Рабочая программа кружка начальные классы Маленький художник


МОУ «Ковернинская средняя школа №2»
Утверждаю
Директор школы _________ /С.Н.Кудряшова/
Рабочая программа  кружка
«Маленький художник»
Возраст детей- 8 лет
 
 
 
Автор программы: Кокурина И.Г.
учитель начальных классов
                                                                                
  п.Ковернино 2015 год                  

 
"Маленький художник" - программа кружка по ИЗО
В связи с введением ФГОС внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа «Маленький художник» рассматривается как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.Программа «Маленький художник» рассчитана на детей от 7 до 8 лет. Набор свободный. Состав группы постоянный. Занятия 1 раз в неделю. Срок реализации 1 год. Формы организаций занятий :
  информационное ознакомление – беседа, рассказ, диалог.
  художественное восприятие – рассматривание, демонстрация, экскурсия;
  изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
  художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений
Пояснительная записка
 Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством,  прекрасным в жизни и в творчестве.
    Рабочая программа кружка «Маленький художник» для учащихся 7-8 лет составлена на основе авторских программ «Изобразительное искусство», соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта. В федеральный компонент государственного стандарта заложены следующие приоритетные направления художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка, информационно-коммуникативная деятельность, рефлексивная деятельность. ФГОС предусмотрены широкие возможности для реализации личностно ориентированного подхода, проявляющегося в вариативном и дифференцированном характере обучения.
   Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.  Художественно-творческая деятельность учащихся представлена рисованием с натуры, по представлению, на заданные темы и иллюстрирование музыкальных и литературных произведений, декоративным рисованием, лепкой, аппликацией с элементами дизайна, беседами об искусстве и красоте вокруг нас.
 Цель:
Развитие личности младшего школьника средствами искусства и получение опыта художественно-творческой деятельности.
Основные задачи:
Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического искусства
Формирование навыков рисования акварелью с натуры, по памяти, по представлению
Развитие у детей изобразительных возможностей, художественного вкуса,     творческого воображения, пространственного мышления.
 Оснащение кабинета для занятий:
Учебно-наглядные пособия: учебный рисунок, таблицы по цветоведению, фотографии животных, декоративно-прикладного и народного искусства.
Схемы рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.
Фотографии с архитектурными памятниками, с изделиями народных промыслов.
Различные художественные материалы для преподавателя: краски гуашевые и акварельные, пастель, бумага, картон, кисти…
 Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Формы проведения:
Основной формой проведения занятий является игра, беседа, путешествие, праздник, выставка. На ознакомление с произведениями изобразительного искусства отводится 10 минут и показывается две иллюстрации во время беседы, остальное время отводится на практическую работу. Рабочая программа  предусматривает чередование  индивидуального творчества, коллективной или групповой художественно-творческой деятельности.
        Обновленное содержание художественного образования предусматривает два вида художественно-творческой деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
  Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю)
 Ожидаемые результаты реализации программы:
Личностные
Предметные Метапредметныеразвитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания;
умение организовать рабочее место;
бережное отношение к инструментам, материалам;
развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера;
ознакомление с художественными терминами и понятиями;
развитие наблюдательности зрительной памяти;
развитие художественного вкуса
овладение основами художественной грамоты
знание цветов и рисовальных материалов
умение передавать форму, величину изображения.
соблюдение последовательности выполнения работы.
Умение сравнивать и правильно определять пропорции предметов, их расположение, цвет. приобретение навыка работы в паре, группе;
диагностирование причин успеха (неуспеха) и формирование способности действовать в различных ситуациях;
Участие в коллективном обсуждении.
Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах. Портфолио обучающихся.
Календарно – тематическое планирование работы кружка «Маленький художник» 
Дата
 
 
  № занятия  Тема
(раздел) Планируемые результаты Возможные виды деятельности Возможные формы контроля Возможные направления творческой, исслед-ой, проектной деятельн-тиБазовые понятия УУД
  Задания Золотая осень ( 10 часов)
  1
2 Красота природы русского леса
Многоцветие земли в произведениях художников Знать/понимать
- начальные сведения о рисунке, живописи, иллюстрации, узоре, палитре;
-  об основных цветах спектра;                                                    -  основные жанры и виды искусств;
 художественные росписи по дереву, фарфору, глине;
-   об особенностях работы акварелью и гуашью.
Уметь:
высказывать простейшие суждения о картинах
 
  Расширять кругозор учащихся.
Формировать умение составлять композиции по рисункам.
Познакомить с ролью художественных произведений.
Формировать у уч-ся умение подбирать тематические рисунки.
Правильно подбирать цвета. Беседа. Рисование на заданную тему «Осень»
Нарисуй свой город, поселок, село Рисование по памяти и с натуры листьев, цветов, овощей и фруктов.
Беседы.
Рисование на заданные  темы. Декоративная композиция Текущий Рисунок
  3 И снова осень к нам пришла Рисование с натуры осенних листьев. Лепка и рисование пластилином. Текущий Рисунок, рисунок пластилином, лепка
  4 Выставка рисунков «Дары осени» Отобрать рисунки к выставке Выставка Рисунок
  5 Узоры на вазе. Роспись вазы. Текущий Роспись
  6 Форма в живописи и графике Рисование с натуры натюрморта Текущий Рисунок
  7 Красота родной земли (нетрадиционные формы рисования) Рисование цветов Текущий Рисунок
  8 Богатый урожай   Рисование на заданную тему Беседы. Рисование на заданные  темы. Декоративная композиция Текущий Рисунок
  9 Филимоновская игрушка Декоративная композиция по мотивам филимоновской игрушки Текущий Рисунок, роспись
  10 Хохломские узоры Декоративная композиция по мотивам хохломской росписи Выставка работ Рисунок,
роспись 
«Зимняя сказка» (6 часов)
  11 Мы рисуем сказочную птицу Знать:
- основные жанры и виды искусств;
 художественные росписи по дереву, фарфору, глине; -
 - об особенностях работы акварелью и гуашью
- об основных цветах спектра.
Уметь:
-  высказывать простейшие суждения о картинах; отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения.
Составлять простейшие аппликационные композиции. Лепить животных и птиц.
  -  лепить  Дать учащимся первоначальное представление об оформлении своего рисунка, своей работы. Познакомить учащихся с различными художественными понятиями (напр. – палитра). Формировать умение составлять текст по сюжетным рисункам.
Развитие связной речи. Декоративная работа Декоративная работа. Выполнение набросков. Лепка животных и птиц по памяти и представлению.
Рисунки в цвете и карандаше.
Рисование по памяти.
Декоративное рисование. Выполнение эскизов, украшений для елки. Текущий Рисунок
  12 Мы готовимся к рисованию любимой сказки Выполнение набросков по памяти.  Текущий Рисунок
  13 Иллюстрирование любимой сказки 1) Рисунок в карандаше.
2) Рисунок в цвете Текущий Иллюстрация
  14 Гжельская роспись на предметах быта Вариации по мотивам гжельской росписи Текущий Роспись
  15 Чародейка-зима в произведениях художников
Готовимся к встрече сказки, праздника Нового года. Нарисуй  красавицу зимнего леса
Самостоятельное выполнение эскизов, украшений для елки Текущий
Работа с цветной бумагой (украшение для ёлки)
 
 
  16 Выставка рисунков «Здравствуй, гостья – зима!» Оформление выставки. Выставка работ  
«Русские картины» (9 часов)
  17 Зимний пейзаж в произведениях художников Знать: основные жанры и виды искусств;
 художественные росписи по дереву, фарфору, глине;
Уметь:
- верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет;
- отражать в тематических композициях и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
-  лепить животных, игрушки;
- составлять простейшие аппликационные композиции. Развитие мелкой мускулатуры кистей рук.
Формировать умение составлять композиции к известным учащимся сказкам, называть главных героев.
Пополнять словарный запас учащихся.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунке.
Расширять кругозор учащихся.
Формировать умение составлять композиции по рисункам.
  Рисование по памяти и по представлению Рисование по памяти, представлению и  с использованием наглядности. Рисование на заданную тему.
Декоративная композиция.
Изображение фигуры человека в рисунке и лепке. Текущий Рисунок
  18 Зимние развлечения с друзьями Рисование на заданную тему:
1)беседа о творчестве И. Шишкина;
2)выполнение рисунка в цвете Текущий Рисунок
  19 Лыжная прогулка. Лепка тематической композиции Текущий Рисунок, рисунок пластилином, лепка
  20 Русские воины Рисование по представлению Текущий Рисунок
  21 Волшебный мир русского костюма Декоративная композиция Текущий Аппликация
  22 Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Рисование по представлению Текущий Рисунок
  23 Украшение деревянных саночек(детской деревянной лошадки) Декоративная композиция Текущий Аппликация, рисунок
 
 
 
  24-25 Нетрадицион -ные формы рисования Подготовка своей лучшей работы к выставке. Выставка работ  
«Весенние деньки» (9 часов)
  26 Тематическая композиция о весне.  Весна разноцветная. Знать:
-  основные жанры и виды искусств;
-  об основных цветах спектра.
Уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах;
-  верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, пропорции, общее строение и цвет.
                                                                     
  Знать о роли художников и их произведений в жизни человека.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Учиться работать в паре.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  Рисование по памяти Рисование по памяти, представлению и с натуры.
Вариации по мотивам народной росписи.
Составление сюжетной аппликации.
Рисование элементов орнамента. Декоративная композиция. Текущий Аппликация, рисунок
  27 Космическая красота. Рисование по представлению Текущий Рисунок
  28 Полхов-Майданские игрушки Вариации по мотивам народной росписи Текущий Рисунок, рисунок пластилином, лепка
  29 Образ доблестного воина. Рисование по представлению Текущий Рисунок
  30 Праздничный салют Составление сюжетной аппликации Текущий Аппликация, рисунок
  31 Цветы нашей Родины Рисование с натуры или по памяти цветов Текущий Рисунок, рисунок пластилином, лепка, аппликация
  32 Элементы растительного орнамента Рисование элементов орнамента Текущий Аппликация, рисунок
  33 Декоративная композиция в цвете. Выставка лучших рисунков.
Декоративная композиция Выставка работ Составление композиции
34 Нетрадицион-
ные формы рисования Творческие работы Выставка работ Рисунок
                       
Требования к уровню подготовки  обучающихся в кружке «Маленький художник»:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать/понимать:
 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;
 известные центры народных художественных ремесел России;
 ведущие художественные музеи России.
Уметь:
 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
 узнавать отдельные произведения отечественных и зарубежных художников;
 сравнивать различные виды и жанры искусства;
 использовать различные художественные материалы;
 применять основные средства художественной выразительности в живописи, рисунке,
    декоре, в иллюстрировании произведений литературы и музыки.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
 самостоятельной творческой деятельности;
 обогащения  опыта восприятия произведений искусства;
 оценки произведений искусства при посещении выставок.
Литература.
Для учителя.
Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство» 2кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2002.
Шпикалова Т.Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство»: 1 кл. / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 2000.
Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
Маккэлэм Г.Л. 4000 мотивов: цветы и растения: справочник / Г.Л. Маккэлэм. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
Приложение
Словарь юного художника.
Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками.
Блик – это самая светлая часть на предмете.
Бытовой жанр – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни.
Ватман – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования.
Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью.
Гуашь – это непрозрачная краска, хорошо ложится, используется в декоративных работах.
Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато-зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый и зеленовато-желтый, зеленый и пурпурный).
Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным.
Изображение – воссоздание действительности в художественных образах; то, что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.).Изобразительное искусство – раздел пластического искусства, объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике.
Иллюстрация – изображение, сопровождающее текст; область изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений.
Исторический жанр – один из важнейших жанров в изобразительном искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества.
Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение.
Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики.
Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа.
Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета.
Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин).
Мазок – это след кисточки с краской на бумаге.
Натюрморт – это картина, на которой изображаются различные предметы обихода, фрукты, цветы и т.д.
Орнамент – это постоянно повторяющийся узор; узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.
Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе.
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы.
Портрет – жанр изобразительного искусства, в котором воссоздается изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии.
Пропорции – взаимоотношение форм (частей) предмета по их величине. Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения.
Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой.
Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики.
Ритм – это повторение и чередование фигур.
Светотень – закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая.
Силуэт – это способ изображения фигур и предметов черным пятном; очертание предмета, подобие его тени.
Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: зелено-голубые, голубые, сине-голубые, сине-фиолетовые.
Тон – термин употребляется художниками для определения светлоты цветов или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон).
Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма».
Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет.
Холст – прочная суровая ткань, обычно льняная, выработанная из толстой пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками.
Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.
Штрих – это черта, короткая линия.
Эскиз – в изобразительном искусстве – предварительный, часто беглый набросок, фиксирующий замысел художественного произведения.
Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.
                                                                                                       
Список используемой литературы
Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
Порте П. Учимся рисовать природу. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
Порте П. Учимся рисовать человека. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.
Порте П. Учимся рисовать зверей, рыб и птиц. /Пер. с фр. Э.А. Болдиной.- М.: ООО "ТД "Издательство Мир книги", 2005.- 64с.