Статья. Современные педагогические технологии и приёмы педагогической техники для учителей начальных классов.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРИЁМОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Диканбаева Р.Р., учитель начальных классов
г. Темиртау, КГУ «ОСШ№27»
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2030». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели.
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы одной из главных целей ставит «формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире, развитие конкурентоспособного человеческого капитала для экономического благополучия страны».
Для осуществления качественного образования учителям начальных классов следует использовать эффективные педагогические технологии. Они выявляют систему профессионально значимых умений педагогов по организации воздействия на учащихся, предлагают способ осмысления технологичности педагогической деятельности.
Цель: отбор педагогических технологий и приёмов педагогической техники, приемлемых для осуществления качественного обучения в начальной школе.
Задачи:
Дать определение понятиям «педагогическая технология», «педагогическая техника».
Составить перечень эффективных педагогических технологий для использования в начальной школе.
Раскрыть принципы и приёмы педагогической техники по А.А. Гину.
Создать научную статью - памятку для молодых специалистов, творчески работающих учителей.               В новом понимании педагогическая технология –это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
Какие педагогические технологии можно применять в начальной школе?
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса  1.1. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили  1.2. Метод проектов
1.3.Технология педагогических мастерских
1.4.Технология обучения как учебного исследования
1.5.Технология коллективной мыслительной деятельности (КМД)
1.6.Технология эвристического обучения
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.  2.1. Игровые технологии  2.2. Проблемное обучение  2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
2.5 Технология С.Н.Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении  2.6. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов). . 
2.7 Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)  2.8. Групповые технологии. 
Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала.  3.1. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М.Эрдниев) 
3.2. Концентрированное обучение.
Частнопредметные педагогические технологии.  4.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев).  4.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев) 
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технологии развивающего обучения.  5.1. Система развивающего обучения Л.В.Занкова.  5.2.. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. 
Предметно-ориентированные технологии обучения.
Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина, и по Дж. Кэрроллу, Б.Блуму)
Модульное обучение.
 Информационные технологии.
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ)
Технологии дистанционного обучения
Технологии оценивания достижений учащихся
8.1.Технология "Портфолио"
8.2.Безотметочное обучение
8.3. Рейтинговые технологии
Таким образом, применяя данные технологии, процесс обучения становится качественным, полным, интересным, насыщенным.
В своей работе использую идеи авторов технологии полного усвоения знаний , американских психологов Джона Кэрролла и Бенджамина Блума.
Дж. Кэрролл предложил сделать постоянным параметром результат обучения, а условия обучения  переменными (учебное время, способ предъявления информации и т.д.), подстраиваемыми под достижение каждым обучаемым заданного результата.
Б. Блум,  изучал способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории обучаемых:
•    малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
•    талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;•     учащиеся,   составляющие  большинство   (около90%), чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.
Таким образом, при снятии жёстких временных рамок, около 95% обучающихся смогут полностью усвоить все содержание учебного курса.
В своей практике нацеливаю обучение на результат – базовое содержание учебного предмета по классам, согласно Типовой учебной программе по русскому языку и математике.
В качестве диагностического инструментария использую измерители учебных достижений: контрольные, самостоятельные работы, тесты, тематические срезы и др..Затем анализирую пробелы, типичные ошибки, затруднения.
Результаты вносятся в технологические тематические карты.
Например: предмет: математика.
Фамилия Имя учащегося Решение простых задач на нахождение остатка Решение составных задач на нахождение остатка Решение простых уравнений Нахождение периметра фигур Решение выражений
1 Иванов Пётр + условие Знак нахождения неизвестного числа Оформление записи +
2 Каркарин Виктор + + Проверка уравнения Формула РПорядок действий
Дальнейшее формирование умений и навыков происходит согласно данной матрице с конкретными учащимися, по конкретным темам, до полного усвоения данных тем. А именно, в конспекте урока, планирую индивидуальные задания на повторение данных тем, указывая конкретных учеников. Составляю индивидуальные дополнительные домашние задания с образцами, памятками, выполнением работы над ошибками для устранения пробелов. Во внеурочное время даю консультации, инструктажи, разъяснения, как для учащихся, так и для родителей.
Результативность
предмет По срезам По предмету 1,2 четверти По классу
Математика 67,64,67,70 70,74 70
Русский язык 81,76,67, 70 74,74 70
Таким образом, считаю, что сложившаяся система работы достаточно результативна, и следующие приёмы могут повысить её эффективность.В понятие «педагогическая технология» входит «педагогическая техника» - как её инструментальная сторона.
Педагогическая техника – это комплекс умений, который позволяет воспитателю (учителю) ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников (учеников), добиться эффективного результата.
Это умение правильно и выразительно говорить; умение мимикой и пантомимикой- жестом, взглядом, позой передать другому оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием- чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны (социальная перцепция). Способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
А.А. Гин определил принципы и приёмы педагогической техники, которые с успехом можно использовать в начальной школе.
Принцип свободы выбора - формулировка: в любом обучающем или управляющем действии, предоставлять ученику право выбора, уравновешенного ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости – не только давать знания, но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого материала.
Принцип деятельности – организовывать освоение учениками знаний. Умений, навыков, смыслов преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи – регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
Принцип идеальности - максимально использовать возможности знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.
Приёмы педагогической техники, повышающие интерес к учебному предмету.
Привлекательность – перед учеником ставится простая и привлекательная цель, выполняя которую он выполняет учебное действие. (Например: показ опытов, экспериментов, а затем объяснение наблюдаемого и изучаемого)
Удивляй - учитель находит такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. (Например: назовите самое большое натуральное число…после ряда попыток приходим к выводу, что числовой ряд бесконечен)
Отсроченная отгадка - в начале урока учитель даёт загадку, отгадка к которой будет открыта на уроке при работе с новым материалом. (Например: почему листья осенью желтеют и опадают?)
Лови ошибку! Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Но ученики должны заранее быть предупреждены об «ошибкоопасном» месте. (Например: 2+2·2=8, дать определение части речи с ошибкой, или выполнить неверно пример, решение задачи… )Вопрос к тексту – перед изучением учебного текста, ставится задача и предлагается перечень вопросов (репродуктивного характера до 3 вопросов, и расширяющих и развивающих до 5. Некоторые ответы, требуют работы с дополнительными источниками информации) Приёмы педагогической техники, для организации повторения пройденного на уроке и ранее изученных тем.
Своя опора - ученик составляет собственный конспект по новому материалу. (Предварительно следует научить составлять конспекты со схемами, таблицами, определениями, датами)
Повторяем с контролем - ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке материалу.
Свои примеры - ученики подготавливают свои примеры к новому материалу. (Мы уже умеем находить периметр треугольника, придумайте подобную задачу и найдите периметр многоугольника).
Опрос- итог- в конце урока учитель задаёт вопросы, побуждающие к рефлексии урока. (Например: что на уроке было главным? Что было интересным? Какая информация была новой? Чему научились?) Опрашивать рекомендуется несколько человек.
Уровни и виды, приёмы подачи домашнего задания.
Три уровня домашних заданий - одновременно задаётся три уровня заданий
Первый уровень - обязательный минимум. Аналогичное задание тому, что выполняли в классе или посильное любому ученику.
Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают и могут без особой сложности освоить программу.
Третий уровень - творческое задание. Выполняется добровольно и стимулируется высокой оценкой и похвалой. (Например: разработать стихи, сказки, фантрассказы по учебным темам, кроссворды, тематические сборники интересных фактов, примеров, плакаты - опорные сигналы…)Задание массивом. Например: учитель задаёт 10 задач (или стихов), из которых ребенок должен решить оговоренное количество, на выбор. Выучить от 8 и выше словарных слов.
Если объем большой, то предлагается более продолжительный отрезок времени. Например: задания на неделю по русскому языку или математике по М.И. Кузнецовой , или тренажные задания по устному счёту, решению однотипных примеров для автоматизации навыка по О.В.Узоровой, Е.А. НефёдовойТворчество работает на будущее – ученики выполняют творческое домашнее задание по разработке дидактических материалов, пополняя методическую копилку учителя. (Например: разработка схем, таблиц, памяток, рисунков по познанию мира, образцовые оригинальные сочинения…)
Необычная обычность. Например: устроить почту. Дежурный, выполняя роль почтальона , разносит конверты-письма с заданиями.
19,12,1,9,12,1 (сказка). Цифра – это номер буквы в алфавите.
Идеальное задание - учитель не даёт определенного задания, школьники сами определяют характер домашнего задания по изученной теме. Некоторые ребята могут захотеть прочесть следующую тему, до того как её объяснит учитель.
Таким образом, научиться действовать ученик может только в самом процессе действия, а каждодневная работа учителя на уроке, образовательные технологии, в том числе освоение эффективных приёмов педагогической техники, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учеников начальных классов.
Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного учителя является проблема формирования его технологической компетентности, включая глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке, готовность к их адаптации и модификации с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
Технологическая компетентность учителя начальных классов является одним из наиболее эффективных способов достижения главной цели, Государственной программы развития образования Республики Казахстан: «Повышение конкурентоспособности образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики».
Список литературы
Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 г. № 1118 // Казахстанская правда. 2010.
Послание Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее»11.11.2014г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии DOC Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
Приёмы педагогической техники: Свобода выбора.Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя/ А.А. Гин. – 13-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС,2013.-112 с.
Лебедева Елена Павловна. Технологическая компетентность учителя в формировании функциональной грамотности младших школьников: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Лебедева Елена Павловна;[Место защиты: Кемеровский государственный университет].- Кемерово, 2012.- 24 с.
Дударева Светлана Алексеевна. Использование современных педагогических технологий – одна из актуальных задач современного профессионального образования. Статья. Социальная сеть работников образования 13.11.2013 http://nsportal.ru