Дополнительная образовательная программа Вышли пальчики гулять подготовка руки дошкольников к письму

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия «Перспектива» г.о.Самара
__________________________________________________________________

Утверждена на заседании
педагогического совета
МОУ гимназии «Перспектива»
протокол №1 от 30.09.2008г.





«Вышли пальчики гулять»
подготовка руки дошкольника к письму

Дополнительная образовательная программа











Автор программы:
Скоробогатая Н.М.
учитель начальных классов
МБОУ гимназии «Перспектива»






Введение
Переход от дошкольного детства к школьному, характеризуется решительным изменением места ребёнка в системе доступных ему отношений и всего образа его жизни. Для ребёнка учение не просто деятельность по усвоению знаний и не только способ подготовки себя к будущему, оно осознаётся и переживается ребёнком как его собственная трудовая обязанность, как его участие в повседневной жизни окружающих людей. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, успех или неуспех в школьных делах имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения - это не только вопросы образования, интеллектуального развития ребёнка, но и формирование его личности.
В связи с этим остро стоит проблема подготовки ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности к обучению является уровень умственного развития. Однако готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.
Готовность к обучению определяется пониманием ребёнком смысла учебных задач, их отличие от практических, осознанием способов выполнения действия, навыком самоконтроля и самооценки, развитием волевых качеств, умением наблюдать, слушать, запоминать, добиваться решения поставленных задач.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к обучению в школе. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.
Программа «Вышли пальчики гулять» обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Данная программа позволяет разнообразить деятельность ребёнка на занятиях, способствует появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создаёт условия для самовыражения учащихся, что позволит в дальнейшем, адаптироваться к школьному обучению.
Программа рассчитана на подготовку детей 5 - 6 летнего возраста к письму и ориентирована на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. В течение пяти лет на подготовительных курсах МОУ гимназии «Перспектива», велась работа по отбору заданий, упражнений, игр, которые способствовали бы общему развитию ребёнка и помогали подготовиться к овладению навыком письма. При выборе игр и упражнений учитываются возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком трудные игры и упражнения не вызывают у детей интереса.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной технике письма. Поэтому мы не ставили целью бучить детей писать прописные буквы и даже их элементы. Линия, а не клетка для печатания буквы тоже взята не случайно. По клеткам писать букву проще, для развития глазомера, правильного наклона целесообразнее писать буквы в линейке.
Достаточно много внимания мы уделяем штриховке. Штриховка развивает глазомер, закрепляет необходимые в обучении письму понятия «справа», «слева», «вверх», «вниз». Задания по штриховке включены практически во все занятия.
Различные графические упражнения, также способствуют развитию мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания. Задания даются от простого – к сложному. Кроме того, есть задания, которые учат ребёнка синтезировать и анализировать группы предметов, обобщать. Иллюстрации предметов, содержащих в названии изучаемый звук и букву, объединены тематической группой: овощи, насекомые, одежда, мебель, музыкальные инструменты. Это позволяет вести работу по развитию речи ребёнка, пополнять его словарный запас, расширять представления об окружающем мире.
На занятии ребята учатся соотносить звук и букву, выделять мягкие и твёрдые согласные. Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы, и не смешивать их.

Паспорт программы
По направлению деятельности – социально – педагогическая.
По возрасту – для детей 5-6 лет.
По полу - смешанная.
По продолжительности реализации – одногодичная.
По форме реализации – коллективная, групповая, индивидуальная.
По уровню освоения содержания предметной деятельности – ознакомительная, общекультурная.
По уровню реализации – учрежденческая.
Вид программы – авторская.









Пояснительная записка
Целевое назначение программы
Цель программы: личностное развитие дошкольника, интеллектуальная готовность к школьному обучению, его адаптация к условиям школы.

2. Задачи образовательной деятельности
Образовательные (учебные) задачи
- знакомство с основными элементами графической системы и отработка
их начертания;
- формирование умения соотносить звук и букву, интонировать звук в составе целого слова;
- изучение пространственных отношений:выше, ниже, справа, слева, между и т.д.;
- формирование правильной посадки за партой и пользования письменными принадлежностями;
Развивающие задачи
- развитие графических навыков, моторики;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие психических качеств: памяти, мышления, внимания;
- развитие внимательности через познания деталей;
- развитие воображения;
Воспитательные задачи
- формирование навыков учебной самостоятельности, самооценки;
- воспитание коммуникативных навыков;
- развитие трудолюбия, находчивости, прилежания;

Принципы обучения
Автор образовательной программы при создании и формировании её содержания руководствовался следующими принципами:
- соответствия возрастным возможностям и уровню подготовленности обучающихся, означающего, если материал, которым обучающиеся овладевают, слишком лёгок, то и знания, и познавательные силы растут медленно, несоразмерно с их возможностями.
- принцип гуманистичности и природосообразности, обеспечивающий приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;
- принцип научности, проявляющийся в соответствии предлагаемых для изучения в образовательной программе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
- принцип последовательности, заключающейся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
- системности, предполагающей рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всего учебного курса и всего содержания обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
- связи с жизнью, как способа верификации (проверки) действенности изучаемых знаний и формируемых умений, и как универсального средства подкрепления образования реальной практикой;
- доступности, определяемой структурой учебного плана образовательной программы, способом изложения научных знаний, порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов, а также способами овладения практическими умениями и навыками;
- творческий, развивающий характер обучения;
- сочетание коллективного, группового и индивидуального характера обучения;
- активность и самостоятельность обучающихся в работе;


Организационно-педагогические условия реализации программы
Особенности набора детей в коллектив: набор детей производится свободно
Возраст воспитанников – дошкольники
Пол воспитанников – смешанный состав групп
Количество воспитанников в группе – 8-12 человек (возможно присутствие на занятиях родителей)
Количество занятий:
В неделю – 1 час
На год – 36 часов
Продолжительность занятия - 25 минут
Формы проведения занятий: сочетание различных форм работы с воспитанниками: групповые, индивидуальные.
Формы, методы, педагогические технологии, обеспечивающие реализацию программы
Основной принцип построения программы это целостно – ориентированное и здоровьесберегающее обучение.
Личностно – ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребёнка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий её развития, реализация имеющихся природных потенциалов. Личность ребёнка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность, и всё это важнейшие качества формируются не только в процессе специальных занятий, а в главной деятельности дошкольника – в игре.
С учётом возраста детей предусмотрены следующие формы организации обучения:
- Сообщения, беседы нацелены на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать;
- диалог, обсуждение помогают: развивать речь, учат доказывать свои суждения;
- организация игровых ситуаций, состояний с активным движением помогают: приобрести опыт взаимодействия, принимать решения;
- различные смотры достижений помогают: доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения, оценивать себя и других:
- включение детей в творческий процесс направлено: на развитие творческих способностей;

Формы и методы оценки результативности образовательной деятельности
Основной формой материализации успехов ребёнка является самостоятельное выполнение им тестовой работы по итогам изученного материала. Тестовые работы содержат задания, позволяющие определить, как обучаемый продвигается в развитии моторики, внимания, интеллектуальных и творческих способностей.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Вышли пальчики гулять».

п/п

Тема
Количество
часов
Дидактическая обеспеченность
Контрольная оценочная деятельность

1
Знакомство с предметом. Штриховка. Контур. Правила посадки при письме.
1
Рабочая тетрадь с.4-5
беседа

2
Входящий тест
1

тестовая диагностика

3
Звуки и буквы. Слова длинные и короткие.
1
Рабочая тетрадь с.6-7
устный опрос

4
Пространственные отношения: выше, ниже, справа, слева, по середине, между.
1
Рабочая тетрадь с.8-9
внешний контроль

5
Звук [а], буква А. Фрукты.
1
Р.т. с.10-11
индивидуальный контроль

6
Звуки [о], [э]. Буквы О, Э. Электроприборы.
1
Р.т. с.12-13
устный опрос

7
Звуки [и], [ы]. Буквы И, Ы, А, О, Э.
1
Р.т. с.14-15
беседа

8
Звук [у]. Буква У. Посуда.
1
Р.т. с.16-17
устный опрос

9
Звуки [м], [м’]. Буква М. Твёрдые и мягкие согласные. Насекомые.
1
Р.т. с.20-21
сигнальные карточки

10
Звуки [н], [н’]. Буквы Н, М. Согласные звуки и буквы. Слоги.
1
Р.т. с.22-23
индивидуальная работа

11
Звуки [п], [п’]. Буквы П, Н, М. Птицы.
1
Р.т. с.24-25
беседа

12
Звуки [т], [т’]. Буквы Т, П, Н, М. Транспорт.
1
Р.т. с.28-29
устный опрос, взаимопроверка

13
Звуки [к], [к’]. Слова с изученными буквами. Геометрические фигуры.
1
Р.т. с. 30-31
сигнальные карточки

14
Звуки [х], [х’]. Буква Х. Письмо слов с изученными буквами.
1
Р.т. с. 32-33
Индивидуаль
ная работа

15
Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф. Слоги с буквой Ф.
1
Р.т. с. 34-35
беседа

16
Звук [й’]. Буквы Й и И.
1
Р.т. с. 36-37
устный опрос

17
Звуки [й’о], [й’э]. Буквы Е, Е. Деревья.
1
Р.т. с. 38-39
Индивидуаль
ная работа

18
Звуки [й’у]. Буква Ю. Слоги. Одежда.
1
Р.т. с. 40-41
беседа

19
Звуки [й’а]. Буква Я. Слоги. Музыкальные инструменты.
1
Р.т. с 42-43
Индивидуаль
ная работа

20
Звуки [л], [л’]. Буква Л. Слоги. Школьные принадлежности.
1
Р.т. с. 44-45
устный опрос, взаимопроверка

21
Звуки [в], [в’], [ф], [ф’]. Буквы В, Ф. Слоги. Мебель.
1
Р.т. с. 46-47
беседа

22
Звуки [щ’], [ч’]. Буквы Ч, Щ. Слова с изученными буквами. Рыбы.
1
Р.т. с. 48-49
сигнальные карточки

23
Звуки [б], [б’]. Буква Б. Хлебобулочные изделия.
1
Р.т. с 50-51
беседа

24
Звуки [д], [д’]. Буква Д. Слова с буквой д.
1
Р.т. с. 52-53
устный опрос

25
Звуки [с], [с’]. Буква С.
1
Р.т. с. 54-55
беседа

26
Звук [ц]. Буква Ц. Слоги.
1
Р.т. с 56-57
сигнальные карточки

27
Звуки [г], [г’]. Буква Г. Слоги. Явления природы.
1
Р.т. с. 58-59
устный опрос, индивидуальная работа

28
Звуки [з], [з’]. Буквы З, С, В. Животные.
1
Р.т. с. 60-61
беседа, взаимопроверка

29
Звук [ж]. Буква Ж.
1
Р.т. с. 64-65
сигнальные карточки

30
Звуки [р], [р’]. Буква Р.Слоги. Овощи.
1
Р.т. с. 66-67
устный опрос, взаимопроверка

31
32
Тестовые работы
2
Р.т. с 26-27
с. 68-69
тестовый контроль




Содержание программы.
Раздел 1. Слово
Звуки и буквы. Слова длинные и короткие. Слог.
Раздел 2. Звуки речи.
Гласные и согласные. Твёрдые и мягкие.


Раздел 3. Графический навык
Усвоение графического образа печатных букв. Совершенствование навыка написания букв, слогов, слов.
Раздел 4. Графические упражнения
Дорожки, штриховка, раскрашивание, рисование, графические узоры.
Ожидаемые результаты обучения
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
- правила посадки и правильное положение руки при письме;
- признаки гласных и согласных звуков;
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е,ё, я, ю, и.
- названия букв.
Ученики должны уметь:
- выделять изучаемый звук и обозначать его буквой;
- писать под диктовку буквы, слоги, слова;
- выполнять графические упражнения: штриховать, проводить линии по контуру, продолжать узор по образцу, детально срисовывать с образца фигуры и рисунки, дорисовывать недостающие элементы фигур;
- копировать буквы, слоги, слова;
- записывать пропущенные буквы, слоги, слова;
- анализировать, классифицировать и обобщать понятия.
15