Урок обучения грамоте Звук(ф),(ф),буква Ф. Чтение слов с изученными буквами.


Тема: Звуки [ф], [ф’],буква Ф.
Чтение слов, предложений и текстов с изученными буквами.
Цели и задачи: обобщить , систематизировать знания учащихся о звуках [ф],[ф’], букве ф; формировать навыки чтения, работы с текстом; работать над четкостью дикции, выразительностью речи, постановкой логического ударения;  воспитывать интерес детей к учебной деятельности, сознательную дисциплину и повышать правовую культуру; формировать умение понимать учебные задачи урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; контролировать свои действия в процессе выполнения заданий, развивать умение применять полученные знания на практике; развивать умение работать в парах; развивать умение обосновывать свои ответы, находить и исправлять собственные ошибки; развивать умение выслушивать и анализировать ответы одноклассников ,оценивать свои достижения.
Ожидаемые результаты:
Предметные: формирование навыка чтения слов, предложений, текстов с изученными буквами; получение знаний по правилам дорожного движения.
Коммуникативные: формирование умения работать в парах, в коллективе, обосновывать свою точку зрения
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность, толерантность, умение принимать точку зрения другого ученика.
Познавательные: формирование умения строить речевые высказывания, работать с информацией, рефлексивность.
Формы организации работы детей: фронтальная, в парах, в группе, индивидуальная,
Формы организации работы учителя: организационная, регулирующая, контролирующая.
Используемое оборудование: доска, , компьютер, , карточки с памяткой по ПДД, заготовки для светофора, сигнальные круги, картинки с изображением буквы Ф и предметов, в названии которых есть буква Ф, картинка с изображением светофора, рисунки и поделки учащихся по ПДД , , презентация «Буква Ф», карточки для обозначения звуков.
1.Мотивация
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
- Я попрошу вас проверить свои рабочие места. Вспоминаем, как правильно сидеть, следим за осанкой и приступим к работе.
- С каким настроением мы начинаем занятие? ( Учащиеся показывают смайлики )2. Актуализация знаний
- Мы начнём урок с небольшой разминки. Давайте сначала немного повторим.
- На какие две группы делятся все звуки?
- Что можно сказать про гласные звуки?
-А про согласные?
Чтение букв и звуков по записи на доске:
в [р] [п’]з н[к] [с’]м[б’]щ[ф]л ю
3.Определение темы и целей урока
-А то , чем мы сегодня будем заниматься на уроке, помогут нам определить ваши одноклассники . Они загадают вам загадки, а вы хором отвечайте.
(Сергеев М., Подковкина А, Заволокина Е, Сердюкова А.).
Кто из шляпы достаёт
Зайца всем на удивление?
Выступлением украшает
В цирке представление? (фокусник)
Буква гол забить нам хочет,Освещает город ночью,Мечет воду в небеса,С ней вкуснее колбаса.(Ф: футболист, фонарь, фонтан, фарш)
Кто волшебницу узнает?
Над землёй она летает.
Чудеса творить умея,
Всем в беде поможет … (фея)
Этот глаз - особый глаз. 
Быстро взглянет он на вас, 
И появится на свет 
Самый точный ваш портрет. 
(Фотоаппарат)
Днем спит, ночью летает, 
Прохожих пугает. 
(Филин ) (Уч-ся отгадывают загадки ,ребята показывают рисунок с изображением отгадки)
- Что объединяет все слова- отгадки?
- Какие ещё слова с этой буквой вы знаете?
Давайте сформулируем для себя учебную задачу .Поставим цели .Чему мы должны научиться на уроке.
Вывешивается таблица «Буква Ф»
4.Систематизация и повторение.
Работа с презентацией
1 слайд
… плывет к родной земле,
… на каждом корабле.
-Прочитайте запись и подумайте , какие слова нужно вставить в эти предложения? (Подсказка: мы их вчера читали). Давайте проверим (высвечивается правильный ответ).
2 слайд
Буква Ф, звуки [ф],[ф’]
-А теперь повторим всё про букву Ф
-Кто поможет мне задать вопросы?
-Какие звуки обозначает? (произнести)
-Гласные они или согласные?
- Глухие или звонкие? (глухие) – доказываем, произносим и слушаем звуки, закрывая руками уши.
-Звук [ф’]какой? (мягкий)
-Каким цветом будем его обозначать? Покажите.
- Когда он будет мягким? (подсказка по ленте букв)
-Звук [ф] какой? (твёрдый)
- Каким цветом его будем обозначать? Покажите.
- Когда звук будет твёрдым?
- Парные эти звуки или непарные?
3 слайд
Расскажи нам, флюгерок,Где летает ветерок.На железной ножке.Повертись немножко,И тогда фонарь в кафеПревратится в букву… (Ф)Дети читают стихотворение , встают и изображают букву Ф.
4 слайд
фуфыфафофефи фёЧтение слогов. Почему слоги не со всеми гласными? Какие вверху? (твёрдые) Какие внизу?(мягкие) Почему?
Выкладывание буквы ф из фасоли.
5 слайд
шар – шары фотография
шарф – шарфы фабрика
фокус – фокусы телефон
флаг – флаги асфальт
- Почитаем слова с буквой Ф.
- Чем друг от друга отличаются слова в первом столбике?
6 слайд
Давайте посмотрим на картинку. Может быть, мы какие-то слова с буквой Ф забыли?
5.Открытие новых знаний
1).Загадка
- А сейчас загадка:
Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя ещё ни разу
Не смотрел он всеми сразу -
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор.
Что же это? …
Светофор
2).Беседа
-Как вы думаете, почему это слово прозвучало на уроке?
К нам в гости пришёл вот такой мальчик - светофорчик (вывешивается картинка). Он будет наблюдать за вами своими глазами. А сколько у него глаз? Какие и для чего? Действительно, светофор – это очень важный объект на дороге. Для чего он нужен? Недаром вы ,почти все, на своих конкурсных рисунках по ПДД изобразили светофор.
3). Историческая справка (Читает сообщение о светофоре Потанин Кирилл.)
- Как вы думаете, когда появился первый светофор?
Первый светофор был установлен в Лондоне 10 декабря 1868 года. Это 148 лет назад. В России первый светофор установили 15 января 1930 года в Санкт-Петербурге.
4). Стихи про светофор (Жукова Е., Бабей К., Абрамов М., Мхитаров И.)
- А сейчас ребята расскажут вам, как важен светофор для пешеходов.
Посмотри на светофор
Аппарат серьезный.
Говорит он с давних пор:
«Будьте осторожны!»
                Красный свет – опасный свет,
                Если он горит: стойте люди!
                Хода нет!
                Путь для всех закрыт!
                                 Жёлтый солнышком сияет,
                                 Смотрит ласково в окне,
                                 Всех людей предупреждает:
                                 «Подожди секунды две».
                Но зато зеленый нежно
                Улыбается тебе:
                «Проходить ребята можно!
                Верьте, люди, только мне!»
- Нужен пешеходам светофор? Зачем?
5).Работа по учебнику (стр. 72)
Чтение стихотворения В. Берестова- Сейчас мы прочитаем ещё одно стихотворение . В нём речь идёт не о пешеходах, а о водителях.
Дети читают стихотворение стихотворения «Три цвета …» (2 раза). Идёт работа над выразительным чтением.
6).Обсуждение прочитанного текста
-Нужен светофор водителям?
-На соседней странице рассказ, который тоже называется «Светофор», но мы будем его читать позже.
Работа в группах( каждой группе выдается задание)
6. Физ. минутка « Сигналы светофора»
- Зарядку нам поможет провести светофор. Зеленый свет – мы шагаем. Красный свет – садимся. А желтый свет – стоим на месте.
7.Первичное закрепление знаний
1.).Работа со схемами
Дети собирают схему слова «светофор» на партах. Проверка у доски
(2 человека).
Дети ставят ударение, делят слово на слоги.
-Как определяем количество слогов?
8. Открытие новых знаний
1). Знакомство с текстом Б. Житкова «Светофор»:прослушивание аудиозаписи ( первая встреча со светофором мальчика и его мамы). Дети, после знакомства с рассказом, должны будут ответить на вопрос:
-С чем сравнивают светофор герои этого рассказа?
2).Обсуждение
- На что был похож светофор? (на фонарик)
- С какой буквы начинается это слово?
- От чьего имени ведётся рассказ?
9. Первичное закрепление знаний
1). Чтение текста учащимися. Работа над выразительным чтением.
Задание: определить действующих лиц этого рассказа.
2). Чтение текста по ролям.
3). Вывод о необходимости знать и соблюдать ПДД.
10. Рефлексия
- Возьмите кружочки. Если вам понравился урок, и вы считаете, что мы хорошо поработали - покажите жёлтый. Если вы считаете, что мы работали хорошо, но могли бы ещё лучше – зелёный. Если вы считаете, что мы плохо поработали, и было совсем неинтересно – красный.
11. Систематизация и повторение
- Я вижу , что всем урок понравился. А какая буква нам помогла узнать много нового и интересного?
Давайте ещё раз повторим всё про эту букву.
12. Итог урока