Доклад Формирование у учащихся с ограниченными умственными возможностями навыков личной безопасности по средствам эффективных методов и приемов


Формирование у учащихся с ограниченными умственными возможностями навыков личной безопасности по средствам эффективных методов и приемов
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности.
Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан – наших учеников. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.
Детство– важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.    Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, применять их  в реальной жизни и на практике. От этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснять детям подробно, а затем следить за их выполнением. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать.
 Формирование навыков безопасности – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего возраста и продолжающийся в системе  образования. К.Д.Ушинский писал, что “образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей”.
 Содержание работы с детьми по правилам безопасного поведения затрагивает все виды опасности окружающего мира, поэтому работа с детьми должна носить комплексный характер.
Знания по основам безопасности жизнедеятельности формируются не на отдельно взятых занятиях или играх, они формируются в процессе воспитания, параллельно ему, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является остроактуальной педагогической задачей. Формирование основ безопасности жизнедеятельности учеников осуществляется в разных направлениях, основные - работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения совместно со взрослыми, а для некоторых детей нашего учреждения с их родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.
В рамках осуществления деятельности должны быть следующие направления в работе:
1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.
Как же осуществлять образовательно-воспитательных процесс формирования навыков безопасности?
Работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей следует начинать с выявления уровня их знаний и интересов, которая проводится в форме беседы, наблюдений, игровых занятий.
Данная работа ведется через:
* организованную деятельность детей - занятия, экскурсии;
* совместную деятельность взрослых и детей - драматизация сказок, беседы учителя(воспитателя) и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;
* свободно самостоятельную деятельность детей - сюжетно - ролевые игры.
Дважды в году следует проводить диагностическую работу по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа, а также план работы на следующий учебный год.
Оптимальным методом формирование основ безопасности жизнедеятельности для наших детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей является игровое обучение. Используются также метод убеждения, игровые и развивающие методы, метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости, метод эвристических и поисковых ситуаций.
Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности проводится систематически. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
Для этого необходимо использовать разнообразные методы ознакомления детей с основами безопасности:     Наблюдение – оно обогащает социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает «материал» для формирующего миропонимания, для своей «картины мира». Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами. Важна и специальная организация наблюдений за поведением носителей нормы.    Сравнение - дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать - со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят.    Метод моделирования ситуаций - моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома,   что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Для детей дошкольных групп, или подготовительных к труду можно предложить  элементарные проблемные ситуации, но всякий раз усложнять для детей задачу.     Повторение - важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение рассказывать  о том, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.    Придумывание сказок на разные темы – например,  детям предлагаю  игру «Ожившие опасные предметы». (молоток, светофор, электрическая лампочка). Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в свободную деятельность  (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом»,  «Волк и семеро козлят», при подготовке развлечения).   В зависимости от цели занятия, возрастных особенностей детей педагог отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.
Игра   повышает качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие в лес, какая-нибудь нестандартная ситуация в которую попали персонажи.   Игровая ситуация раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например: «Как будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем в групповой комнате, как расскажем об основах безопасности в группе, на участке?» Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).    Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.        По разным разделам использую  различные дидактические игры. Например, игра «Вызови пожарных» закрепляет умения правильно вызвать пожарных, т. е. знать номер телефона пожарной службы, четко произносить свой домашний адрес, имя и фамилию. Д/и «Не всякому грибу место в лукошке» закрепляет знания детей о том, что грибы бывают съедобные и несъедобные и о том, как нужно собирать грибы, не нарушая грибницы.    А дидактические игры «Светофор», «Собери знак» и «Дорожные знаки» помогают лучше усвоить правила дорожного движения.    Для обучения   постоянно использую  различные игры, стихи, рассказы и сказки, где обсуждаются вопросы безопасного поведения или герои нарушают правила безопасности жизнедеятельности.  Вовлекаю детей в активные игры, которые помогут лучше осознать опасности и научиться избегать их.    Например, дети изучали, как правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря обыгрыванию, у ребят  сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери постороннему. Во время беседы  «Электроприборы могут стать причиной пожара» закрепили знания о мерах пожарной безопасности. В процессе работы у каждого ребенка появилось уважение к труду пожарных. Дети узнали, как уберечь себя от ожогов, так же узнали, что солнечный ожог может принести не меньше неприятностей, чем ожог огня.
    В игровой ситуация «Опасные места на пешеходном переходе» дети получили  представление об опасных ситуациях на дороге и правилах поведения в них. В игре «Весёлый жезл» закрепили  представления детей о правилах поведения пешеходов на улице; активизирует знания, речь, память, мышление. Во время развлечения «Правила дорожного движения знать должны все без исключения» закрепили знание правил дорожного движения и знание дорожных знаков.    Вместе с детьми рассматривали иллюстрации «Безопасность», выясняли, где дети поступили правильно, а где нарушили правила. Учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях. Рассматривая буклет «Природа и человек», дети познакомились с правилами поведения в природе, после просмотра которого смогли сделать выводы о том, что нельзя рвать полевые цветы, уносить из леса домой животных, вырезать надписи на деревьях, мусорить и разбивать стекло в природе, обижать насекомых.
    Для лучшего усвоения правил безопасного поведения следует использовать «минутки безопасности», на которых нужно повторять и закреплять основные моменты соблюдения правил безопасности. Возможно использование моделирования опасных ситуаций, использование игрового материала, демонстрация картинок по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.    Так при помощи картинок и моделей мы закрепляем знания о поведении зимой на улице, а именно, что зимой нужно ходить осторожно, если сколько - нельзя толкаться. В таких беседах всегда стараюсь воспитывать уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу. Подобные модели использую при изучении правил дорожного движения, правил поведения в природе, неосторожном обращении с огнем, пожаре и т. д.      Педагог должен не забывать учить и напоминать детям убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе - не только для чистоты, но и для безопасности.
 Также актуально и эффективно использование в работе по формированию навыков личной безопасности  является предметно-развивающая среда, которая включает: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей. Очень хорошо, если на видном месте будет оформлен стенд «Ребенок - в безопасной среде», где будут размещены материалы, как для детей, так же и для педагогических работников и родителей, например:
* памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;
* буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей», «Доктор Айболит»;
* консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т.д.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках учреждения, поэтому важно поддерживать связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ(МЧС), также обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между образовательным учреждением и семьей.
Систематическая работа с детьми по обучению правилам безопасности жизнедеятельности, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей даёт положительный результат.    Опыт работы показывает, что с каждым годом знания детей по формированию основ безопасности улучшаются, а это значит, что данная работа проведена не зря и система планирования по основам безопасности жизнедеятельности детей способствует:
формированию чувства безопасности у детей;
осознанию ребёнком ценностей здоровья и жизни человека;
формированию у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
расширению и систематизации знаний детей о правильном поведении при контакте с незнакомыми людьми;
закреплению у детей знаний о правилах поведения на улице, дороге, транспорте, в природе, в быту;
предупреждению детского травматизма;
развитию самостоятельности и ответственности.
Таким образом, обучение детей правилам безопасного поведения, очень важная и необходимая работа. Крайне важно начать ее во время, нельзя упускать время. Наверстать его потом будет очень трудно. Каждая недоработка педагога, касающаяся вопросов личной безопасности ребенка, впоследствии может обернуться бедой. А работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у детей желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
    Из всего сказанного нам следует запомнить: лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.
Список используемой литературы
1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно – методическое пособие по основам безопасности, изд – во Детство – Пресс, 2005. – 144с.
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика – Синтез Москва, 2013. – 64с.
3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, изд – во: Детство – Пресс, 2011. – 128с.
4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, изд – во: Цветной мир, 2013. – 96с.
5. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.:Мозаика – Синтез, 2013.- 112с.
6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, изд – во: Детство – Пресс, 2012.- 240с.
7. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, изд-во: Детство – Пресс,Сфера, 2012.- 144с.
8. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. – 2001. – № 9 . – С. 14-17
9. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2009. – 80 с.
10. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург – 2001. – 175с.