Статья Приемы работы над правописанием словарных слов


Тема «Приемы работы над правописанием словарных слов»
Проблема формирования орфографической зоркости в современной школе приобретает все большую актуальность. Как известно грамотность выпускников школ снижается, не смотря на то, что учащиеся учат правила, а учителя используют разнообразные методы и приемы. И каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, как быстро дети устают от монотонного повторения, как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьника все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную.
Актуальной остается задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является научить ребенка писать эти слова без ошибок. Сделать процесс усвоения трудных слов эффективным-задача сложная, требующая от современного учителя более творческой работы. Важно добиться, чтобы значения закрепились, чтобы ученик мог их «переносить» на другие встречающиеся ему явления языка.
Моей целью является систематизация работы со словарными словами на уроках русского языка. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников я организовываю так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве.
У каждого учителя складывается своя определенная система по усвоению правописания словарных слов. Я хочу рассказать немного по успешному усвоению учащихся правописание этих слов. Начиная со 2-го класса и в последующих 3-х и 4-х, все слова предусмотренные программой группируются по примерным темам: «Животные и птицы», «Орудия труда и машины», «Поле, сад, огород» и др., также можно группировать по «опасным местам», например: о-о,а-о…
Рассмотрим 1 вариант на примере деятельностного подхода.
1 этап. Знакомство со словарным словом.
1 день.
- Давайте познакомимся с новым словом. Отгадайте загадку.
Голодная мычит,
Сытая жует.
Всем ребятам
Молоко дает. (Корова)
- Давайте проговорим это слово по слогам, еще раз выделяя голосом ударный слог.
- Карова, корова.
- Какая опасность? (безударная гласная)
- Как проверить безударную гласную? (подобрать проверочное слово, чтобы безударная стала ударной)- Мы можем проверить? (нет)
- Почему? (это словарное слово)
- Кто нам в этом поможет? (словарь)
- Давайте откроем словарь, найдем это слово, как оно пишется? (кОрОва)
-Запишите это слово, в словарик выделяя «опасное» место другим цветом, большой буквой.
кОрОвапоставьте ударение, подчеркните «опасное» место
- Чтобы легче запомнить нам поможет метод ассоциации, придумаем ассоциацию на «опасное» место. Вспомним какая она? На что похожи ОО? (на глаза). Дорисуйте. (в словаре).
-Пропишите это слово еще раз на карточке, развесьте словарное слово по классу.
- Кто мне поможет растолковать значение этого слова? (это крупное рогатое животное, дающее молоко).
- Молодцы!
2 этап. Домашнее задание. Заучивание.Подобрать родственные слова. Оформить книжечкой.
2 день.
Игра «Догадайся, что за слово». Я читаю толкование слова, а вы записываете.
О О О О О О О О О О О О в небе
на реке
на улице
в сарае
черная
1.Всеядна птица семейства вороновых, серая с черным или черная. (ворона)
2.Маленькая серо-коричневая птичка. Живет обычно в близи домов. (воробей)
3.Крупный населенный пункт, торговый, промышленный или культурный центр. (город)
4.Погода с низкой температурой воздуха. (мороз)
5.Птица семейства вороновых с белыми перьями в хвосте. (сорока)
К словам из 1 столбика подберите подходящие по смыслу слова из 2 столбика составьте словосочетания (предложения). Запишите.
3 день
Прочитай слова. Разделите на группы слова, в которых в «опасных» местах пишутся о – о, а – о, о-о-о
Гор..д, м.роз, р.бочий, з.вод, м.локо, к.рова.
Игра «Закончи предложение»
В (где?) был сильный (что?). (Кто?) едет (куда?) на… Маша пьет (что?) от нашей (кого?).4 день
Картинный диктант. Работа в паре. Используя словарные слова, которые вы здесь найдете, сочините мини-сочинение.


3 этап. Проверка усвоения.
5 день.
Исправь ошибку
Сабака, малоко, карова, варобей, варона, горад, дарога.
2 вариант. Исследовательская деятельность.
Детям предлагается «Провести исследование слова».
Эту работу можно начинать проводить с 4 четверти 2 –го класса продолжая в 3-х и 4- х классах.«Провести исследование слова» за неделю класс делится на группы по 5-6 человек, (указываетсяконкретное слово каждой группе), группа получает памятку для исследования следующего вида:
Памятка к исследованию слова
1.Запиши слово.
2.Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок.
3.Подбери или сочини загадку к слову.
4.В толковом словаре выясни значение слова.
5.Какими оно обладает признаками?
6.Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным?
7.Запиши “родственников” слова.
Такая работа увлекает практически каждого ребенка. Он старается относиться к ее выполнению творчески, с интересом “добывает” материал, исследует его, аккуратно оформляет для “творческого отчета”. На уроках дети заинтересованно выслушивают выступления, берут для себя что-то новое, сами с удовольствием представляют результаты своего труда. Это позволяет не только развивать учебные навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает ребенка уверенным в собственных силах, развивает его многопланово, совершенствует способность к исследованию и творчеству. Таких заданий в течение года можно давать несколько, но не более 3–4. Иначе пропадает потребность втакого вида деятельности – она просто надоедает.
Опыт показывает, что планомерное применение названных методов и приемов дает возможность повысить эффективность обучения словарными словами, чем больше усвоит учащийся, тем богаче его речь, тем легче ему учиться, тем глубже и прочнее его знания по всем предметам. Путь знания лежит через усвоение слов.
И в завершении Вам, дорогие коллеги искренне желаю:
Неугасающих искорок в глазах;
Творческого беспокойства в сердцах;
Новых идей и находок в сердцах умах.
Ведь «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», утверждал И.Канд.