапазон. Развитие силы, объема и яркости
1
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

14

Диапазон. Развитие силы, объема и яркости
1
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; формирование волевых усилий.

15

Понятие голосообразования
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности

16

Эмоциональное состояние на исполнительское мастерство.
1
Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения, создания композиций и образов

17

Психофизические аспекты человека.
1
Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

18

Практика свободного и глубокого дыхания
1
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности;

19

Как оградить себя от неприятностей, связанных с нездоровым голосом.
1
Умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки

20

Упражнения, способствующие естественному звучанию голоса.
1
Умение ставить учебные задачи при восприятии и исполнении музыкальных сочинений разных жанров и стилей музыки

21

Способы звуковедения (стаккато, легато, кантилена)
1
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций»; участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

22

Разучивание музыкального и поэтического текстов.
1
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

23

Фольклор, джаз, классика
1
Осознание действия принципа контраста; владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления, восприятия музыки и музицирования; овладение логическими действиями сравнения, анализа; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Практика (11 часов)

24

Развитие музыкально-образного мышления.
1
Применение знаний основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности;
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности; оценивать и осмыслять результаты своей деятельности;
Формирование волевых усилий; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, навыков самоанализа, самооценки

25

Работа над репертуаром
1


26

Работа над репертуаром
1


27

Вокально-хоровая работа
1


28

Вокально-хоровая работа
1


29

Вокально-хоровая работа
1


30

Вокально-хоровая работа
1


31

Вокально-хоровая работа
1


32

Вокально-хоровая работа
1


33

Вокально-хоровая работа
1


34

Показательные выступления
1


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение курса «Весёлая нотка»

Наименование средств материально – технического и
учебно-методического обеспечения

Библиотечный фонд

1
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

2
Программа внеурочной деятельности художественно – эстетической направленности «Весёлая нотка»

3
Хрестоматии с нотным материалом

4
Сборники песен и хоров

5
Книги о музыке и музыкантах, журналы по искусству

6
Справочные пособия, энциклопедии

Печатные пособия

7
Дидактический раздаточный материал: карточки с признаками характера звучания; с обозначением выразительных возможностей музыки;

8
Дидактический раздаточный материал: ритмические партитуры, варианты стихов для импровизаций, тексты песен

Учебно – практическое оборудование

9
фортепиано

10
Клавишный синтезатор

11
Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, цветные мелки.

12
Звуковоспроизводящая аппаратура: микрофоны, усилители звука, динамики.

13
ИКТ

Экранно – звуковые пособия

14
Видеофильмы с записью музыкальных фрагментов

15
Слайдовые и мультимедийные презентации

16
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

17
Изображение музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах




Список литературы
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя- музыканта. М.: Владос, 2000.
Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1989.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М.: Мысль, 1978.
Нахимовский А.М. «Театральное действо»
Пекерская Е.М «Вокальный букварь» Москва 1996г.
Харченко И.В. «Методическое пособие по вокальному искусству»
г. Ростов-на-Дону 2002 г.
Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и тренаж».
В. Попов, Л. Тихеева «Школа хорового пения».
В. Попов, П. Халабузаря «Хоровой класс».
О.А. Апраксина «Методика музыкального воспитания».
Ю. Рауль «Певческий голос».
Морозов В.П. «Биофизические основы вокальной речи».
Тевлина В.К. «Вокально-хоровая работа» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Выпуск 15, Москва, 1982 год.
Черноиваненко Н. «Формирование творческих способностей младших  школьников в певческой деятельности» в кн. «Музыкальное воспитание в школе». Москва «Просвещение»1989 год.
Дмитриева Л. Г., Черноиваненко Н. М. «Методика музыкального воспитания в школе». Москва «Просвещение» 1989 год.
Урбанович Г. «Певческий голос учителя музыки» в кн. «Музыкальное воспитание в школе» выпуск 12,Москва, 1977 год.
«Из истории музыкального воспитания». Составитель-Апраксина О.А. Москва «Просвещение»1990 год.
«Мир вокального искусства» Волгограл «Учитель» 2007


Заголовок 115