Конспект урока математики в 1 классе «Число и цифра 7» ПНШ

КОНСПЕКТ
Урока математики в 1 классе по теме:
«Число и цифра 7»
(по программе «Перспективная начальная школа)






Составила:
Матвиенко Ирина Михайловна,
учитель начальных классов





2013 г.


ЧИСЛО И ЦИФРА 7
Формирование УУД:
Познавательные: Выполнять задания на основе рисунков (У-1 №1,5,6 Т-1 №2), схем (Т-1 №4,5,9,10,11,12).
Выполнение заданий с использованием материальных объектов (фишек) (У-1 №5).
Работа с тремя источниками информации (учебник, тетрадь, РТ).
Выделять среди знаков цифру 7 (У-1 №2).
Соотносить количество предметов на рисунке с числом 7 (У-1 №5).
Формирование математического мышления (число 5 как математическая основа для построения других чисел (числа 7)).
Регулятивные: Взаимоконтроль (У-1 №3). Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учёта сделанных ошибок.
Коммуникативные: Развитие математической речи (развернутые ответы на вопросы).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. В е с е л а я з а д а ч к а.
Бабочка, червяк, паук,
Муравей, комар и жук
Спрятались в дупло опять.
Повтори, кого искать.
– Сосчитайте, сколько всего насекомых спряталось в дупло. (Шесть насекомых.)
2. в о п р о с ы:
– Сколько ушек у трех старушек? (Ответ: 6.)
– Сколько спинок у шести свинок? (Ответ: 6.)

III. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадки:
Кнутом не гонят,
Овсом не кормят;
Когда пашет –
Семь плугов тянет. (Трактор.)
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний.
(Дни недели.)
– Какое число используется в данных загадках? (Число «семь».)
А сколько гномов было в сказке о Белоснежке?
Сформулируйте тему урока. (Число и цифра 7)
Определите цели урока, используя опорные слова:
Познакомиться с
Узнать о .
Научиться решать ..
Опорнве слова для определения цели урока размещены на доске.
IV. Изучение нового материала. Работа по учебнику (с. 62–63).
Мы говорили о сказке про Белоснежку. Как вы думаете, кто сегодня на уроке будет нам помогать? (7 гномов)
Гномики очень любят играть в прятки. Давайте их найдем. (Дети, найдя гномов, раэмещают их на доске)
- Расставьте гномов по порядку.
- А где же седьмой гномик? Найдите его.
- Назовите число на его шляпке. (Семь)
- Как получилось число 7?
Отработка способов получения числа 7.
- Найдите это число в классной кассе.
- С чем у вас ассоциируется число 7?
Работа в группе.
- Заселите домики друзей гномиков. Но сначала давайте повторим Правила работы в группе.
1. Умей выслушать собеседника, не перебивай;
2. Не согласен – объясни, почему;
3. Доказывай свое мнение спокойно, вежливо;
4. Говори только по делу;
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
З а д а н и е № 1 (с. 62).
В задании в качестве объекта, жестко связанного с числом 7, фигурирует неделя (а в качестве соответствующего множества – множество дней недели). Данный объект обладает и еще одним важным свойством: в неделе 5 рабочих дней и 2 выходных. Таким образом, с помощью данного объекта учащиеся выходят и на арифметическую основу числа 7 как значения суммы 5 + 2.
Учитель демонстрирует календарь и проводит беседу.
– Покажите любую неделю в календаре.
– Сколько дней в неделе?
– Назовите дни недели по порядку. Посчитайте их.
– Почему в календаре некоторые дни напечатаны черным цветом, а другие – красным? (Черным цветом отмечают рабочие дни, а красным – выходные.)
– Посчитайте количество рабочих дней в неделе.
– Посчитайте количество выходных в неделе.
– Сколько всего дней в неделе?
– Как записать ответ в виде суммы?
З а п и с ь: 5 + 2 = 7.
Что сказать о цифре семь?
Ты ведь знаешь дни недели.
Посчитай-ка их живей!
Если в счете не собьешься –
Ровно семь получишь дней.
– Рассмотрите грани игральных кубиков. Раскрасьте на каждом кубике одну грань так, чтобы вместе на них было изображено семь очков.
О т в е т:

З а д а н и е № 2 (с. 62).
Учитель демонстрирует карточку с цифрой 7.
– Посмотрите, как выглядит цифра, с помощью которой записывают число «семь».
– Сравните понятия «число» и «цифра».
– На что похожа цифра 7?
На крыше флаг. Смотрите все!
Ведь он похож на цифру семь!
* * *
Семь – точно острая коса.
Коси, коса, пока остра.
* * *
Цифра семь! Цифра семь!
Цифра легкая совсем!
Я косу принесу
И срисую ту косу!
– Найдите среди знаков цифру 7 и обведите ее.
– Сколько раз встретилась цифра 7? (Три раза.)
З а д а н и е № 5 (с. 63).
– Рассмотрите рисунки.
– Сосчитайте предметы на первом рисунке, называя их.
– Сосчитайте предметы на втором рисунке, называя их.
– Найдите рисунок, на котором изображено 7 предметов.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнение, повторяя движения за учителем. Выполнение упражнения сопровождается чтением стихотворения.
Сколько елочек зеленых,
Столько выполним наклонов.
(На доске 7 елочек.)
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
(На доске 7 кружков.)
V. Продолжение работы по учебнику (с. 62–63).
З а д а н и е № 4 (с. 63).
Учитель демонстрирует таблицу написания цифр.
– Рассмотрите, как пишут цифру 7, обозначающую число семь. Объясните, как правильно писать эту цифру.
Объяснение. Цифра 7 состоит из трех элементов: верхней волнистой горизонтальной палочки, большой наклонной палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки. Начинаем писать волнистую горизонтальную палочку чуть левее середины верхней стороны клетки, ведем по верхней стороне клетки вправо до вершины угла. Затем без отрыва пишем большую наклонную палочку, доведя ее до нижней стороны чуть правее середины клетки, затем подчеркиваем ее посредине маленькой палочкой.
V1. Работа в тетради на печатной основе и на интерактивной доске.
Далее учащиеся работают по образцу.
– Запишите по порядку числа от 0 до 7 в пустые «окошки».
– Назовите число, которое следует сразу за числом 6.
З а д а н и е № 3 (с. 62).
задание посвящено установлению связи между количественным и порядковым смыслом числа 7.
– Нарисуйте 7 кругов в ряд. Первый круг раскрасьте красным цветом, а последний – синим.
– Каким цветом раскрашен седьмой из нарисованных кругов? (Синим цветом.)
– Можно ли ответить на этот вопрос, не обращаясь к рисунку? (Можно. Если последний из сосчитанных предметов именуется седьмым, то на данный момент сосчитано 7 предметов.)
– Сколько кругов расположено между первым и седьмым? (Этот вопрос обращает внимание учащихся на существование зависимости между порядковыми номерами элементов в последовательности и числом элементов этой последовательности, расположенных между ними. Учащиеся выполняют подсчет интересующих элементов с помощью соответствующей иллюстрации.)
З а д а н и е № 6 (с. 63).
– Рассмотрите данный рисунок.
– Какое яблоко будет «лишним»?
– Чем оно отличается от других? (По цвету и расположению листочка.)
– Каким по счету справа на рисунке будет красное яблоко?
– Как можно «превратить» его в седьмое? (Надо поставить желтые фишки справа.)
– Каким по счету слева на рисунке будет красное яблоко?
– Как можно «превратить» красное яблоко в седьмое по счету? (Надо поставить желтую фишку слева.)
Далее учащиеся могут выполнить записи:
7 = 5 + 2
7 = 6 + 1
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI1. Работа в печатной тетради № 1 (с. 80–84).
Учащиеся выполняют задания № 1–12 по выбору учителя.
V111. – Оцените свою работу на уроке. Достаньте из конверта смайлики. Что вы заметили? (Смайлики без рта)
- Нарисуйте ротик так, чтобы было видно как вы оценили свою работу на уроке.
1Х. Итог урока.
– Какое число спряталось в стихотворении?
Семь старух за семь деньков
Намотали семь клубков.
Семь котят за семь часов
Размотали семь клубков.
15