Сообщение на педагогическом совете ДОУ :Коммуникативная компетентность педагога


 Коммуникативная компетентность
Коммуникация – процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. В переводе с латыни это слово обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.
Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета. Коммуникативная компетентность это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.
Причинами плохой коммуникации могут быть:
– стереотипы – упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации (в результате нет объективного анализа и понимания людей, ситуаций, проблем);
– «предвзятые представления» – склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим верить»).
– плохие отношения между людьми (если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда);
– отсутствие внимания и интереса собеседника (а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий);
– пренебрежение фактами (привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов);
Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии . Под рефлексией здесь понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Есть некоторые факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы:– Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как реально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.
– Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к определенной категории и формируется установка, направляющая внимание на поиск связанных с ней черт.
– Стремление сделать преждевременные заключения о личности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.
– Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.
– Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, происходящих со временем по естественным причинам. Имеется в виду тот случай, когда однажды высказанные суждения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.
Большое значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление казуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение с субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Процессы казуальной атрибуции подчиняются определенным закономерностям. Например, события, которые предшествуют наблюдаемому явлению, обычно рассматриваются как его возможные причины. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возможностей для их интерпретации, и человек волен выбирать любую из них.