Конспект урока по русскому языку по теме « Правописание НЕ с прилагательными».Урок с использованием элементов сингапурской методики.


Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Правописание НЕ с прилагательными»
Учитель: Бажанова Н.А., учитель русского языка и литературы МАОУ
« СОШ № 2» г.Нурлат РТ
Цели урока:
Обучающая: познакомить учащихся с правилом написания не с прилагательными;
Развивающая: повторить правописание не с существительными и глаголами. Развивать коммуникативные умения, умение работать в группе.
Воспитательная: прививать любовь к учебе, воспитывать чувство сплочённости.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Урок с использованием элементов сингапурской методики.
Оборудование: интерактивная таблица, карточки, кроссворд.
Класс поделён на группы .Работа в группах по 4 человека.
Ход урока
Организационный момент.
- Добрый день, дорогие ребята. Я рада встрече с вами.
- Поприветствуйте партнёра по плечу, партнёра по лицу.
2.Лингвистическая разминка. Учитель: Разгадайте кроссворд. Используем структуру РАУНД ТЭЙБЛ. В каждой команде 1 листочек и 1 ручка. Перед вами кроссворд, разгадайте его и найдите ключевое слово. Подумайте 10 сек. Ученики записывают по 1 ответу и передают листочек и ручку по кругу. Каждый ученик записывает только 1 ответ.
- Найдите ключевое слово, спрятанное в кроссворде.
1 2 3 4 5 6 1)Человек, отличающийся добротой.2) Исполненный твёрдости, непреклонности, решительности. 3) Много-много знающий.4) Тот, кто весел, счастлив, радуется жизни.Последние 2 слова угадайте командой: 5) Полный сил, энергии. 6) Деятельный, по значению противоположный пассивному.
Ответы: добрый, решительный, умный, жизнерадостный, бодрый, активный
Учитель: – Какая команда уже готова? Какое слово спряталось в кроссворде? Ответит ученик под № .., стол № .. (Cлово дружба)
– Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Ответит ученик под № .., стол №.. (Cплоченность, коллективизм, поиск идей, ведь именно дружба, сплоченность помогли вам найти в кроссворде ключевое слово)
– А какие части речи помогли найти это слово? Ответит ученик под № .., стол № .. (Прилагательные)
Учитель: Молодцы. Хорошо поработали. Учитель: А что мы знаем об имени прилагательном? Используем структуру ФАЙНД САМУАН ...
Встаньте. Задвиньте стул. Разойдитесь, держите руку поднятой в поиске партнёра, который не является партнёром по команде.
В паре ученик А задаёт вопрос из таблицы; Ученик Б отвечает.
Ученик А записывает ответ в его\ её таблицу. Ученик Б проверяет и утверждает ответ. Ученик Б задаёт вопрос; Ученик А отвечает. Ученик Б записывает ответы в его\её таблицу. Ученик А проверяет и утверждает ответ. Расходимся 1-6 раз. Таблица заполнена – садятся.
( Проверить можно по-разному: сдать на проверку учителю или обсудить в команде, а затем проверить вместе с учителем). Тогда учитель просит встать участников под №3 и по очереди проверить ответы, учитель на доске записывает варианты ответов.
Найди того, кто знает, что…
1)Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? Чей?
2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения
3) Прилагательное лисий (хвост) – относительное
4) Качественные прилагательные имеют степени сравнения
5) Прилагательные более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени
6) В суффиксах прилагательных лиц..вой, ситц..вый, морж..вый пишется буква Е
7) Образные определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами
Имя Да\ Нет
3. Работа с презентацией.
Учитель: Перед вами текст, прочитайте его выразительно.
М.В.Ломоносов о поведении учащихся.
Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
Береги время учебы: оно (не) вернется, его (не) наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!
(1758 год)
Учитель: - Какова главная мысль этого текста?
- Ребята, М.В.Ломоносов советовал беречь время учебы, так как оно “не вернется, его не наверстаешь”. Согласны вы с его высказыванием?
- Раскройте скобки, объясните правописание не с глаголами.
Учитель: А сейчас выполним несколько заданий по тексту, используя структуру Раунд ТЭЙБЛ. В каждой команде 1 листочек и 1 ручка. Подумайте 10 сек. Ученики записывают по 1 ответу и передают листочек и ручку по кругу. Каждый ученик записывает только 1 ответ.
Задания по тексту:
1.Выпишите слово с оглушением. ( вред)
2.Выпишите разносклоняемое существительное. ( время)
3.Выпишите слово с приставкой, написание которого зависит от звонкости последующего согласного. (избегать)
4.Выпишите прил. в превосходной степени. (самый большой)
Вопрос классу.
-Что общего в правилах “ НЕ с существительными”, “ НЕ с глаголами”?
( Они пишутся слитно, если слово без НЕ не употребляется).
4. Работа с презентацией.( или слова написаны на доске)
Учитель:
Посмотрите внимательно на слова на слайде и объясните правописание слов.
(Не)настье;
(не)друг, а враг;
(не)брежный;
(не)правда;
(не)годование;
(не)веселый.
Учитель: В каких словах вы почувствовали затруднения при выполнении данной работы?
Учащиеся: В словах (не)брежный, (не)веселый.
Учитель: А данные слова являются какой частью речи?
Учащиеся: Прилагательными
Учитель: А почему вы испытали затруднения в данных словах?
Учащиеся: Данную тему не изучали
Учитель: Тема нашего урока “Правописание НЕ с прилагательными”
Учитель: Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова на доске.
1) Повторить… .
2) Познакомиться с … .3) Научиться … .5. Изучение нового материала
Учитель: Вам сегодня предстоит побывать в роли исследователей и открыть новое правило. С этой целью мы используем структуру РЕЛЛИ КОУЧ.
РЕЛЛИ КОУЧ
2 ученика работают в паре ( партнёры по плечу). У каждой пары 1 лист и 1 ручка.
Ученик А решает задачу, проговаривая её громко. Ученик Б смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученик Б решает следующую задачу. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученики повторяют по очереди, решая последующие задачи.
-Ребята, посмотрите на таблицу. Проанализируйте написание НЕ с прилагательными.
Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)
Правописание не с прилагательными 1.Небрежный.
2.Не весёлый, а грустный; Не широкий, а узкий;
3.Недобрый (злой), нехороший (плохой)
4.Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;
Сказка ничуть не страшная.
Слитно Раздельно
- Как пишется НЕ с именем прилагательным? Ответит ученик № .., стол №..
Учащиеся: Слитно и раздельно.
Учитель: При каких условиях в первом случае слова с НЕ пишутся слитно? Ответит ученик № .., стол №..
Учащиеся: Слова без НЕ не употребляются.
Учитель: При каких условиях во втором случае написаны слова раздельно? Ответит ученик № .., стол №..
Учащиеся: Можно заменить синонимом.
Учитель: Посмотрите на колонку, в которой имена прилагательные написаны раздельно. Как вы думаете, почему они пишутся раздельно? Ответит ученик № .., стол №..
Учащиеся выдвигают гипотезы.
Учитель: Какой вывод можно сделать по результатам анализа данной таблицы?
Ученики формулируют правило.
Учитель: Молодцы! Из вас могут получиться хорошие исследователи.
6. Работа с учебником
Учитель: Это были наши с вами выводы, откройте учебник, прочитайте правило. ( стр.128, п.54)
Учитель: Есть ли какая-то новая информация по данной теме?
Учащиеся: С краткими прилагательными НЕ пишется так же, как и с полными прилагательными.
Учитель: Дополните таблицу новой информацией (примеры).
Учитель: Вернемся к орфографической пятиминутке: к словам, которые у вас вызвали затруднения.
7. Физминутка. Тим ЧИР.

8. Закрепление изученного материала.
1.ОС. РЕЛЛИ КОУЧ
2 ученика работают в паре( партнёры по плечу). У каждой пары 1 лист и 1 ручка.
Ученик А решает задачу, проговаривая её громко. Ученик Б смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвали Ученик Б решает следующую задачу. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученики повторяют по очереди, решая последующие задачи.
Имя -------------------------
1.В каком из указанных случаев НЕ- приставка? а) (не) взрачный кустарник;
б) (не) знакомый маршрут;
в) (не) здоровый, а больной человек;
г) дом (не) большой, а маленький.
2. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется раздельно:
а) совершенно (не)близкий
б) ничуть (не)далекий
в) (не)взрачен г) (не)приветливый
2.Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется слитно:
а) (не) глубокая, но рыбная речка;
б)(не) большой, а маленький;
в) далеко (не) интересный;
г)(не) дорогой, а дешёвый
Имя --------------------------------------
1.В каком слове НЕ является частью корня?
а)неглупый;
б) неряшливый;
в) неяркая;
г)невесёлый;
2.Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется слитно:
а) (не)настный;
б) нисколько (не)легкий
в) вовсе (не)интересный г) (не)здоров, а болен
2. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется раздельно:
а) (не)близкий , а далёкий;
б) ничуть (не)далекий
в) (не)взрачен г) (не)приветливый
.
2.Учитель: Сейчас используем структуру ТЕЙК ОФ – ТАЧ ДАУН. ( Встать – сесть).
Я буду читать словосочетания. Если не с прилагательным пишется слитно, учащиеся садятся, если раздельно – остаются стоять.
Не высокий, а низкий.
далеко не удачный ответ,
не дорогой, а дешёвый шёлк,
нестрогий человек,
не мягкий, а твёрдый,
неглубокий овраг,
неблизкий,
небрежный почерк.
3.Задание: Выполните самостоятельную работу
ИМЯ _________________________________________________________
Задание .Раскройте скобки. Распределите словосочетания в три столбика.
НЕ - частица НЕ - приставка Слово без НЕ не употребляется
(Не)большой портфель, вовсе (не)красивый почерк, (не)лепый вид, (не)высокий, а низкий дом, (не)ровная дорога, (не)брежная запись, путь (не)долог, а близок, (не)добрый человек, (не)дорогой, а красивый ситец, (не)громкое чтение, ничуть (не)интересный фильм.
9. Оценки за урок.
Домашнее задание: п.54, составить опорный конспект, упр.308.
10.Рефлексия.
Я узнал, …
Я понял,,..
Я знаю,…
Мне было …
Учитель: Спасибо за урок.
Приложения
Приложение №1
Кроссворд
1 2 3 4 5 6 1)Человек, отличающийся добротой.2) Исполненный твёрдости, непреклонности, решительности. 3) Много-много знающий.4) Тот, кто весел, счастлив, радуется жизни.Последние 2 слова угадайте командой: 5) Полный сил, энергии. 6) Деятельный, по значению противоположный пассивному.
Приложение №2
ФАЙНД САМУАН
Встаньте. Задвиньте стул. Разойдитесь, держите руку поднятой в поиске партнёра, который не является партнёром по команде.
В паре ученик А задаёт вопрос из таблицы; Ученик Б отвечает.
Ученик А записывает ответ в его\ её таблицу. Ученик Б проверяет и утверждает ответ. Ученик Б задаёт вопрос; Ученик А отвечает. Ученик Б записывает ответы в его\её таблицу. Ученик А проверяет и утверждает ответ. Расходимся 1-6 раз. Таблица заполнена – садятся.
( Проверить можно по-разному: сдать на проверку учителю или обсудить в команде, а затем проверить вместе с учителем). Тогда учитель просит встать участников под №3 и по очереди проверить ответы, учитель на доске записывает варианты ответов.
Найди того, кто знает, что…
1)Прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопрос какой? Чей?
2) Относительное прилагательное имеет степени сравнения
3) Прилагательное лисий (хвост) – относительное
4) Качественные прилагательные имеют степени сравнения
5) Прилагательные более громкий, более широкий, широчайший относятся к превосходной степени
6) В суффиксах прилагательных лиц..вой, ситц..вый, морж..вый пишется буква Е
7) Образные определения, выраженные прилагательными, называются эпитетами
Имя Да\ Нет
Приложение №3
РЕЛЛИ КОУЧ
2 ученика работают в паре ( партнёры по плечу). У каждой пары 1 лист и 1 ручка.
Ученик А решает задачу, проговаривая её громко. Ученик Б смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученик Б решает следующую задачу. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученики повторяют по очереди, решая последующие задачи.
-Ребята, посмотрите на таблицу. Проанализируйте написание НЕ с прилагательными.
Как пишется НЕ с именем прилагательным? (Пустые строки таблицы заполняют учащиеся в процессе работы)
Правописание не с прилагательными 1.Небрежный.
2.Не весёлый, а грустный; Не широкий, а узкий;
3.Недобрый (злой), нехороший (плохой)
4.Далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не: вовсе не глубокая река;
Сказка ничуть не страшная.
Слитно Раздельно
Приложение № 4
Релли Коуч2 ученика работают в паре ( партнёры по плечу). У каждой пары 1 лист и 1 ручка.
Ученик А решает задачу, проговаривая её громко. Ученик Б смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвали Ученик Б решает следующую задачу. Ученик А смотрит и слушает, проверяет, тренирует при необходимости и хвалит. Ученики повторяют по очереди, решая последующие задачи.
Имя -------------------------
1.В каком из указанных случаев НЕ- приставка? а) (не) взрачный кустарник;
б) (не) знакомый маршрут;
в) (не) здоровый, а больной человек;
г) дом (не) большой, а маленький.
2. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется раздельно:
а) совершенно (не)близкий
б) ничуть (не)далекий
в) (не)взрачен г) (не)приветливый
2.Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется слитно:
а) (не) глубокая, но рыбная речка;
б)(не) большой, а маленький;
в) далеко (не) интересный;
г)(не) дорогой, а дешёвый
Имя --------------------------------------
1.В каком слове НЕ является частью корня?
а)неглупый;
б) неряшливый;
в) неяркая;
г)невесёлый;
2.Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется слитно:
а) (не)настный;
б) нисколько (не)легкий
в) вовсе (не)интересный г) (не)здоров, а болен
2. Укажи прилагательное, которое с НЕ пишется раздельно:
а) (не)близкий , а далёкий;
б) ничуть (не)далекий
в) (не)взрачен г) (не)приветливый
.
Приложение №5
Задание: Выполните самостоятельную работу
ИМЯ _________________________________________________________
Задание .Раскройте скобки. Распределите словосочетания в три столбика.
НЕ - частица НЕ - приставка Слово без НЕ не употребляется
(Не)большой портфель, вовсе (не)красивый почерк, (не)лепый вид, (не)высокий, а низкий дом, (не)ровная дорога, (не)брежная запись, путь (не)долог, а близок, (не)добрый человек, (не)дорогой, а красивый ситец, (не)громкое чтение, ничуть (не)интересный фильм.