Использование дидактических игр для коррекции речевых нарушений.


Использование дидактических игр
для коррекции речевых нарушений.
Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы.
Значение игры в период детства неоценимо. Она является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться ее светом должны помочь мы, педагоги.
Я работаю в логопедическом пункте с детьми с ОНР и ФФН. В настоящее время уделяется пристальное внимание развитию речи. И считаю, что важно не упустить время становления познавательно-речевого развития детей.
Однако далеко не все дети дошкольного возраста могут овладевать речевыми умениями и нормами. При стихийном речевом развитии немногие дети достигают высокого речевого уровня, только специальное обучение, когда ребенок вовлекается в речевую работу, может помочь развить у ребенка все стороны речи. Все современные технологии это не просто обучение, а приобщение маленького человека к жизни. Такие технологии ориентируют на индивидуальность ребенка, активизируют его мозг, способствуют становлению речи.
Для реализации своих задач использую развивающую среду, технические средства и дидактические игры, с помощью которых добиваюсь эффективных результатов в развитии речи.
Дидактические игры использую для профилактики речевых нарушений, обучения звукопроизношения, закрепления знаний, умений, навыков связной речи.
Дидактические игры заинтересовывают детей, активизируют память и внимание; меньше утомляют детей; помогают грамматически правильно говорить; развивать и закреплять четкое произношение звуков родного языка; учить различать твердые и мягкие звуки; учить составлять схему слова, закреплять поставленные звуки. Для активизации познавательно - речевой активности создаю необходимые условия, в которых ребенок развивает свои интеллектуально - творческие способности.
В настоящее время уклад жизни изменился, огрубели нравы общества, нарушилась культура и речевые традиции. Поэтому нам, педагогам, важно ориентироваться на интересы ребенка, содержание игр, использование новых технологий, форм методов обучения и приемов в развитии игровых умений.
В дошкольном возрасте дети способны запомнить то, что говорят и показывают взрослые, исправляют допущенные ошибки. Подражая взрослым, дети приобщаются к истокам народной культуры, добру, красоте, игре, экспериментированию и т.д.
Весело играя, дети с желанием включаются в процесс обучения. Чтобы ребенок меньше огорчался из-за того, что неправильно произносит слова, я использую в работе дидактические игры, которые способствуют созданию условий для самоорганизации. Перед игрой ставлю различные задачи (пробудить интерес, развлечь детей, доставить радость, воодушевить, помочь правильно разговаривать, совершенствовать координацию и др.) На основе полученных знаний, во время проведения дидактических игр дети учатся действовать по правилам, выразительно передают разные образы, ритмично выполняют движения, согласовывают их с текстом, ориентируются в пространстве и т.п.
Играя, дети становятся вежливыми, сдержанными, активными, сознательными, самостоятельными, умеющими найти нужную информацию, готовы помочь соперникам, могут использовать свои знания, стремятся улучшить свой результат или победить.
Но играя самостоятельно, старшие дети не всегда хотят соблюдать правила игры. Особое внимание обращаю на честность, требовательность друг к другу, внимательность, критическое отношение к сверстникам.
Правильный подбор дидактических игр умелая их организация оказывают огромное влияние на дошкольника: дети учатся играть, слышать себя, слушать и понимать других.
Таким образом: роль дидактических игр в познавательном - речевом развитии дошкольников имеет огромное значение, с их помощью они получают необходимые знания.
Дидактические игры, способствуют раскрытию индивидуальных способностей, развитию интеллектуального и творческого потенциала и активности, помогают реализовать личностные способности каждого ребенка.