ШКОЛА МАТЕРЕЙ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ


АВТОР: КАЮМОВА К.Г.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Полное название проекта:
« ШКОЛА МАТЕРЕЙ» КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Цели проекта:
Создание благоприятных условий для общения, обмена опытом и развития социальных коммуникаций матерей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Формирование положительных психо-эмоциональных установок в сознании родителей по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Повышение уровня компетенций, образованности и знаний семей в области детско-родительских отношений.
Поддержка здорового психологического климата и профилактика асоциальных проявлений в семьях, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, путем вовлечения в практические, познавательные, спортивно-массовые и культурно-развлекательные мероприятия и конкурсы, проводимые на уровне реабилитационного центра, г. Нефтекамска, Республики Башкортостан, России.
Развитие творческих способностей матерей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Задачи проекта:
Оказание семьям с детьми и подростками с ограниченными возможностями, включая детей-инвалидов, в возрасте до 18 лет, социально - психологической, социально-педагогической помощи, а также создание условий для обеспечения их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, в семье с учетом новых социальных условий (присвоение инвалидности ребенку).
Совершенствование мероприятий по социальной, культурной, психологической и спортивной включенности матерей в социум и общественную жизнь.
Создание условий для развития социокультурных коммуникаций между особыми семьями и остальными членами общества с учетом самоактуализации, саморазвития, самореализации матерей.
В рамках проведения Года литературы создание дополнительных возможностей для стимулирования интереса к литературе народов, проживающих в Республике Башкортостан, России, мира.
Активизация и развитие социальных связей, создание механизма взаимодействия семей, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, специалистов отделения реабилитации с общественными, культурными, правовыми и др.организациями и учреждениями города Нефтекамск.
Профилактика, диагностика и своевременная коррекция неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей.
Гармонизация межличностных отношений в диаде «МАТЬ-РЕБЕНОК»
Обоснование необходимости проекта
Разработка проекта нацелена на оказание социально - психологической помощи семьям, воспитывающих детей и подростков с ограниченными возможностями, включая инвалидов, в возрасте от 18 лет (выпускников реабилитационного центра), а также создание условий для обеспечения их максимально полной и своевременной социальной адаптации к жизни в обществе, в семье с учетом новых социальных условий (присвоение инвалидности ребенку).Во-первых, существует необходимость в профилактике социальной депривации данной категории через повышение личностной компетентности матерей и гармонизации детско-родительских отношениях в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Во-вторых, важно создание условий для развития социокультурных коммуникаций между особыми семьями и остальными членами общества с учетом самоактуализации, саморазвития, самореализации матерей.
В-третьих, есть потребность в изменении социальной ориентации, обновлении болезненных убеждений таких как: «Я несчастлива», «За что мне такая жизнь» на формирование новых жизненных позитивных установок.

4. Сроки реализации проекта
I этап – предпроектная деятельность -апрель-декабрь 2014 г.
II этап – введение проекта в действие - январь-декабрь 2015 г.
5. Участники проекта
Специалисты отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Нефтекамск.
Мамы, имеющие детей, с ограниченными возможностями здоровья.
Последующее расширение границ участников проекта через привлечение в проектную деятельность культурно-досуговых, спортивных учреждений города Нефтекамск, населенных пунктов РБ и РФ.
6. Ожидаемые результаты
Преодоление и снятие психо-эмоциональных барьеров матерей в социуме.
Привлечение к участию максимального количества родителей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в спортивно-массовых и культурно - развлекательных мероприятиях и конкурсах центра и города, Республики, страны.
Объединение матерей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в сплоченный коллектив, способный вместе преодолевать трудности.
Обеспечение механизма обратной связи и налаживание партнерских взаимоотношений между специалистами отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в г. Нефтекамск и семьями, воспитывающими детей и подростков с ограниченными возможностями
Развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению матерей детей с ограниченными возможностями здоровья.
7. Территория реализации проекта
Проект « Школа матерей» как эффективная форма работы с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
реализуется на территории г. Нефтекамск Республики Башкортостан.
8. Этапы реализации проекта
а) Подготовительный
б) Введение в действие - практическийв) Итоговый
9. Методы оценки эффективности проекта
Публикация в СМИ, размещение информации на интернет – ресурсах.
Участие в конкурсах проектов на городском, республиканском, всероссийском и международном уровнях.
Анкетирование, опросы, сбор отзывов.
Публичный отчёт о работе за год; общий результат деятельности.
10. Дальнейшее развитие проекта
Из опыта работы в период подготовительного этапа видна положительная динамика развития данного проекта, наблюдается интерес со стороны участников, накоплены их положительные отзывы, что является действенным стимулом к продолжению работы в рамках проекта и на 2015-2016 годы.