Семинар-практикум: Использование эффективных методов и приемов развития образной речи на занятиях


Семинар – практикум для воспитателей на тему:
«Использование эффективных методов и приемов развития
образной речи на занятиях»
Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, развитие образной речи.
Какой же педагог не хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы все дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами.
Что такое образная речь?
По мнению С.Л.Рубинштейна образность как важная характеристика связной речи - необходимое условие для построения контекста новыми речевыми средствами.
Многие исследователи считают, что образность речи важнейший элемент эстетической функции языка, способность языковых средств вызывать наглядно-чувственные представления. (В.В.Виноградов, Л.И.Тимофеев, М.Н.Кожина и др.)
В широком понимании слова образность относится к культуре речи, и в этом смысле воспитание у ребенка интереса и бережного отношения к языковому богатству, его умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи, и при создании собственных сочинений становятся одной из важнейших задач речевого развития в дошкольном детстве.
Воспитание образности речи – процесс длительный и кропотливый, так как образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка.
К «хорошей речи» предъявляется множество требований. По мнению О.С.Ушаковой термин «хорошая речь» обозначает высокий уровень речевой культуры. Это требования простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости, богатства и разнообразия, благозвучия и интонационной выразительности, образности.
Развитие образности речи включает все направления работы над словом – лексическое, грамматическое, фонетическое во взаимосвязи с развитием связной речи и ознакомлению с художественной литературой.
Итак, лексическая сторона речи - словарная работа, направленная на понимание смыслового богатства слова и владение запасом грамматических средств помогает ребенку чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении, также находить точное по смыслу слово в построении высказывания, а уместность употребления слова может подчеркнуть его образность. Именно семантический отбор слов в соответствии с контекстом и речевой ситуацией (раскрытие значений многозначного слова, использование синонимов и антонимов) оказывает самое существенное влияние на формирование образности речи.
Грамматический аспект развития образности очень важен, так как, используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и выразительно. Подчеркнем здесь и роль синонимии грамматических форм и конструкций, их роль в построении связного высказывания.
Фонетическая сторона развития образности речи включает интонационное оформление высказывания, а отсюда и эмоциональное воздействие на слушателя. На связность изложения текста влияют и такие характеристики ЗКР, как сила голоса (громкость и правильность произношения), четкая дикция, темп речи, дыхание.
Образность присутствует всегда, где мысль выражается при помощи различных выразительных средств. Арсенал этих средств богат.
-Назовите средства образности, которые применяем в работе по формированию образной речи с дошкольниками.
(метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы, использование в речи фразеологизмов, пословиц и поговорок, крылатых слов, лексика сказочного жанра). Средства образности речи.
Синонимы. Что значит синонимы?
(Слова, которые звучат и пишутся по-разному, а обозначают одно и тоже или очень близки по смыслу. Синонимы могут заменять друг друга.).-Какую роль играют синонимы в речи? (Они делают нашу речь богатой, красочной, выразительной, разнообразной и точной).
Приведем примеры синонимов. Как можно сказать по – другому?
Врач – лекарь, доктор, знахарь, эскулап, врачеватель, медик, целитель;
большой – огромный, громадный;
обмануть – перехитрить, провести, оставить с носом, обвести, надуть, одурачить,… .Задание: выберите для текста наиболее подходящий по смыслу синоним и обоснуйте свой ответ.
1. Утром к дому прилетела… (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело…(пели, щебетали, чирикали).
2. Маленькая Нина…(вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро…(сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они…(бегали, ходили, скакали, прыгали) и …(ели, клевали, глотали, кушали) крошки. 3. Вдруг незаметно…(пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она…(поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.Антонимы.
Какие это слова? (Слова с противоположным значением, обозначающие признак, действие).
Антонимы могут:
- обозначать качества или состояния: сильный – слабый, твёрдый – мягкий.
-называть контрастные понятия времени: день-ночь, рано-поздно.
-выражать все понятия, имеющие своих антагонистов: верх-вниз, казнить – миловать.
Задание: приведите примеры пар слов-антонимов, отвечающих на вопросы:
-Что? (молодость – старость)
-Как? (быстро – медленно)
-Какой? (громкий – тихий)
-Что делает? (строит – ломает).
Задание: к каждому сочетанию подобрать антоним к прилагательному.
Бледное лицо-….(румяное)
Бледный луч -…(яркий)
Бледные краски -…(насыщенные)
Бледный рассказ - …(живой).
2. Лёгкая ноша – …(тяжелая)
Лёгкий вопрос - …(сложный)
Лёгкий аромат -…(насыщенный)
Лёгкая походка – ….(тяжелая)
3. Мягкое сиденье -…(жесткое)
Мягкий свет -…(резкий)
Мягкий характер - …(жесткий)
Мягкий хлеб -…(черствый)
- Почему получились разные слова - антонимы? (зависит от контекста).
Особое внимание при формировании образности речи уделяется на понимание смысловых оттенков слов и изменения слова в зависимости от суффикса в том или ином контексте. (домик – домище, умный – умнейший). С этой целью можно использовать прием ТРИЗа – приемы фантазирования. С помощью приемов фантазирования можно производить фантастические изменения с объектом, с явлением. Каждый прием можно представить как Волшебника: Волшебник - Увеличалочка и Волшебник Уменьшалочка (прием увеличения – уменьшения), Волшебник Наоборот ( подбор противоположных слов), Девочка – Грустинка и Девочка Веселинка (подбор антонимов, а также подбор синонимов).
Такие образы-персонажи могут быть разные. Например: Кричалочка – Шепталочка (громко – тихо), Шустрик – Мямлик (быстрый – медлительный), Украшалочка (на подбор эпитетов).
Сравнение.
Дайте определение этому средству образности. (Сравнение – это образное выражение, где сопоставляется два предмета, два понятия, два состояния, обладающие общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета. Сравнение – это образное выражение, в котором один предмет сравнивается с другим). В сравнительных оборотах употребляется сравнительные союзы. Перечислите, какие? (как, точно, будто, словно, подобно, как будто, похож на, вот как бы и т.д.) Например:
1.Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные
желтела. (А. Пушкин.)
2.Ночь крещенская морозна,
Будто зеркало – луна.
(А. Фет.)
Игра «Что на что похоже» - подобрать необычные образные, яркие сравнения к разным словам.
1. Змея, как….(ремень, веревочка, дорожка),
2. Радуга похожа на ….(цветок, бабочку, мостик),
3. Белка, как…(мячик, пушистый комочек, циркач).
Задание: в предложенных примерах найти образные сравнения.
1. Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)
2. Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)
3. Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)
Эпитет.
-Дайте определение эпитету. (эпитеты – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. Эпитет - это не просто признак предмета (деревянная палка), а образная характеристика какого-либо лица, явления, предмета обычно посредством выразительного метафорического прилагательного. Например, «тихий голос» - здесь нет эпитета, а «Яркий голос» - здесь эпитет – слово «яркий». «Теплые руки» - нет эпитета, «Золотые руки» – слово «золотые».
С помощью эпитетов достигается особая тонкость, выразительность, глубина.
Конструкция эпитета проста. Это прилагательное + существительное.
Примеры: Статные осины высоко лепечут над вами.
Задание: придумайте эпитеты к словам:
Румяная….(заря)
Ангельский ….(свет)
Добрый…( молодец)
Головушка…( буйная)
Конь …(богатырский)
Леса …(дремучие)
Ручки…( белые)
Береза…(кудрявая).
Задание: в предложенных четверостишиях найти эпитеты.
1.Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя. М.Лермонтов
2. Здесь проехали полозья-
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий след. С.Маршак.
3.Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)
Метафора – изобразительный приём, основанный на перенесении значения по подобию, сходству, аналогии.
Сходство может проявляться:
-По форме (например: кольцо на руке – кольцо дыма);
-По цвету (золотой медальон – золотые кудри);
-По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
-По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
Например: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» (С.Есенин)
Задание: в предложенных примерах найти метафоры.
1.… в багрец и в золото одетые леса. (А.Пушкин)
2. Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)
3. Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.
Важнейшими источниками развития выразительной образной речи являются произведения художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорные формы. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место.
Пословицы и поговорки – меткие образные народные выражения с назидательным смыслом, обобщающие различные явления жизни. (Из толкового словаря С.И.Ожегова)
Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие. Пословица – законченное предложение, а поговорка – лишь его часть. Пословица – это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определенный вывод, обобщение, а поговорка – просто меткое выражение. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям.
-Что же общего между пословицей и поговоркой?
Их объединяют:
-Краткость (лаконичность),
-Устойчивость,
-Связь с речью (поговорки и пословицы в естественном бытовании существуют только в речи),
-Принадлежность к искусству слова,
-Широкая употребляемость.
Задание: «замените выражение пословицей»
1. Учись всю жизнь. (Век живи, век учись).
2. Беречь время. (делу – время, потехе – час).
3. Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры. Ссора до добра не доведет).4. Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело – гуляй смело).
5. Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши – держись).
6. Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь – людей насмешишь. Сделано наспех, сделано на смех).Среди выразительных средств определенное место занимают фразеологизмы, использование которых придает речи образность, яркость, меткость.
Фразеологизмы. Что такое фразеологизмы? (устойчивые выражения с самостоятельным значением).
-Существует несколько НЕЛЬЗЯ в употреблении фразеологизмов:
Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять их другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».
Нельзя заменять словами-синонимами. Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».
Нельзя заменять устаревшие слова заменять современными.
Нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число. Например: нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».
Задание. (Каждая команда получает символ - слово какой-то части человеческого тела - ухо, язык, нос).
-Вспомните фразеологизмы, связанные с частями этого тела. Кто больше?
Например:
1. Медведь на ухо наступил, держи ухо востро, развесил уши, слушать во все уши, слушать вполуха или краем уха, режут уши, уши от них вянут, не видать этого как своих ушей, по уши погружается, по уши можно быть и в долгах, покраснел до ушей.
2.Язык без костей, сидит на языке, распускать язык, у него длинный язык, язык проглотил, язык хорошо подвешен, держать язык за зубами, язык развяжется.
3.Нос воротит, не совать нос не в свое дело, зарубить на носу, не видеть дальше собственного носа, бурчать под нос, остаться с носом, с гулькин нос, нос к носу, на носу, задирать нос.
Объясните значения фразеологизмов со словом «глаза»:
Глаза разбежались, есть глазами, бросаться в глаза.
С глазу на глаз, делать большие глаза, в глаза не знать.
Правда глаза колет, глаза на мокром месте, с глаз долой.
Объясните значения фразеологизмов со словом «голова»:
Хоть кол на голове теши, иметь голову на плечах.
Окунуться с головой во что-то, посыпать голову пеплом.
Ходить на голове, поставить с ног на голову.
В развитии образной речи особую роль играют художественная литература и произведения изобразительного искусства. Для развития образности речи необходимо вводить детей в сказочную ситуацию и постоянно работать над пониманием прямого и переносного значения слова, его смысловых оттенков, что приведет к уместному и точному употреблению образных слов и выражений в сочинениях детей.
Ознакомление с разными жанрами живописи позволяет детям в линиях, красках, композиции угадывать выражение чувств и мыслей художника, понять, какую важную роль играют художественные средства в создании того или иного образа. Это развивает у детей интерес к произведениям искусства, они могут охарактеризовать героев, дать название картинам. Обучение включает развитие умения видеть и понимать художественный образ произведения живописи, высказываться на тему картины, видеть в ней главное. Параллельно должна идти работа по обогащению речи детей выразительными средствами (метафорами, эпитетами), развитию умений выстраивать высказывание, используя предложения разных типов, соблюдая структуру.
Существуют разные виды занятий: рассматривание и рассказывание на тему жанровой картины, пейзажа, натюрморта и портрета, рассказывание по двум картинам разных художников на одну тему, использование метода «вхождения» в картину и словесного рисования, проведение выставок картин.
А взаимосвязь разных видов искусств углубляет эмоциональное впечатление детей, развивает их чувства и образную речь. В высказываниях детей появляется структура, содержатся разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Ребята учатся составлять рассказ или сказку на тему, изображенную на картине, замечают настроение художника, переданные им чувства, соотносят содержание картины с литературными или музыкальными произведениями, выражая свои впечатления ярко и образно.
Для занятий по ознакомлению с художественной литературой надо отобрать произведения разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения).
Каждое из таких занятий знакомит детей с содержанием, обращает их внимание на образные слова и выражения, характеристику, настроение и диалоги персонажей, описание мимики и жестов героев, включает творческие задания. После чтения произведений дети отвечают на вопросы, выясняющие, как они поняли содержание произведения, необычные слова, сказанные персонажами, насколько оценка героев совпадает с представлениями самих детей.
Затем дети выполняют творческие задания, целью которых является:
уточнение понимания смысла образных слов и выражений с переносным значением;
включение в диалог персонажей новых действий и передача импровизированного диалога с новыми (разными) интонациями;
придумывание необычных окончаний к хорошо знакомым сказкам;
соединение сюжетов произведений разных жанров;
подбор синонимов, антонимов, определений, характеризующих персонажа, его настроение, состояние, действия и поступки;
драматизация наиболее интересных отрывков произведений;
рисование обстановки и условий, в которых действовали герои литературного произведения;
соотнесение содержания текста с музыкальным произведением, с пословицей, которые может усилить понимание сюжета литературного произведения.
Как мы уже говорили, фонетическая сторона развития тоже влияет на образность речи. Она включает в себя интонационную выразительность, силу голоса (громкость и правильность произношения), четкую дикцию, темп речи, дыхание.
Задание: конкурс на самое лучшее чтение стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Чародейкою Зимой».
Чародейкою Зимою.
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещетНа него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Задание: заполните таблицу «Эффективные методы и приемы развития образной речи по возрастам».
Задачи Методы и приемы Пособия
Задание: придумайте синквейн к выражению «ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ».
Синквейн – это необычное стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. Кто? Что? (тема).
2 строка – два прилагательных. Какой? (определение темы).
3 строка – три глагола. Что делает? (характерные действия или состояния предмета).
4 строка – фраза, несущая определенный смысл. Что автор думает?
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Кто? Что? (новое звучание темы).
Например:
1 - Образная речь
2 - звучит, развивается, употребляется
3 - красивая, выразительная
4 - образная речь – актуальная проблема развития речи
5 - культура речи
2137853301152 Итог семинара: Какое слово спрятано в середине?
Литература:
1. Ушакова, О.С., Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду/ Ушакова О.С. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001.-240 с.