Музыкотерапия как одна из эффективных форм коррекционно-педагогического процесса


Прокопьева Л.И.,
учитель музыки Сунтарской специальной
(коррекционной) школы-интерната
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК ОДНА ИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В музыкально-коррекционной работе с детьми я сталкиваюсь с определенными трудностями. Эмоционально-волевая сфера детей сильно нарушена. Больные дети зачастую изолированы от общества. Для них характерна заторможенность, повышенная пугливость, неуверенность в своих силах. Когда у ребенка постоянные переживания, то это вызывает страх речи, замкнутость, стеснительность, а позднее - снижение речевой активности, своеобразные речевые и мимические сопутствующие движения. Степень фиксации внимания на своём дефекте с возрастом увеличивается. Неразборчивая речь способствует изоляции человека, формированию патологических черт характера, затрудняет социальную адаптацию. Поэтому необходимо помочь ребенку в воспитании его морально-волевой сферы и развивать эмоционально-волевую сферу. Для коррекции этих нарушений эффективной формой работы является музыкотерапия.
Музыка — одно из самых сильных средств воздействия на любого ребенка. Дети с множественными проблемами в развитии очень восприимчивы к музыке.
Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. В конце прошлого века И.Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит. Раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект. Известно, что с помощью музыки облегчается установление контакта с учащимися.
В нашей школе музыкотерапия широко используется в повседневной жизни ребёнка. При этом мы не забываем о необходимости дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для создания расслабления, отдыха или, наоборот, повышения тонуса и работоспособности. Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представления); развитие сенсорных способностей: растормаживание речевой функции. Для детей-логопатов музыкотерапия является тренировкой наблюдательности, развития чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, тонкой и артикуляционной моторики, воспитанием волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты,
Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию. Непосредственное лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей при её пассивном или активном восприятии в дошкольном возрасте достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми. Музыкотерапия включает прослушивание музыкальных произведений, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. Надо использовать для прослушивания только те произведения, которые знакомы детям, нравятся абсолютно всем. Они не должны привлекать их внимания своей новизной, отвлекать от пивного. Продолжительность прослушивания — не более 10 минут в течение всего занятия.
Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось весьма оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу ребенка.