Интегрированный урок как одна из эффективных форм обучения детей в коррекционной школе.


( Слайд №2)
«К чему вы готовите вашего сына ?-
кто-то спросил меня.
Быть человеком,- отвечал я.
Разве вы не знаете,- сказал спрашивающий,- людей собственно нет на свете;
это отвлеченное, вовсе не нужное для нашего общества понятие.
Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.» Н.И.Пирогов
( Слайд №3 Яблоня)Чтобы вырастить прекрасную плодоносящую яблоню необходимо начинать с малого. Взять семечко, посадить его в плодотворную почву, и ухаживать за ним.
( Слайд №4 Ростки) Какой из двух ростков поднимется и приживется лучше? Ответ очевиден. Конечно более сильный, здоровый, за которым лучше ухаживали. И конечно же, чтобы из слабого ростка выросла яблоня за ним необходимо ухаживать намного больше. И вкладывать намного больше труда, сил, знаний. Бытует мнение и не только среди обычных людей, но, к сожалению, и среди профессионалов, что работа с умственно отсталыми детьми и детьми с ЗПР не требует большого профессионализма и знаний
( Слайд № 6 Проблемы учеников) Но легко ли научить ребенка с ослабленной психикой, с неразвитым мышлением, порой не говорящего и имеющего еще массу побочных диагнозов?
( Слайд № 7 Изъяны…) Не стоит сбрасывать со счетов и то, что большинство воспитанников коррекционных школ- это дети из неблагополучных семей, что тоже откладывает отпечаток на их формирование.
( Слайд №8) Противоречивое ,разнонаправленное воздействие семьи , школы и социума дезориентирует детей, тормозит их личностное развитие, затрудняет выбор жизненной философии.
( Слайды №9-13) Некоторые из детей, которых вы сейчас видите на экране, возможно, учились и в ваших школах, но по состоянию здоровья комиссией ПМПК были направлены на обучение в нашу школу.И наша задача, задача нашей школы дать этим детям не просто знания -образование, а дать знания связанные с реальной жизнью для дальнейшей социализации данных детей в обществе.
Умственно отсталые дети трудно усваивают учебный материал, у них низкая работоспособность, рассеянное внимание, быстро утомляемые, неусидчивые, у них слабо развита память и мышление. И поэтому у таких детей наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к учёбе, к окружающей среде.
Каждый учитель коррекционной школы сталкивается с проблемой: ученики, приходя на урок по одному предмету, не готовы использовать знания, полученные на других уроках.
Успешное изучение умственно отсталыми школьниками одного предмета часто зависит от наличия у них определенных знаний и умений по-другому. Строго оценивая содержательный план своего предмета, я увидела, что изолированное преподавание нередко ущербно, недостаточно. Ведь мы все более отчетливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это есть основание для интеграции. ( Слайд №16 Интеграция) ( Слайд № 17, №18 №19)
В настоящее время не создана и неотработанна технология интегрированных уроков в коррекционной педагогической практике, поэтому преобладает индивидуальное мастерство. Чтобы повысить интерес детей с ограниченными возможностями здоровья к учёбе и общественной жизни, я решила изучить и использовать на уроках адаптированную мною форму интегрированного обучения в коррекционной школе, ( Слайд №20) что способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе уроков.
 (Слайд №21)   По мнению И. М. Фролова именно интегрированное обучение является образованием будущего. По его мнению, современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет обучается отдельно, сам по себе, в отрыве от реальной жизни. Такой метод приводит к тому, что учащиеся после окончания учебного заведения учатся заново применять знания на практике.
( Слайд №22) И.Ю. Алексашина рассматривает интеграцию как ведущую тенденцию обновления содержания образования. И.Ю. Алексашина отметила, что в самом общем смысле интеграция выступает как процесс и результат становления целостности единого качества на основе многих качеств и что процесс интеграции знаний неразрывно связан с их дифференциацией.
И с этим нельзя не согласиться.
За методикой интегрированного преподавания в коррекционной начальной школе большое будущее, так как благодаря ей в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. И учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. С учётом возрастных особенностей младших умственно отсталых школьников и современным уровнем развития науки каждый предмет представляет собой систему знаний и умений из разных областей действительности. Так, например, развитие речи (Слайд №23-24 Таблицы) объединяет 7 областей знаний, математика 3-4 и т .д. Следовательно, объективно заложенные внутрипредметные связи между различными областями, способствуют естественному установлению межпредметных связей, с целью интеграции знаний при рассмотрении определённых объектов, явлений, процессов.
Все школьные дисциплины в начальной коррекционной школе обладают своеобразным интегрированным потенциалом (Слайд № 25), но их способность сочетаться, эффективность интегрированных уроков, курсов зависят от многих условий. Поэтому я стараюсь учитывать те обстоятельства, которые помогли бы сделать вывод о возможности и необходимости интеграции.
(Слайд №26)
Осуществление интегрированного подхода на занятиях в коррекционной школе начинаю:
1.С четкого определения для себя цели проведения интегрированных уроков. На мой взгляд, общепредметной целью интеграции является формирование у учащихся целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем, определенного стиля мышления, позволяющего видеть объекты, явления, процессы в их взаимосвязи и системе, начиная с младшего школьного возраста, умения видеть природу во всем ее многообразии. В то же время каждый урок имеет свою конкретную цель, заданную с позиции интегрирования.
     2. С пересматривания содержание изучаемого материала. Я предлагаю строить интегрированные уроки на базе имеющихся учебных предметов и того материала, который предлагается учащимся и учителю в ныне действующей программе.
Считаю, что интегрированный урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность и требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности, личностного общения. ( Слайд №27 Мои уроки)
Структура интегрированных уроков отличается четкостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной емкостью материала.
(Слайд № 28 Дети) На интегрированных уроках дети с ОВЗ работают сравнительно легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретенные знания и навыки применяются младшими школьниками в их практической деятельности не только в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей.
Введение интегрированной системы, как традиционного предметного обучения, способствует развитию человека, обладающего целостным мировоззрением, способного самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.
И так….Мир един, он пронизан бесчисленными, внутренними связями так, что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других.
(Слайд №29)