Занятие с элементами тренинга Коммуникативная компетентность педагога

Занятие с элементами тренинга «Коммуникативная компетентность педагога»
Цель: повышение коммуникативной компетентности педагогов
Задачи:
1.    Самопознание личности, изучение личностных особенностей, влияющих на эффективность общения.
2.    Изучить факторы, мешающие объективному восприятию собеседника в процессе общения.
3.    Привлечь внимание педагогов к необходимости использования позитивной лексики в процессе общения.
Ход занятия
I. Организационный момент
Звучит песня [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
Действительно, все в наших руках: чувствуем мы себя счастливым человеком или несчастным, радуемся ли мы каждому новому дню или просто ставим галочки, дружелюбны и открыты другим людям или замкнуты, агрессивны, завистливы. Все зависит только от нас. Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания. Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.
-Уважаемые коллеги! Мы обучаем, воспитываем и развиваем детей тоже в процессе общения. И от того, насколько оно эффективно зависит результат нашего нелегкого труда, именно поэтому наше занятие посвящено повышению коммуникативной компетентности.
II. Основная часть
Для того, чтобы общение было эффективным мы должны хорошо знать свои психологические особенности и особенности собеседника и учитывать их в процессе общения.
Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.  Темперамент связан с типом нервной системы человека. Т.о. темперамент является врожденным свойством личности, он не изменяется на протяжении жизни. От темперамента человека зависят: темп и ритм деятельности, сила эмоций, воля, направленность на внешний и внутренний мир.
Для того, чтобы познать себя и разобраться какой тип темперамента у вас преобладает предлагаю посмотреть видеоролик.
Видеоролик «Классификация темперамента по Гиппократу».
Темперамент, конечно, влияет и на процесс общения. При проведении уроков учителю необходимо учитывать не только особенности своего темперамента, но и особенности нервной системы своих воспитанников (Приложение 1).
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная часть общения. По внешней стороне общения, согласно С.Л. Рубинштейну, мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.
Эксперимент 1 «Эффект ореола»
Сейчас я покажу вам фотографии 6 девушек. Про одну из этих девушек коллеги говорят: ответственная, целеустремленная, общительная, готова выслушать и прийти на помощь в любую минуту, добрая, отзывчивая, внимательна к проблемам других, трудолюбивая. Всмотритесь в их лица, как вы думаете, о какой девушке идет речь?

Эксперимент 2 «Установки»
Сейчас я поделю вас на 2 группы. Вам нужно будет по фотографии охарактеризовать человека и сказать, исходя из каких внешних данных, вы так считаете. Сейчас каждой группе я дам свою фотографию. Затем посмотрим, какие характеристики у нас получатся. Но есть одно условие – работать тихо, чтобы противоположная группа не услышала ваши характеристики.
Есть факты, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. Сейчас мы были участниками двух экспериментов. В первом эксперименте мы наблюдали явление, называемое «Эффект ореола». Эффект ореола - это влияние первого впечатления о человеке (преимущественно его внешних данных и манеры общения) на наше к нему отношение в дальнейшем. Например, если сложившийся образ человека положительный, то при дальнейшем взаимодействии с ним, мы будем отыскивать в нем только положительные черты, не замечая его недостатков. Если, напротив, человек на первый взгляд, вызывает у нас негатив, то, каким бы он не был замечательным, мы будем замечать только его недостатки. Этот эффект проявляется, в основном, при оценке людей незнакомых, общение с которыми происходит редко. При более частом общении с этим человеком, со временем, эффект ореола исчезает, и отношение к нему меняется, т.е. мы видим уже и его положительные, и отрицательные стороны.
Во втором эксперименте, мы познакомились с силой установки. Установка – это неосознаваемая внутренняя психологическая готовность действовать определенным образом.
А сталкиваемся ли мы в процессе педагогического общения с данными явлениями?
Разминка «Чувство, настроение»
Сейчас я предлагаю вам подобрать ассоциации к слову праздник.
А сейчас я прошу вас зачитать заголовки информационных статей, помещенных на первой полосе газеты «Московский комсомолец» .
Каково было ваше настроение при выполнении первых заданий и как оно изменилось при чтении заголовков? (на основании обсуждения делается вывод, что в первых заданиях звучала позитивная лексика, которая улучшала настроение).
В процессе общения важно использовать позитивную лексику. Почему? Обратимся к исследованиям ученых:
Информация «Влияние позитивной лексики на обучение»
1. Позитивная лексика влияет на мотивацию обучения. Проводилось сопоставление количества позитивных слов в речи учителей третьих классов и желания детей ходить в школу. Выяснилось, что у «позитивных» педагогов количество детей, которые любят школу, на 30% выше.
2. Так же доказано, что позитивная лексика влияет на качество усвоения материала и темп деятельности.
Всем известно влияние на людей негативной лексики. Можно вспомнить, как во времена дефолта в средствах массовой информации звучали слова «Голода не будет», которые заставляли нас бежать по магазинам и скупать продукты. Позитивная лексика тоже оказывает сильное внушающее воздействие. Поэтому она используется в медицине, в психотерапии. Например, для аутогенной тренировки применяются следующие позитивные утвердительные высказывания: «Я уверен в себе», «Я спокоен». Интересно, что с помощью аутогенной тренировки можно воздействовать на вегетативную нервную систему, в частности, снимать астмоидные состояния, эмоциональное перевозбуждение и т.п.
Японский исследователь Масару Эмото проводил интересные эксперименты с водой и пришел к выводу, что вода изменяет структуру своей воды под влиянием слов и мыслей. В экспериментах воде говорили слова, либо на воду проецировали эмоции, затем воду стремительно замораживали и фотографировали ее структуру. Давайте посмотрим, какие снимки получились.
Какой вывод мы можем сделать?
Еще один эксперимент Масару Эмото проводил с рисом. В три стакана с водой насыпали рис. На протяжении какого-то времени первому стакану говорили «Я тебя люблю», второму – «Я тебя ненавижу», а третьему стакану ничего не говорили. В первом стакане рис начал бродить и издавать приятный запах. Рис во втором стакане почернел. А в третьем стакане, на который не обращали внимания, рис загнил. Доктор Эмото говорит о том, что эти данные необходимо применять в воспитании детей. А что именно по этому поводу сказал Масару Эмото? Какой вывод можно сделать?
А почему позитивная лексика не всегда используется?
Для того чтобы ответить на данный вопрос, предлагаю выполнить упражнение «Я знаю 5 своих хороших качеств».
Мне нужно несколько добровольцев, которые будут называть свои хорошие качества, например: «Я знаю 5 своих хороших качеств: честность раз, доброта два, трудолюбие три, открытость четыре, любознательность пять».
С какими трудностями вы столкнулись? - Это следствие стереотипов нашего времени «запретов на поглаживания».
Информация «Запреты на поглаживания»
В современной жизни достаточно распространен такой стереотип, как «запреты на поглаживания». Он заключается в том, что человек не может открыто проявлять позитивные чувства к окружающим или осторожно, недоверчиво воспринимает такое отношение с их стороны. «Люди мне льстят, я намного хуже», думает он. Некоторым очень трудно говорить о своих достоинствах. «Не хвали себя сам, жди, пока другие похвалят!» вот их девиз. Даже если они получают похвалу за достижения, все равно стараются преуменьшить свои заслуги, говорят, что им просто повезло. Понятно, что у человека с тем или иным «запретом на поглаживания» возникают трудности с употреблением позитивной лексики. Необходимо научиться хвалить себя и открыто говорить друг другу добрые слова. Тогда мы сможем активнее использовать позитивную лексику и в профессиональной деятельности.
Информация «Как можно использовать позитивную лексику в школе»
В процессе общения нужно чаще употреблять воодушевляющие высказывания, которые позитивно оценивают прошлое, настоящее, будущее ученика. Они отличаются от похвалы тем, что даются не из позиции Родителя, обращающегося к Ребенку, а из позиции Взрослого Взрослому. Приведем примеры:
«Я уверен, что ты быстро сделаешь...» (будущее)
«Я вижу, как ты напряженно работаешь...» (настоящее)
«Ты нашел способ решить эту проблему...» (прошлое)
Наше занятие мне бы хотелось продолжить притчей «Небольшая разница»
 Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы.  В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких. Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: Я счастлив сообщить тебе радостную весть ты переживешь всех своих родных. Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? спрашивали они. На что последовал ответ: Мы оба одинаково истолковали сон. Но все  зависит не от того, что сказать, а как сказать.
Упражнение «НЕ- высказывания»
Мы уже убедились, что большое влияние на собеседника оказывает то, что мы говорим. Очень часто учитель в словах повседневного лексикона использует слова с отрицательной частицей «не». Например: не играй ручкой, не балуйся, не отвлекайся. Запишите, пожалуйста, в левую колонку таблички «не - высказывания», которые вы, бывает, используете.
Наш мозг устроен так, что значение определенного слова связано с некоторым образом, некоторой картинкой, которая прочно засела в нас на уровне сознания и бессознательного. Я скажу вам слово «яблоко» и у каждого возникнет образ яблока, у каждого свой, неповторимый и все же это будет яблоко, а не стул или чемодан. Так же дело обстоит и с частицей «не», которая употребляется с каким-то словом. Я скажу «не прыгай» и у вас бессознательно возникнет образ прыжка или прыгающего человека. Тем самым я призываю вас к действию «Прыгай». И нет ничего удивительного в том, что после пяти замечаний ребенку «Не отвлекайся», он становится еще более невнимательным. Мы программируем ребенка действовать определенным образом, часто не осознавая, что именно мы заставляем его действовать так, а не иначе.
А теперь замените фразы с «не» на более конкретные и запишите их в правой колонке. Например вместо: не отвлекайся, сказать: слушай внимательно.
Нам нужно говорить не о том, что мы не хотим, а о том что мы хотим.
Предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма «Секрет».
Обсуждение фильма.
В процессе передачи информации она часто преобразуется: одни детали опускаются, другие – интерпретируются по-другому, и зачастую появляются новые факты. Искаженная информация может приводить к непониманию, инцидентам и даже конфликтам. Для следующего упражнения мне нужно пять добровольцев.
Упражнение «Слухи»
В нашу школу купили новые компьютеры. Через месяц в помещении, где сейчас находится библиотека, оборудуют компьютерный класс, а библиотеку переместят в пустующий кабинет на первом этаже. По вечерам в компьютерном классе можно будет играть тем, кто отработает 30 минут после уроков на благоустройство пришкольной территории.
Какой вывод можно сделать после этого упражнения?
III. Подведение итога
Как мы убедились, много факторов влияет на эффективность процесса общения. Некоторые из них мы смогли сегодня увидеть. Возможно, какая-то информация показалась вам полезной. А наше занятие подходит к концу. Спасибо за внимание и активное участие, и помните: ВСЕ В НАШИХ РУКАХ!