Урок по теме СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ (5 класс)


ТЕМА урока: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ»
Цели урока:
образовательная:организовать деятельность обучающихся по закреплению и усовершенствованию умений и навыков сложения и вычитания десятичных дробей;
организовать деятельность обучающихся по самостоятельному применению знаний и умений в разнообразных ситуациях;
обеспечить проверку и оценку знаний и способов действий,обучающихся по данной теме;
развивающая:способствовать развитию логического мышления, познавательной активности, умениюнаблюдать и делать выводы, переноса знаний в новую ситуацию;
воспитательная:формировать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.
Учебное занятие по комплексному применению знаний и способов действий.
Форма организации образовательного процесса:«Заочное путешествие в музей Н.Ф Ватутина»
Оборудование: компьютер, презентация для сопровождения урока, раздаточные материалы, индивидуальные карточки, набор сигнальных карточек для каждого ученика.
ХОД УРОКА
ОРГ. МОМЕНТ
Посмотрите, всё ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.
Открыли тетради, записали число, классная работа, тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»
-Ребята, какой праздник мы отмечаем 23 февраля?
-Правильно, День Защитников Отечества.
Война еще исчезнуть, не готова.Те годы - миллионы личных драм.А потому, давайте вспомним сноваВсех тех, кто подарил Победу нам.
Слайд №3. Сегодня мы отправимся в заочное путешествие на Родину талантливого полководца, Героя Советского Союза, одного их лучших сыновей Отечества, нашему земляку Николаю Федоровичу Ватутину, где вы узнаете много нового и интересного о его жизни. Экскурсоводами будут учащиеся 11 класса. Помогут в этом нам ваши знания и умения вычислять десятичные дроби.
II.УСТНЫЙ СЧЁТ
III. Индивидуальная работа у доски (2 человека с карточками)
Слайд №4.1. Восстановите цепочку и узнаетечисло рождения Н. Ф. Ватутина(16 декабря)

2. Узнай год рождения Н. Ф. Ватутина! Слайд №5.
Прочитайте и выберите в каждом из заданий цифру, под которой стоит правильный ответ:
1). Пять целых две десятых =
1) 5, 2 2 )5,0 23) 5,002
2) Ноль целых восемь тысячных =
7) 0, 08 8) 0, 8 9) 0, 008
3) Три целых двадцать пять десятитысячных =
4) 3, 255) 3, 025 0) 3, 0025
4) Шестнадцать целых пять сотых =
3) 16, 0052) 16, 51) 16, 05
Какое число получили? 1901 год!
1 экскурсовод:Когда кружилась вьюга в поле,
В начале века, в декабре,
Крестьянский сын – Ватутин Коля
Родился в маленькой избе.
И, кажется, недавно это было
Что босоногий Коля пробегал,
Вот эта мать – Земля его растила,
Вот этот воздух, что его питал.
Слайд № 6. 3.Выполните действия и вы узнаете, где родился Н. Ф. Ватутин. Ключ для расшифровки слова под заданием. По очереди с каждого ряда выходят ученики, записывает ответ и соответствующую букву. Слайд № 6.
1.6,2 –4,8 = 1,4; 2.1,4 + 5,6 = 7; 3. 7 – 2,4 = 4,6; 4. 4,6 + 0,1 = 4,7;
5.4,76 + 4,94 = 9,7; 6. 9,7 – 3,5 = 6,2; 7. 6,21 + 0,07 = 6,28; 8. 6,28 – 1,28 = 5.
1,4
7 4,6 4,7 9, 7 6,2 6,28 5
Ч
е пу х и н о
Итак, мы получило слово Чепухино(ныне село Ватутино) Валуйского района Белгородской области.Слайд № 7.
2 экскурсовод:
Там, где Валуй из верховий бежит,
Там, где холмы меловые,
Домик с соломенной крышей стоит
С виду, как были другие…
Только уж слишком он низок в дверях,
Слишком малы в нем оконца,
Видно, здесь редко бывало в гостях
Яркое, щедрое солнце.
В землю тот домик по пояс ушел,
Врос в эти белые горы…
Мимо такого, пожалуй, прошел,
Не удостоив и взором.
Но почему же, но почему
В зной и холодную вьюгу
Люди приходят и едут к нему,
Словно к любимому другу.
Стань же и ты и главу обножиВ этой почетной минуте,
В домике этом родился и жил
Главный земляк твой Ватутин.
С самого детства привык он ценить
Хлеба крестьянского крохи,
Родину здесь научился любить
Преданным быть до последнего вздоха.
Слайд № 8. 4. Сколько сестер и братьев было у Николая Федоровича, узнаете, если выполните следующее задание:
Из первой строки выберите наименьшее число.
Из второй строки выберите наибольшее число.
Из третьей строки выберите ни наименьшее, ни наибольшее число.
Найдите сумму выбранных чисел и ответьте на вопрос.
4, 8 5,2 2,5
3,3 1,6 0,2
3 2,2 0,3
III. Индивидуальная работа у доски (2 человека с карточками) Слайд № 9.
1.Найти значение выражения, используя свойства сложения: 3,89+ 1930,3+0,11+5,7=
- В 1940 году генерал-лейтенант Ватутин был назначен первым заместителем начальника Генерального Штаба Армии.Слайд № 9
2.Вычислите наиболее удобным способом: (3,64+2,93)+(0, 07+4,36)+1930=
- В феврале 1941 года за заслуги в деле строительства Вооруженных сил и укрепления обороноспособности страны Ватутин был удостоен высшей награды – ордена Ленина.
IV.Этап применения знаний и способов действий.
Боевой путь Ватутина в годы Великой Отечественной войны мы проследим, выполняя математические задания.
Ребята, вспомните алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.
Слайд № 10.
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
1) уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
2) записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
3) выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую, поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
Часть заданий у вас лежат на столе под номерами. Прошу вас быть внимательными. Некоторые задания требуют решения, и поэтому вычисления вы будете проводить в тетради.
2. Слайд № 11.
Тесты с сигнальными карточками. Выполните действия в тетрадях, поменяйтесь тетрадями и проверим правильность выполнения с помощью сигнальных карточек:
а) 0,769 + 42,389 =
50,459 43,1584,3158
б) 5,8 + 22,191 =
27,991 80,19527,199
в) 11,1 – 2,8 =
8,383,00,83
г) 6,6 – 5,99 =
6,10,070,61
3. РАБОТА У ДОСКИ И В ТЕТРАДЯХ
Учебник № 1238 (а,б,в) Решить уравнения.
Сразу выходят три человека, с первым начинать рассуждать. Спросить определения нахождения неизвестных чисел
z+3,8=8 б) у – 6,5 = 12 в) 13.5 – х = 1,8
z = 8-3,8y = 12+ 6,5 x = 13,5 – 1,8
z = 4,2y = 18,5 x = 11,7
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
-Ну что, ребята, устали?
-Давайте немного отдохнём. Проведём физкультминутку.
Быстро встали, улыбнулись
Выше-выше потянулись
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
4. Задание.Слайд № 12.
Перед вами шифрограмма, т. е. зашифрованное задание, выполнив его, вы узнаете город, в освобождении которого Ватутин Н. Ф.участвовал. Вы решаете примеры в тетради, находите числовое значение в таблице, заносите букву в таблицу, под которой стоит ваш ответ. Вы получите название города.
Выразите в метрах:
г)5м17см, д)12 дм,а)4м7см, с)154 дм, и)12см, д) 54см, т) 5м7дм, н) 83 дм,
а) 407 см, л)145см.
15,4м 5,7м 4,07м 1,45м 0,12м 8,3м 5,17м 1,2м 4,07м 0,54 м
С т а л и н г ра д
-Правильно. Сталинград.Слайд № 13.
ЭКСКУРСОВОД: В период подготовки советских войск к контрнаступлению под Сталинградом
Н. Ф. Ватутин был назначен командующим войсками Юго – Западного фронта и совместно с войсками Донского и Сталинградского фронтов участвовали в окружении группировки гитлеровцев, рвавшихся к Волге.
200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года - продолжалась Сталинградская битва.
За умелое руководство войсками генерал – полковник Н.Ф. Ватутин был награжден орденом Суворова 1 степени, а 12 февраля 1943 года ему было присвоено звание генерала армии.
После окончания Битвы на Мамаевом кургане хоронили погибших со всего города. Позднее на месте этой огромной братской могилы и был возведён главный Монумент – Родина-мать, ставший памятником погибшим в Сталинградской битве.
Волгоград - Сталинград,
Рядовой и комбат, Здесь лежат, невзирая на званья. Молча люди стоят, Журавли пролетят.И курлыканье - как отпеванье.
Задача5.(Устно) От подножия Кургана до его вершины (до скульптуры «Родина-мать зовет!») посетитель проходит 200 гранитных ступеней высотой 15 см, шириной 35 см.
Ступеней 200, так как Сталинградская битва продолжалась двести огненных дней и ночей. Какова высота всех ступенек? Выразите в метрах.
Задача 6.В Сталинградской битве участвовало 1104 тыс. человек. В этой битве погибло 7,2 тыс. солдат и офицеров. Сколько человек после этой битвы продолжили защищать Родину?
5. Самостоятельная работа. Слайд № 14.
Выполнив самостоятельную работу, вы узнаете, в каком сражении Ватутин Н. Ф. принимал участие в качестве командующего Южным фронтом и выиграл историческое сражение.
Тестовая работа по теме:
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
В-1 Тестовая работа по теме:
«Сложение и вычитание десятичных дробей».
В-2
Задание
Варианты
ответа Задание Варианты
ответа
1 Найдите сумму
8,236 + 124,17 =
а) 20,653
б) 1324,06
к)132,406в)115,934
1 Найдите сумму
5,642 + 10,16 =
т) 15,816
и) 16,8
д) 15,802
с) 15802
2 Найдите разность
61,5 – 4,837 = г) 42,22
а) 13,13
у) 56,663
д) 1313
2 Найдите разность
24,3 – 6,742 = л) 15,342
м) 18,4
у) 17,558
я) 17558
3 Решите уравнение:
5,3 – х = 2,4 а) 29
в) 7,7
а) 3,9
р) 2,9
3 Решите уравнение:
10,8 – х = 6,9 п) 39
л) 5,6
н) 17,7
г) 3,9
4 Выразите в километрах:
2 км 15м= т) 2,0015
м) 2,15
с) 2,015
я) 20,15
4 Выразите в тоннах:
3т 56кг= а) 3,056
м) 3,56
л) 30,56
к) 3,0056
Фамилия, имя вариант 1
№ задания 1 2 3 4 Буква к а я
Фамилия, имя вариант 2
№ задания 1 2 3 4
Буква Слайд № 15.
ЭКСКУРСОВОД: На рассвете 5 июля началась одна из самых крупных битв Великой Отечественной войны – Курская битва. Крупнейшее танковое сражение произошло в районе Прохоровки. В общей сложности в нем участвовало около 1200 танков и самоходных орудий.
Шли танки…
И земля - дрожала.
Тонула в грохоте стальном.
И танковых орудий жала
Белесым брызгали огнем.
На батарее – ад кромешный!
Земля взметнулась к небесам.
И перебито, перемешано
Железо с кровью пополам
Фашистские части понесли огромные потери. 5 августа 1943 года были освобождены города Белгород и Орел. 50 дней продолжалась битва на Курской дуге. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 августа 1943 года генерал армии Ватутин был награжден орденом Кутузова 1 степени.
V. Упражнения для повторения. Слайд № 16
Задача 7. Немецкое командование на Курской дуге бросило в бой до 2 770 танков и штурмовых орудий. С нашей стороны их ждали 3 440 танков и САУ. На сколько больше боевых единиц было у нас?
Задача 8. Истребитель Ла-5 широко применялся во время Курской битвы. На самолете Ла-5 начали свой боевой путь знаменитые Иван Кожедуб и Алексей Маресьев. Максимальная скороподъемность 840 м/мин. Выразить ее в м/с.
Задача 9. Советская промышленность за годы войны изготовила около 30 тыс. боевых машин «Катюша». Во время Курской битвы было задействовано 1/30 этих машин. Сколько «Катюш» участвовало в Курской битве?
Музыка. Слайд № 20.
ЭКСКУРСОВОД: 15 апреля 1944 года бандитская пуля оборвала жизнь нашего замечательного земляка. Матери Н.Ф.Ватутина Вере Ефимовне пришлось пережить за один месяц то, чего не переживают за всю жизнь. В течение месяца она узнала о смерти троих сыновей.
ЭКСКУРСОВОД: 17 апреля 1944 года Николай Федорович Ватутин был похоронен на высоком берегу Днепра в Киеве. В час погребения в Москве прозвучал салют из 24 орудий.
ЭКСКУРСОВОД: Славное имя Н. Ф. Ватутиназолотыми буквами вписано в историю Великой Отечественной войны.
ЭКСКУРСОВОД: 6 мая 1965 года талантливому полководцу присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза.
ЭКСКУРСОВОД: Тень высоких берез подступает вплотную,
Обрывается марш у незримой стены.
И уходят от нас в тишину вековую
Ветераны последней Великой войны.
Учитель: Ребята наша экскурсия подошла к концу и я думаю, что кому -то биография Ватутина Н. Ф. будет примером, а военному человеку всегда нужна математика.
VI.Итог урока.
Слайд № 21.
С биографией какого полководца мы познакомились на уроке?
Какими словами можете выразить своё настроение как результат работы на уроке?
1 ученик: Мир-это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
2 ученик: Мы всегда будем помнить о стойкости, мужестве, о подвиге людей, которые отстояли свободу и независимость нашей Родины, и мирную жизнь для последующих поколений.
VII. Выставление оценок. Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Урок закончим словами А. С. Пушкина:
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».
VIII. Рефлексия.
Свою оценку проведенного урока вы выскажите, приколов звездочку.Красная – понравился, узнал много интересного;
синяя – не понравился.