Сочинение Слово о полку Игореве


Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей №24», г.Гуково, Ростовской области
XIV Международные
Каяльские чтения
Сочинение на тему:
«Каким я представляю себе автора «Слова о полку Игореве»
Автор работы:
ученица 10 класса
Плешакова Кристина.
Апрель, 2015 год
Тихо скрипит гусиное перо… Ночь укрыла своим пологом землю русскую, сомкнула православным очи, успокоила страсти… Только одно сердце бьётся тревожно, только одному человеку не спится. В своей маленькой келье он пишет о том, что его волнует, он пишет о своей Родине, о её непростой судьбе. Останавливается, перечитывает, потом долго размышляет, и тогда глаза его наполняются слезами, легкой испариной покрывается чело. Но снова рука твердо выводит букву за буквой…
Пристально вглядываюсь в это творение, в этот памятник древнерусской литературы, в текст «Слова», вновь и вновь вчитываюсь в каждое предложение, пытаюсь себе ответить, кто ОН, творец этого бессмертного произведения, Пушкин двенадцатого столетия ? Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что сказал этот величайший и одновременно скромнейший Автор, даже не назвавший своего имени! Кто он, смело обратившийся к современникам, в руках которых было управление силами сопротивления половцам ? Безусловно, каждая строка произведения, сердцевину которого составляют две битвы Игоря, одна победная, другая злосчастная, отчеканена душевной сутью автора. Безусловно , гражданское чувство и сила цельной натуры направляли его перо, потому что в этом величайшем творении аккумулированы правда, патриотизм, добротолюбие, сострадание… Я сплету тебе венок из чудных цветов за то читательское потрясение, за те открытия, что совершаются в моем сознании на каждой странице, за обостренное чувство истории, за стремление показать истоки, за возможность прикосновения к родному и вечному … А ещё я дерзну рассказать о тебе, нарисовать твой светлый образ!
С чувством благоговейного трепета я перечитываю твое исповедальное творенье. Казалось бы, все уже известно, каждая строка знакома, много знаю наизусть, но вдруг ловлю себя на мысли, что тайна силы откровения так велика, что разгадать её невозможно. Тебе, мой неизвестный Автор, удалось таинственно и незримо соединиться с нами, взволновать русскую душу, совсем как тогда, когда строки выливались из-под твоего вдохновенного пера. Так написать мог только очень образованный, очень талантливый поэт, отличавшийся от многих современников широким кругозором и умением взглянуть на события как бы с большой высоты. Рискну предположить, что Автор был знатным дружинником, боярином, близким к княжеским кругам. Создатель бессмертного «Слова» даже не намекнул на своё место в киевском обществе, но, уверена, что это достаточно почетное место, ведь он имеет право советовать великому князю идти на войну: «Дон ти, княже, кличет и зоветь князи на победу!».
С восторгом предполагаю, что Автор был человеком смелым и очень решительным, ведь он возвысил свой голос против князей, стыдит их, внуков Всеслава, за то, что они своей усобицей "наводят поганых на землю Русскую"; гневно велит им даже понизить знамена свои... За этот яркий пример гражданского мужества, пронизанный токами высокого напряжения, я вплетаю алую розу в венок для Автора.
В системе ценностей, составляющих мир Создателя «Слова», человека и поэта - писателя, - цементирующий и узловой патриотизм. Он сын своего времени и сын своего народа. Он вместе со своим народом живет одной думой, одной радостью и печалью.
Вот почему большие слова и понятия так пронзительно звучат в его творении: "О, стонати Руской земли помянувше первую годину и первых князей!" Звучат и отзываются родным и сокровенным звуком в наших сердцах, наверное, потому, что больше всего потрясает именно теперь(в свете судьбы Украины), их пророческая сила. Вплетая яркую гвоздику в венок , я повторяю с величайшей болью за автором: « Как было бы хорошо, если бы удалось "того стараго Владимира пригвоздити к горам Киевским". Но, увы, рухнуло дело жизни Владимира Всеволодовича Мономаха. Восторжествовали планы его принципиальных политических противников, "не веселая година встала". "Тоска разлился по Руской земли, печаль жирна тече средь земли Рускыи"…
За мудрость и светоносность умозаключений создателя « Слова», за его страстное патриотическое признание: было единство - залог государственной мощи страны, сейчас его не стало; за исповедальность прозведения, за отсутствие самолюбования и претенциозности, я украшаю венок золотым колосом пшеницы. Теперь делаю для себя ещё одно открытие о характере Автора: ему удалось слить требования долга с потребностями своего внутреннего состояния.
О величайшем таланте этого сына времени можно говорить бесконечно! Ведь его слова, прозвучавшие в далёком прошлом, живут в настоящем, высвечивая путь в будущее. От них невозможно дистанцироваться, золотой россыпью они вошли в нашу жизнь. Например, одним из излюбленных выражений его является « ищучи себе чти». Значит, поиски чести - одна из главнейших забот русичей. Честь для автора –человека не родовая привилегия, а общенародное достояние, и нет ничего страшнее её утраты. Убеждена, что такие слова «не лепечут рабским языком». Это поэтическое произведение, похожее на поэму, искусно сотканную из величественных образов, лирических отступлений и горячей, взволнованной речи мог создать только высокообразованный человек! А значит, на Руси можно было получить серьёзное образование.
Только очень уверенный в себе человек, а именно таким, по моему мнению, был Автор, мог отречься от «замышления» Бояна, от стандартной аллегорической манеры. Его роскошные слова, будто спелые колосья, тяжелы от мысли. Чтобы обрисовать обстановку в Южной Руси и в половецкой степи, ему понадобилось всего двенадцать слов: «кони ржут за Сулою», «звенит слава в Кыеве», «трубы трубят в Нрвеграде», «стоят стязи в Путивле». Как это ему удалось? Это человек проницательный, наделенный глубокой богатой мыслью. Это человек требовательный: он ждет от читателя напряженного и пытливого внимания. Так пусть же в венке для него появятся васильки.
Души высокая свобода породила в Авторе тончайший психологизм, умение проникнуть в тайники человеческого сердца. Трагизм судьбы отечества слышится в плаче Ярославны, ее мольба летит сперва к Дунаю, к ее родителю, могучему князю Карпатской Руси. И лишь после этого - на берега мрачной Каялы-реки. Символ! Омочив "бебрян рукав" в живой воде отцовского сочувствия и помощи, Ярославна затем только полетит на Каялу - отереть кровавые раны супруга. И вдруг очень явственно начинает ощущаться мною чудодейственная животворящая сила заклинания Ярославны, обращаемого к Ветру, Днепру, Солнцу. Я в очередной раз переполняюсь благодарностью Автору за приобщение к духовной всенародной жизни, за умение выразить в плаче чаяния и настроения, свойственные всем женам и матерям воинов. Как православного человека в связи с этим меня очень интересует вопрос: какого вероисповедания Автор? Каким-то чудесным образом он совмещает христианско-языческое двоеверие. Как язычник, он именует половцев «погаными», в то же время в описании бегства Игоря из плена говорит «Бог путь кажет из земли Половецкой на землю Русскую». Удивительное сплетение языческих представлений о животных – тотемах, упомянутом уже заклинаний Ярославны, с христианским желанием князя поклониться иконе Святой Богородицы в православном храме! Размышляю и прихожу к выводу: никакого тут двоеверия автора нет! Да ,нет! И пусть уживаются на страницах с Богом, Творцом, Владыкой Царства небесного славянские божества - Даждьбог, Стрибог, пусть веют ветры Стрибожи. Всё это лишь порождает мироощущение, свойственное восприятию всего мира как живого. А разве не так в нас растекается стихия жизни, когда мы, православные, в восторге замираем перед желтоглазой ромашкой, величественным дубом, бескрайним русским полем, бушующим гневным морем? Точно так же всё оживает, кажется прекрасным, а иногда и страдающим существом. Я долго выбираю цветок, чтобы вплести в венок Автору –сыну Отечества. Пусть это будет лилия, любимый цветок Богородицы. Кажется. Что сам Господь поднял этого Человека в поднебесную высь и одновременно приблизил его так близко, что он видит сверкание шлемов и слышит свист стрел. Именно поэтому, изображая гибель, трагедию, Автору - этой сильной, заряженной оптимизмом личности, удаётся изобразить торжество жизни.
За чуткость и проницательность этого Человека, сумевшего соединить время, пространство, малейшее движение человеческой души, за умение досконально разбираться в оружии, военном деле и тактике, за живую природу, за народ и самого себя, . пусть венчает его венок душистый весенний пион.
В открытом финале «Слова» мне видится добрая, мудрая, ободряющая улыбка Автора –Человека. Наскоро простившись князем Игорем, понявшим многое и прозревшим, спешащим в Киев в храм Богородицы – защитницы пленных, уведённых в рабство, он дает каждому из нас возможность домыслить дальнейшие события. Уверена, что Автор уповает на нашу читательскую зрелость, на наш оптимизм, порожденный надеждой на возможность общерусского единства, на нашу веру в силу Божьего промысла, на наш юношеский порыв к добру, чистоте, свету!