Рабочая программа дополнительного образования по художественному творчеству Маленький художник для детей 5-6 лет


Управление образования Угличского МР
МОУ Отрадновская сош Рабочая программа дополнительного образования
детей 5-6 лет образовательной области
«Художественное творчество»
Кружок «Маленький художник»
Воспитатель: Ревякина О.А.
Углич
2013г
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода -детства.
Направленность программы кружка «Маленький художник»
Начавшийся процесс обновления дошкольного воспитания выдвинул на первый план новые приоритеты целей и задач дошкольного образования.Одной из таких целей является: повышение качества дошкольного образования через занятия эстетического цикла.
Кружок «Маленький художник» предполагает занятия по программе художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки», автор Лыкова И. А., которая представляет вариант реализации базисного содержания и специфических задач художественно-эстетического образования детей в изобразительной деятельности, содержит интегрированную систему занятий по лепке, аппликации и рисованию. Интеграция разных видов изобразительного искусства и художественной деятельности детей обеспечивает оптимальные условия для полноценного развития художественно-эстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями.
Новизна, актуальность, педагогическая целостность программы художественно-эстетического воспитания:
1.Художественный образ, лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
2.Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, например в рисунке.
3. Занятия направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности и понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объемных предметов.
Цель: развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественные способности, путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления и нравственных черт личности, эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
Задачи:
Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка, лепки, аппликации.
Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности.
Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности.
Формировать умение оценивать созданные изображения.
Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
Развивать творческие способности детей.
Основные принципы;
1.Принцип поэтапности2. Принцип динамичности..
3. Принцип сравнений
4. Принцип выбора
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды деятельности:
Продуктивная;
Коммуникативная;
Позновательно-исследовательская;
Игровая;
Трудовая;
Двигательная.
Программа включает в себя широкое использование иллюстративного материала, использование методических пособий и дидактических игр. В процессе выполнения коллективных работ осуществляется    нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения
 работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;
договариваться о совместной работе, ее содержании;
 планировать свою работу, определять ее последовательность, содержание,  композицию, дополнения;
радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.
      Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.
Отличительные особенности данной образовательной программы
Работа ведется с детьми желающими рисовать и имеющими индивидуальные возможности усвоить больше, чем программные задачи. Возможности детей выявлены в ходе индивидуальной повседневной изобразительной деятельности и диагностики. Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Количество детей – 12 человек
Возраст детей Продолжит.
занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю
5-6 лет 25 мин. 1 раз 25 мин.
Список детей.
1. Агаджанян Карина
2. Колотилова Даша.
3.Кондратьева Лиля.
4.Кокорина Лера.
5.Жильцова Юля.
6.Симаева Соня.
7.Суриков Даня.
8.Соколов Михаил.
9. Доскужиева Мира.
10.Заднепрянная Маша.
Занятия в основном проводятся по одному виду деятельности  (рисование, лепка, аппликация) и по двум-трём видам (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд). 
Ожидаемые результаты
Дети должны свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков. Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа. Владеть первичными навыками дизайнерского искусства. Свободно ориентироваться в жанрах живописи. А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий художественным творчеством.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы.
Контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. В конце года плановая диагностика уровня усвоения поставленных задач.
Педагогическая диагностика по программе Лыковой И.А.

Рабочая программа.
Месяц Тема Вид деятельности задачи
сентябрь 1.Веселое лето
2.Ожившие листочки (коллаж из листьев)
3.Кто живет на лугу
4.Осенние салфетки Сюжетное рисование
Аппликация
Изготовление различных поделок из природного материала
Декоративно-оформительская деятельность в технике «принт»
Учить рисовать простые сюжеты с передачей движения персонажей
Учить составлять различные образы из засушенных листьев
Учить творческому воображению при изготовлении поделок
Учить детей создавать узоры из осенних листьев в технике «принт»
октябрь 1.Птичка-невеличка
2.Краски осени
3.Цветные зонтики
4.Кленовый лист Аппликация с элементами рисования
Рисование с натуры
Аппликация
Рельефная лепка Освоение симметричной аппликации- вырезание кругов и овалов из прямоугольников и квадратов, сложенных пополам.
Учить передавать форму и колорит осенних листьев карандашом и красками.
Учить вырезать купол зонтика путем скругления углов у прямоугольника
Знакомить с техникой рельефной лепки
ноябрь 1. В синем море
2.Букет
3.Веселые ладошки
4. Цветы. Рисование с элементами аппликации
Аппликация
Аппликация
Лепка рельефная Учить передавать с помощью различных материалов образ подводного мира
Учит детей создавать букеты из семян
Учить вырезать по нарисованному контуру, составление образов и композиций
Учить самостоятельно создавать плоскостную композицию
декабрь 1. Еловые веточки
2.Елочки –красавицы
3.Звонкие колокольчики
4. Яркие колокольчики Рисование с натуры
Аппликация с элементами конструирования
Лепка из соленого теста
Декоративное рисование Учить рисовать еловую ветку с натуры
Изготовление новогодних поздравительных открыток
Создание объемных полых поделок
Учить красиво оформлять изделие из соленого теста
январь 1.Веселый клоун
2.Шляпа фокусника
3.Страна ЛимонияРисование по замыслу
Аппликация
Аппликация с элементами рисования Учить рисовать выразительную фигуру человека в контрастном костюме
Составление коллективной композиции из ленточных аппликативных элементов
Способствовать дружной работе в команде
февраль 1.Вазы, салфетницы и конфетницы2.Открытка «Галстук» для папы
3.Такие разные сердечки
4.Веселые друзья фантики Лепка функциональных изделий каркасным способом
Аппликация
Аппликация
Аппликация Вызвать интерес к созданию красивых и в то же время функциональных предметов интерьера. Познакомить с каркасным способом лепки
Учить детей оформлять открытку цветными полосками
Учить детей создавать различные образы из сердечек к празднику Св. Валентина
Учить детей замечать красоту обычных материалов
март 1.Солнечная деревня
2.Сказочный букет для мамы
3.Я рисую море
4.По морям, по волнам Аппликация
Объемная аппликация
Рисование-экспериментирование
Аппликация с элементами рисования Учить создавать композиции из фантиков
Учить детей изготавливать цветы из гофрированной бумаги и салфеток
Учить создавать образ моря различными нетрадиционными техниками
Учить детей создавать бумажные кораблики, самостоятельно комбинируя приемы силуэтной и рельефной аппликации
апрель 1.Наш аквариум
2.Солнечные писанки3.Солнечные писанки4.Инсталяция «Чудо-дерево» Аппликация из ткани
Декоративное рисование
Декоративное рисование
Лепка из соленого теста Учить составлять образы рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников)
Познакомить с искусством декоративной росписи на поверхности яйца
Продолжать работу над росписью яйца
Продолжать освоение пластических способов создания образов на основе шара и цилиндра
май 1.Вот такие куклы
2.Весенние открытки с сюрпризом
3.Тряпичные куклы Аппликация из ткани из ткани
Диагностическое задание
Конструирование из ткани Учить оригинальному оформлению тканью бумажной куклы
Выявить уровень сформированности трудовых умений и развития универсальных художественных способностей
Учить мастерить традиционную тряпичную куклу бесшовным способом
Литература.
1.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: «Карапуз-Дидактика», 2007. – 144 с.
2.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Конспекты занятий и методические рекомендации.- М.: Изд. «Цветные ладошки», 2010.-144с.
3.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. Методические рекомендации. – М.: Изд. Дом «Цветные ладошки», 2013.-144с.
4.Цветной мир. Научно-методический журнал. №2, 2009, № 3 2008,№6 2008г., №5 2012г, №4 2012г., №4 2013г.
5.Ожившие листочки. Коллаж из листьев.// Мастерилка. Детское художественное творчество. №7, 2012
6.На нашей полянке. Аппликация// Мастерилка. Детское художественное творчество.№9, 2013
7.Тряпичные куколки. Народное творчество.// Мастерилка. Детское художественное творчество.№10, 2012
Управление образования Угличского МР
МОУ Отрадновская сошПрограмма дополнительного образования
Детей 5-6 лет