Литературная игра по древнерусской поэмеСлово о полку Игореве.


Литературная игра по древнерусской поэме «Слово о полку Игореве».
План игры:
1.Блиц-опрос (вопросы для разминки)
2.Турнир капитанов.
3.Толковый словарь.
4.Картинная галерея.
5.Выразительное чтение.
6.Конкурс «Чьи слова?»
7.Перекрёстные вопросы
Цель игры: обогащение и систематизация знаний учащихся по содержанию поэмы.
Задачи игры: - углубить понимание идейно-художественного богатства поэмы;
-научить понимать замысел автора;
-выработать навык хорошей ориентации в тексте;
-развивать русскую речь, внимание;
-воспитывать глубоко нравственные качества личности(честность, патриотизм, порядочность).
Слово учителя: Сегодня мы проведём литературную игру по древнерусской поэме «Слово о полку Игореве». В нём будут участвовать два девятых класса, организованных в две команды, среди которых и проведём конкурс на лучшее знание поэмы. Ваши ответы будет оценивать жюри, которое в конце игры подведёт итоги.
1.Блиц-опрос.
1) Как звали вещего певца прославлявшего подвиги русских князей? (Боян)
2)Князем какого города был Игорь? (Новгород)
3)Как звали брата Игоря? (Всеволод)
4)Какой князь правил Киевом? (Святослав)
5)Как звали деда Игоря? (Олег)
6)Какое природное явление случилось перед походом Игоря? (затмение солнца)
7)Сколько дней длилась битва Игоря с половцами? (два дня)
8)Куда был ранен князь Игорь? (в левую руку)
9)Кто помог бежать Игорю из плена? (Овлур)
10)Как звали половецких ханов? (Гзак, Кончак)
11)Как звали жену князя Игоря? (Ярославна)
12)Город, где плакала Ярославна? (Путивль)
13)Какой напиток пили половцы? (Кумыс)
14)Столица Древней Руси? (Киев)
15)Как называется книга О.Сулейменова,где он исследовал «Слово…»? («Аз и я»)
16)В каком году был утерян оригинал «Слова о полку Игореве»? (1812)
17)Для кого была выполнена рукописная копия «Слова…»? (для Екатерины 2-ой)
2.Турнир капитанов.
1)Составить план «Слова о полку Игореве». (5 баллов)
2)Аргументированный ответ. (дать полный, развёрнутый ответ на вопрос) (1 балл за правильный ответ)
Капитан 1-ой команды:
- Какова главная идея «Слова…»?
- Какой вред принёс князь Игорь русскому народу своим необдуманным поступком – походом против половцев?
Капитан 2-ой команды:
- Как ты понимаешь слова князя Игоря «Испить златым шеломом Дону».
- В учебнике есть такие слова : «Тогда же , ещё на поле битвы, Кончак взял свата своего Игоря на поруки, ибо был он ранен.» Какие родственные отношения были между Игорем и ханом Кончаком?
3.Картинная галерея. (5 баллов)
Каждая команда знакомит с домашним заданием – иллюстрациями к поэме.
4.Толковый словарь. (1 балл за каждый правильный ответ)
1) бояре – высший слой общества
2) дружина – княжеское войско
3) знамение – предзнаменование, знак
4) воевода – начальник войска
5) скорбь – печаль
6) ибо – так как
7) брань – война, битва
8) векша – белка
9) паволока – шёлковая ткань
10) бебрян рукав – шёлковый рукав
11) причитает – плачет, приговаривая
12) млад – молодой
13) почнут – начнут
5. Выразительное чтение. (5баллов)
Участники этого конкурса читают отрывки из поэмы.
6. Конкурс «Чьи слова?»
Представители команд должны назвать героя поэмы, которому принадлежат данные слова:
«Преломить копьё своё
Вместе с вами, русичи, хочу я
На конце неведомого поля!»
(Князь Игорь)
«Снилось мне, - он сказывал боярам,
Что меня на кипарисном ложе,
На горах, здесь в Киеве, ох, чёрным
Одевали с вечера покровом.» (Князь Святослав)
«По Дунаю ласточкой помчусь я,
Омочу бебрян рукав в Каяле,
Оботру кровавы раны князю
На белом его могучем теле!»
(Ярославна)
«Выходи, князь Игорь, из полона».
(Лавр)
«Коль сокол к гнезду летит, урвался,
Уж млада соколика не пустим,
А поставим друга в чистом поле,
Расстреляем стрелами златыми».
(Хан Гзак)
7. Перекрёстные вопросы.
Участники обеих команд задают друг другу по два вопроса:
1)Как фамилия человека, который нашёл «Слово о полку Игореве»?
2)Почему соотечественники простили Игорю его проступок?
1)Кто перевёл на казахский язык «Слово о полку Игореве»?
2)Когда вернулся на Родину Владимир Игоревич?
После окончания игры подводятся итоги и награждается команда-победительница.