Телемост как коммуникативная форма в прочтении художественных произведений в условиях нового поколения ФГОС


Телемост как коммуникативная форма в прочтении
художественных произведений в условиях нового поколения ФГОС.
На сегодняшний день вопрос о развитии школьных библиотек является крайне актуальным. Он отражён в ряде важных государственных документов. Сейчас много говорят о необходимости предания нового импульса деятельности по продвижению в России чтения в свете стоящих перед нашей страной задач повышения культурной компетентности и конкурентоспособности нации, сохранения русского языка и всех других языков народов России.
Возник новый вид коммуникаций - это дисплейная коммуникация, осуществляемая посредством экрана, которая даёт каждый день около 60% всей получаемой информации. Много лет мы общались с помощью устной и письменной речи. Сегодня мы имеем дело впервые с распределённым интеллектом, т.е. появилась новая система коммуникации. Надо уйти от разговоров, от мыслей о том, что наши дети сегодня опережают нас в информационных технологиях. Они опережают нас в скорости нажатия на кнопки, в скорости подключения к сетевому распределенному интеллекту. Только через осознание правил дисплейных коммуникаций, которые доступны только взрослым, родителям, педагогам, средствам массовой информации, ребёнок должен входить в мир дисплейных коммуникаций.
Когда мы говорим о чтении как об инструменте коммуникации, мы должны понять, что в школьную программу по новому поколению ФГОС войдут её новые виды.
Мнение о том, что сегодня дети ничего не читают или читают мало, по-моему, преувеличено. Если они не читают активно книги на бумажном носителе, то это не значит, что они вовсе не читают. Электронная книга вошла в нашу жизнь, в систему образования. Из разговоров с учащимися нашей школы, особенно старшеклассниками, я убеждаюсь, что они читают современных авторов в Интернете. Классику же предпочитают читать библиотечной книгой.
Говоря о том, что книга должна стать частью жизни детей, необходимо говорить об изменении роли и значения школьных библиотек. Они перестают быть местом, где только хранится книга. Библиотекарь должен обладать навыками, позволяющими заинтересовать ребёнка книгой. Роль библиотекаря в школе существенно меняется. По словам первого заместителя министра образования и Науки Российской Федерации Н.В. Третьяка, «мы по – прежнему - одна из самых читающих стран мира». Об этом говорят сопоставимые международные исследования. Российские школьники на протяжении многих лет сохраняют лидирующие позиции в навыках понимания и чтения текстов на родном языке. поэтому педагог – библиотекарь должен уметь «продвигать» чтение, рост читательской активности и читательской компетентности.
Важно продвижение литературы и чтения через школьные библиотеки.
В школе третий год работает проект «Успешное чтение», в рамках которого проходят многие мероприятия.
Школьная библиотека тесно сотрудничает с ЦБС г. Воронежа, учащиеся школы посещают городские библиотеки и их мероприятия.
Чтобы соответствовать «новой модели» развития, школьная библиотека привлекает читателя и тем, что проводит телемосты с библиотеками других городов.
Активно работает с нашей школой библиотека № 4 им. Е.А. Исаева, расположенная в микрорайоне. Именно с предложения зав. библиотекой Е.А. Меркуловой началось наше сотрудничество по телемостам с другими городами. Техническое оснащение - со стороны библиотеки № 4, а проведение совместных мероприятий с библиотеками других городов - сначала общим сценарием, а затем активным участием учащихся школы, дает возможность более широким обменом мнений. Нашим детям всегда интересно мнение ребят из других городов, особенно из города, некогда бывшего в другом государстве (имеется в виду город – герой Керчь).
Естественно, что сначала учащиеся должны выбрать интересующую их книгу или книгу - юбиляра, прочитать её, неважно на каком носителе. Вместе с ребятами работают учителя – словесники, классные руководители, педагог – библиотекарь. Затем важен обмен мнением между читателями. Не всегда учитель согласен с мнением своих учеников, но в этот момент важно, чтобы читатель правильно выражал свои мысли, не было бы косноязычия или ограниченного словарного запаса.
Мы пришли к выводу, что все онлайн встречи со школьниками, на протяжении полутора лет (2015-2016 учебные годы) можно условно разделить на три направления: военно-патриотическое, литературное и культурологическое.
Военно-патриотическое – в форме видео - марафона «Помни! Знай! Гордись!», посвященное 70-летию Победы. Телемост проходил в стенах школы. Это было 21 января 2015 года. Он был посвящён годовщине освобождения г. Воронежа от немецко – фашистских захватчиков 25 января 1943 года. На телемост также бы приглашен ветеран Великой Отечественной войны Москалёв Митрофан Фёдорович, возглавляющий Совет ветеранов завода «Электросигнал». Учащимся 8 «Б» и 9 «А» классов пришлось хорошо подготовиться, так как они выступали и перед ветераном из г. Керчи и учащимися одного из колледжей. Читались стихи о Воронеже, прозвучал рассказ о пионерах, защищавших наш город. Поскольку в школе прошёл конкурс стихов воронежских поэтов, посвящённый этой дате, то выступили и те, кто победил в конкурсе. Ребята увидели подлинные фронтовые кадры боёв за Воронеж. Все вместе почтили память погибших минутой молчания. Поздравил с этим праздником всех воронежцев Москалёв М.Ф. Приветственные слова прозвучали и от ребят колледжа г. Керчи и ветеранов города.
В юбилейный 2015 год прошёл телемост с библиотекой № 3 имени Н.Островского города Керчи. Это была встреча из цикла «Города - герои». На ней присутствовали студенты Воронежского Государственного Промышленно-экономического колледжа, учащиеся школы № 8 г. Воронежа и учащиеся 8 класса образовательной № 11 города Керчи. Школьники подготовили рассказ о подвиге пионера – героя г. Керчи Володе Дубинине по книге Л. Кассиля «Улица младшего сына», студенты рассказали о шести городах - героях: Брест, Смоленск, Мурманск, Минск, Одесса и Киев. Участникам встречи была представлена книжно-иллюстративная выставка, освещающая те страшные, немеркнущие в памяти события военных лет. Одним из самых ярких моментов встречи стало проникновенное чтение стихотворения «На минском шоссе», в исполнении ученицы 5 «Б» МБОУ СОШ с УИОП № 8 г. Воронежа, уроженке города Донецка, Кицуль Ксении, которое сопровождалось музыкальной презентацией. После этого предоставили слово гостю библиотеки, воронежцу, уроженцу Курской обл., ветерану Великой Отечественной войны , который защищал небо Киева – Левшину Михаилу Федоровичу. Когда началась война, ему было всего лишь 15 лет. Об этом и многих других событиях из своей нелегкой жизни поведал он участникам встречи. В заключение был показан фильм «День Победы».
9 декабря 2015г. в библиотеке № 4 имени Егора Исаева прошло мероприятие «Доблесть отцов сыновьям в наследство», посвященное Дню героев Отечества. На теле - мост были приглашены учащиеся 10 класса МБОУ СОШ с УИОП №8 (г. Воронеж) и учащиеся 10 «А» класса МБОУ Гимназии №13 (г. Волгоград).
В этот день мы чествуем ныне живущих Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, кавалеров ордена Святого Георгия и ордена Славы, но и также отдаем дань памяти нашим героическим предкам. Воронежцы рассказали о подвиге Прасковьи Ивановны Щеголевой из села Семилуки Воронежской области (по книге Е.Велтистова «Прасковья») и воронежской комсомолке – отважной лётчице, совершившей первый военный таран в годы Великой Отечественной войны - Екатерине Зеленко. В школьном музее создана страница памяти Героя Советского Союза, учащиеся подготовили презентацию о её подвиге.
11 мая в библиотеке №4 имени Егора Исаева прошел тематический вечер, посвященный герою Советского Союза – легендарному летчику Алексею Петровичу Маресьеву. Мужеством и не сгибаемой силой воли этого человека восхищались разные поколения наших соотечественников, в его честь названа малая планета 2173, во многих городах улицы носят его имя. В этом году, 20 мая, вся страна будет праздновать его 100-летие! Он родился в городе Камышине Волгоградской области, и, конечно же, волгоградцы поддержали нас в стремлении узнать как можно больше об этом человеке. Библиотека №4 имени Юрия Бондарева и учащиеся 7 класса средней школы №17 (г. Волгоград) рассказали воронежским школьникам, также ученикам 7 класса МБОУ СОШ №8 об их знаменитом земляке. В свою очередь воронежская аудитория подготовила рассказы о своих впечатлениях после прочтения «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, а также впечатления от просмотра одноименного фильма, вышедшего на экраны страны в 1948 году. Ребята из Волгограда рассказали о целой плеяде «маресьевцев» времен Великой Отечественной войны, а также воинах-афганцах, повторивших его подвиг. Вот их имена - Сорокин Захар Артемович, Грисенко Александр Иванович, Маликов Илья Антонович, Бурков Валерий, Гринчак Валерий Иванович.
Литературное направление было представлено телемостом, посвящённым юбилею Н.А. Островского, имя которого носит библиотека № 3 города Керчи. Учащиеся 10-х классов обзорно познакомились с книгой «Как закалялась сталь», посмотрели одноименный фильм, а затем подготовили свои выступления по этим произведениям. Библиотека г. Керчи предложила свой рассказ об авторе, подготовила презентацию по музейным местам, а школьники одного из учебных заведений выступили со своим мнением о книге.
В апреле 2015 года состоялся телемост с г. Волгоградом, библиотекой № 4 им. Ю.В. Бондарева. В это время проводились Малые Бондаревские чтения в г. Волгограде. Они проходили в мемориальном зале «Патриот» при волгоградской библиотеке № 4, там же виртуально присутствовали и учащиеся школы № 8 г. Воронежа.
Были приглашены ученики 8 – 9 классов нашей школы, которые подготовили выступления по рассказам Юрия Васильевича Бондарева.
С волгоградской стороны - среди почетных гостей мероприятия: заведующая кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Волгоградской академии МВД России, доктор филологических наук, профессор  Н. С. Прокурова. Наталья Сергеевна Прокурова на протяжении многих лет занимается  изучением проблемы героизма в литературе о Сталинграде. А также гвардии подполковник запаса воздушно-десантных войск, председатель Тракторозаводского отделения волгоградской региональной общественной организации «Российский союз ветеранов Афганистана» Анатолий Викторович Чуканов и учащиеся волгоградского мужского педагогического лицея и средних школ Тракторозаводского района.
В начале следующего учебного года (октябрь 2015 года) учащиеся 9 «В» класса совместно с библиотекой № 4 г. Воронежа провели телемост с г. Калининском Саратовской области по творчеству Егора Исаева и Михаила Алексеева, предстоящих юбиляров 2016 года.
Ребята 10 – 11 классов школы № 2 г. Калининска рассказали о своём земляке – Михаиле Алексееве, его произведениях, показали презентацию памятных мест, связанных с пребыванием писателя среди земляков. Воронежские школьники прочитали стихи Е.А. Исаева, участвовали в рассказе о нём. Поскольку Е.А. Исаев встречался при жизни с нашими учащимися, был показан видео - фильм об этой встрече, где дети и автор поочередно читали стихи. Очень волнительно это делать в присутствии автора, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской премии. Он оказался прост в общении и быстро нашёл общий язык с ребятами.
В мае 2016 года в форме поэтической переклички прошел телемост, в котором участвовали библиотека №4 имени Юрия Бондарева (г. Волгоград), библиотека №4 имени Е.Исаева (г.Воронеж), библиотека №3 имени Н.Островского (г. Керчь), юношеская библиотека г. Новороссийска. Она была посвящена поэтам – юбилярам 2016 года - Павлу Григорьевичу Антокольскому, Сергею Григорьевичу Островому, Михаилу Александровичу Дудину, Егору Александровичу Исаеву, крымскому прозаику и поэту Анатолию Игнатьевичу Никаноркину, и волгоградской поэтессе Маргарите Агашиной. В начале встречи библиотека г.Новороссийска поздравила всех с наступающим Днем Победы и рассказала, как город готовится к нему и подарила музыкальный привет – песню «Катюша» на стихи М.Исаковского и музыку М.Блантера. С воронежской стороны в перекличке участвовали ученики 7»Б» класса МБОУ СОШ с УИОП №8 (классный руководитель и учитель русского языка и литературы – Пономарёва Л.Е.), лауреат конкурса чтецов «Откроем для себя Исаевские строки-2016», ученица 10 класса - Мария Алёшина. Волгоград представляли учащиеся школ №3,51,61 Тракторозаводского района, ДМШ №2. Участники из Керчи - учащиеся МБОУ СОШ №11.
Культурологическое направление было представлено онлайн встречей, прошедшей в феврале 2015года (г. Воронеж и г. Керчь) под названием «Королева частушки». Посвящена она была юбилею лучшей частушечницы России - Марии Николаевны Мордасовой. 100 лет назад (14 февраля 1915 года) в деревне Нижняя Мазовка Тамбовской области родилась девушка с «золотым» голосом и песней, исходящей из самого сердца, артистка, которой было суждено прославить Воронежский край. На встречу с воронежской стороны были приглашены учащиеся 3 «В» класса (классный руководитель Лисица Е.Г.) МБОУ СОШ с УИОП №8. Они собрали много частушек, сочиненных М.Н. Мордасовой, но коллективно исполнили частушки известной певицы о целине «Стопудовый урожай». Выступление детей сопровождалось показом видео - роликов «Воронежский хор», «Выступление Марии Мордасовой. 1977г.», словами работников двух библиотек о жизни и творческом пути певицы. Из г. Керчи перед ребятами выступили самодеятельные артисты. Атмосфера была накалена до предела от творческих талантов!
Подготовка к телемостам ведётся тщательно. Собирается, читается, анализируется материал, с которым будут выступать школьники перед своими ровесниками. Высок и критерий отбора выступающих. Создаются тексты, лаконичны, точные, познавательные, стилистически окрашенные в позитивные тона. Выучиваются стихи, с которыми ребята выступают перед сверстниками. Поскольку время телемоста ограничено, то нужно всё выверять до минуты, отрепетировать каждое выступление. Поэтому подготовка к проведению телемоста начинается за три недели до его даты, что оговаривается заранее, уточняется время.
Класс, участвующий в телемосте, выражает своё желание, а в процессе подготовки могут подключиться и другие ребята. Это очень ответственное и важное дело.
Насыщенным и плодотворным оказался для учащихся школы 2015- 2016 учебный год. Год юбилея и 71-й годовщины Великой Победы были торжественными и волнительными.
В школе уделяется большое внимание патриотическому воспитанию, поэтому школьная библиотека приглашала учеников участвовать в самых знаменательных мероприятия ЦБС. И успешное участие в телемостах, общение с учащимися других городов позволяет ребятам ответственно относиться к проводимому мероприятию, расширять свой кругозор, учиться умению общаться в таком формате как телемост.
Прочтение классических советских произведений в условиях нового поколения ФГОС так же важно, как и много лет назад в деле воспитания подрастающего поколения в любви к Родине, своему народу, его жизни, искусству и истории. Это очень нужно в современных условиях.
Педагог – библиотекарь МБОУ СОШ с УИОП № 8 г. Воронежа -
Нестерова Любовь Фёдоровна