Рабочая программа элективного курса внеурочной деятельности «Историческая персона XX века» для учащихся 11 класса.


Рабочая программа элективного курса внеурочной деятельности «Историческая персона XX века» для учащихся 11 класса.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Историческая персона XX века» для 11 класса составлена на основе:
Закона РФ «Об образовании» № 122 – ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004 года.
Федерального государственного стандарта
Вид реализуемой рабочей программы.
Рабочая программа элективного курса «Историческая персона XX века» имеет внешнюю рецензию.
Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. Учитель имеет возможность внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей образовательного учреждения и учащихся конкретного класса: изменить количество часов, типы и формы проведения уроков, корректировать контрольно – оценочную деятельность с учетом особенностей учащихся.
Цель учебного предмета и его назначение:
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. За скупыми строками учебников не всегда видны личности, без понимания мотивов и сущности деятельности которых сложно составить истинную картину исторической действительности. Этот недостаток призван преодолеть данный элективный курс.
Целью элективного курса является предоставление учащимся широкой фактологической базы, развитие познавательного интереса школьников к изучению истории России XX века
Познакомить учащихся с одним из наиболее ярких разделов истории России. Заинтересовать школьников личностью того или иного деятеля нашей истории, побудить к дальнейшему изучению его биографии, а через биографию – истории своего Отечества.
ВОСПИТАНИЕ уважения к историческому и культурному пошлому, осознания неразрывного единства истории с современностью.
развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.
РАЗВИТИЕ способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности.
ФОРМИРОВАНИЕ исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи предмета:
Способствовать воспитанию уважения к отечественной истории через уважение к заслугам отдельных исторических деятелей.
Способствовать формированию культуры работы с историческими источниками, литературой, выступления на семинарах, ведения дискуссий, поиска и обработки информации.
Способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Развивать у школьников навыки источниковедческого и историографического исследования при знакомстве с документальными свидетельствами, а также работе со справочными и картографическими материалами.
Рабочая программа предусматривает использование следующих технологий:
Технология проблемного обучения (И. Я. Лернер, М. И. Махмутов)
Технология личностного ориентированного обучения и воспитания (Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, И. С. Якиманская, Н. Е. Шуркова)
Технология сотрудничества ( Ш. А. Амонашвили, И. Б. Первин)
Игровые технологии (С. Л. Шмаков)
Технология самостоятельной работы (П. И. Пидкасистый)
Групповые технологии (В. К. Дьяченко, К. Б. Первин)
Интерактивные технологии.
Предусматриваются индивидуальные, групповые, фронтальные формы работы
учащихся через самостоятельную, дискуссионную, информационную, исследовательскую деятельность.
Курс рассчитан на 34 часа изучения в 11 классе по 1 часу в неделю и предполагает изучение жизни и деятельности основных исторических личностей нашего Отечества XX века.
Ожидаемые результаты реализации программы.
После завершения курса учащиеся должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками:
Знаниями о великих личностях XX века
Работать с географическими и историческими картами;
Овладение терминами, связанными с изучаемой тематикой;
Выступать с сообщениями;
Самостоятельный поиск информации по предложенной тематике, ее критический анализ и отбор необходимых фактов и мнений
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.
1) Специализированная мебель и учебно-практическое оборудование.
- Компьютерный раскладной столик.
- Раздвижная доска.
- Штатив для карт и проекционного экрана.
2) Технические средства обучения
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран проекционный
Содержание курса.
Раздел №1. Россия в начале XX века. (12 ч.)
Тема №1. Роль личности в истории. (1 ч.)
Человек – продукт среды и обстоятельств. Личность и общество. Личность и «микросреда». Личность – существо активное. Личность изменяет обстоятельства и формирует само общество.
Тема №2. Критерии причисления к историческим личностям. (1ч.)
Необходимость обществу. Движение общества вперед. Способность удовлетворять общественные потребности. Обладание незаурядными способностями и личными качествами.
Тема №3. Николай II. Распутин Григорий Ефимович (Новых) (2 ч.)
Николай II. Детство. Юность. Начало царствования. Внутренняя и внешняя политика. Отречение. Трагическая гибель. Канонизация. Распутин Г.Е. Вне Петербурга. Царский фаворит. «Распутинщина».
Тема №4. Витте Сергей Юльевич. (1 ч.)
Граф Витте. Детство. Юность. Экономическая платформа. Основные реформы. Внешняя политика. Отставка.
Тема №5. Столыпин Петр Аркадьевич. (1 ч.).
Реформатор или палач? Детство. Юность. На посту губернатора. Аграрная реформа. Жесткая внутренняя политика. Убийство в Киеве.
Тема №6. Ульянов (Ленин) Владимир Ильич. (1 ч.).
Детство. Юность. Начало революционной деятельности. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Шушенское. За границей. Второй съезд РСДРП. Партия «нового типа». Октябрьское вооруженное восстание. Во главе государства. Публицист.
Тема №7. Мартов Л. (Цедербаум Юлий Осипович). (1 ч.).
Детство. Юность. Начало революционной деятельности. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Редакция газеты «Искра». Лидер меньшевиков. Петербургский Совет рабочих депутатов. ВЦИК. Эмиграция.
Тема №8. Семинар «Защитники Отечества» (2 ч.).
Макаров Степан Осипович. Кондратенко Роман Исидорович. Брусилов Алексей Алексеевич.
Тема №9. Циолковский Константин Эдуардович. (1 ч.).
Детство и юность. Творческая деятельность в Калуге. Ракеты для полетов в космос. Рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения. «Космическая философия». Идеи Циолковского.
Зачет «Россия в начале XX века». (1 ч.).
Раздел №2. Россия в годы революции и гражданской войны. (7 ч.).
Тема №10. Керенский Александр Федорович. (1 ч.).
Детство и юность. Депутат. Масоны России. Эсер. Февральская революция. Директория. Нелегальное положение. Эмиграция.
Тема №11. Чернов Виктор Михайлович. (1 ч.).
Детство. Юность. Член партии эсеров. Член Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство. Председатель Учредительного собрания. Эмиграция. Движение Сопротивления. Последние годы жизни.
Тема №12. «Белые». (2 ч.).
Корнилов Лавр Георгиевич. Деникин Антон Иванович. Юденич. Врангель Петр Николаевич. Колчак Александр Васильевич.
Тема №13. «Красные». (2 ч.).
Тухачевский Михаил Николаевич. Фрунзе Михаил Васильевич. Уборевич Иераним Петрович. Блюхер Василий Константинович. Буденный Семен Михайлович. Ворошилов Климент Ефремович. Якир Иона Эммануилович.
Зачет «Россия в годы революции и гражданской войны». (1 ч.).
Раздел №3. СССР и Россия в XX веке. (15 ч.).
Тема №14. Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович. (1 ч.).
Детство и юность. Начало революционной деятельности. Годы русских революций. В первом советском правительстве. Гражданская война. Внутрипартийная борьба. Индустриализация, коллективизация, «большой террор». Период Великой Отечественной войны. Политические просчеты Сталина.
Тема №15. Советские военачальники. (2 ч.).
Жуков Георгий Константинович. Василевский Александр Михайлович. Ватутин Николай Федорович. Рокоссовский Константин Константинович. Ковпак Сидор Артемьевич.
Тема №16. Хрущев Никита Сергеевич. (1 ч.).
Детство и юность. На партийной работе. Период Великой Отечественной войны. В борьбе за власть. XX съезд КПСС. Попытка модернизации. Отставка.
Тема №17.Брежнев Леонид Ильич. (1 ч.).
Детство и юность. Политическая деятельность на Украине. Период Великой Отечественной войны. У власти. «Развитой социализм», «застой». Внешняя политика.
Тема №18. Советские и российские политические деятели. (6 ч.).
Бухарин Николай Иванович. Зиновьев (Радомысльский) Григорий Евсеевич. Каменев (Розенфельд) Лев Борисович. Калинин Михаил Иванович. Каганович Лазарь Моисеевич. Киров (Костриков) Сергей Миронович. Косыгин Алексей Николаевич. Андропов Юрий Владимирович. Горбачев Михаил Сергеевич. Ельцин Борис Николаевич. Путин Владимир Владимирович.
Тема №17. Советская «машина репрессий». (1 ч.).
Дзержинский Феликс Эдмундович. Ежов Николай Иванович. Ягода Генрих Генрихович. Берия Лаврентий Павлович. Вышинский Андрей Януарьевич.
Тема №18. Семинар « Гордость России». (2 ч.).
Алферов Жорес Иванович. Капица Петр Леонидович. Басов Николай Геннадьевич. Бердяев Николай Александрович. Вавилов Николай Иванович. Гагарин Юрий Алексеевич. Калашников Михаил Тимофеевич. Королев Сергей Павлович. Взаимоотношения с властью.
Зачет «СССР и Россия в XX веке». (1 ч.).
Литература:
Энциклопедический справочник. Краткая история России /Авт.-сост.: А.Н. Гордиенко. – Мн.: Современный литератор. 2002.
Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьба реформ в России. М., 1991.
Боханов А.Н. Император Николай II. М., 1998.
Зырянов П.Н. Петр Столыпин. Политический портрет. М., 1992.
Бордюков Г.А., Ушаков А.И., Чураков В.Ю. Белое дело: идеология, основы, режимы власти // Историографические очерки. М., 1998.
Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994.
Иоффе Г.З. Семнадцатый год: Ленин, Керенский, Корнилов. М., 1995.
Такер Р. Сталин: Путь к власти. М., 1994.
Волкогонов Д.А. Сталин. Политический портрет. В 2 кн. М., 1997.
Волкогонов Д.А. Троцкий. Политический портрет. В 2 кн. М., 1997.
Коэн С. Бухарин. Политическая биография. М., 1988.
Жуков Ю.Н. Тайны Кремля. Сталин. Молотов. Берия. Маленков. М., 2000.
Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. М., 1998.
Медведев Р.А. Н.С. Хрущев – политическая биография. М., 1990.
Соколов Б. Берия: Судьба всесильного наркома. М., 2003.
Адриянов В.И. Косыгин. М., 2003.
Алексеева Л. История инакомыслия в СССР. М., 1992.
Л.И. Брежнев. Материалы к биографии. М., 1991.
Волкогонов Д.А. Семь вождей. Галерея лидеров СССР. М., 1995.
Симанов С. Юрий Андропов. М., 2003.
Вяземский В.В., Елисеева Н.В. СССР – Россия: от М.С. Горбачева до В.В. Путина. М., 2003.
Млечин Л.М. Формула власти: От Ельцина к Путину. М., 2000.
Календарное учебно – тематическое планирование
элективного курса «Историческая персона XX века»
для 11 класса
№ Раздел, тема урока. Кол.
часов Элементы содержания. Вид контроля. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам. Дата.
Раздел №1. Россия в начале XX века.
12 1 Роль личности в истории. 1 Человек – продукт среды и обстоятельств. Личность и общество. Личность и «микросреда». Личность – существо активное. Личность изменяет обстоятельства и формирует само общество. Беседа. Знать: цели и задачи курса; основные разделы, методы исследования.
Уметь: выделять главную мысль, идею, анализировать информацию. 2 Критерии причисления к историческим личностям 1 Необходимость обществу. Движение общества вперед. Способность удовлетворять общественные потребности. Обладание незаурядными способностями и личными качествами. Таблица. Знать: основные критерии причисления к историческим личностям.
Уметь: анализировать информацию, представленную в таблице. 3 Николай II. Распутин Григорий Ефимович (Новых) 2 Николай II. Детство. Юность. Начало царствования. Внутренняя и внешняя политика. Отречение. Трагическая гибель. Канонизация. Распутин Г.Е. Вне Петербурга. Царский фаворит. «Распутинщина».
Беседа, схема. Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.
Уметь: анализировать учебный материал, составляя схему. 4 Витте Сергей Юльевич. 1 Граф Витте. Детство. Юность. Экономическая платформа. Основные реформы. Внешняя политика. Отставка.
Беседа, таблица. Анализ исторической литературы и исторических источников. Знать: основные факты жизни и деятельности Витте.
Уметь: анализировать исторические источники. 5 Столыпин Петр Аркадьевич. 1 Реформатор или палач? Детство. Юность. На посту губернатора. Аграрная реформа. Жесткая внутренняя политика. Убийство в Киеве.
Эвристическая беседа, карта. Анализ исторической литературы и исторических источников. Знать: основные факты жизни и деятельности Столыпина.
Уметь: анализировать исторические источники. 6 Ульянов (Ленин) Владимир Ильич. 1 Детство. Юность. Начало революционной деятельности. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Шушенское. За границей. Второй съезд РСДРП. Партия «нового типа». Октябрьское вооруженное восстание. Во главе государства. Публицист.
Решение П.З. Карта. Анализ исторической литературы и исторических источников. Знать: основные факты жизни и деятельности Ленина.
Уметь: анализировать исторические источники. 7 Мартов Л. (Цедербаум Юлий Осипович). 1 Детство. Юность. Начало революционной деятельности. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Редакция газеты «Искра». Лидер меньшевиков. Петербургский Совет рабочих депутатов. ВЦИК. Эмиграция.
Эвристическая беседа, карта. Анализ исторической литературы и исторических источников. Знать: основные факты жизни и деятельности Мартова.
Уметь: анализировать исторические источники. 8 Семинар «Защитники Отечества» 2 Макаров Степан Осипович. Кондратенко Роман Исидорович. Брусилов Алексей Алексеевич.
Решение П.З. Карта. Анализ исторической литературы и исторических источников. Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.
Уметь: анализировать учебный материал, составляя схему. 9 Циолковский Константин Эдуардович. 1 Детство и юность. Творческая деятельность в Калуге. Ракеты для полетов в космос. Рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения. «Космическая философия». Идеи Циолковского.
Подготовка и обсуждение сообщений учащихся. Знать: основные факты жизни и деятельности Циолковского.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 10 Зачет «Россия в начале XX века». 1 Тест. Раздел №2. Россия в годы революции и гражданской войны. 7 11 Керенский Александр Федорович. 1 Детство и юность. Депутат. Масоны России. Эсер. Февральская революция. Директория. Нелегальное положение. Эмиграция.
Подготовка и обсуждение сообщений учащихся. Знать: основные факты жизни и деятельности Керенского.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 12 Чернов Виктор Михайлович. 1 Детство. Юность. Член партии эсеров. Член Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Временное правительство. Председатель Учредительного собрания. Эмиграция. Движение Сопротивления. Последние годы жизни.
Подготовка и обсуждение сообщений учащихся. Знать: основные факты жизни и деятельности Чернова.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 13 «Белые». 2 Корнилов Лавр Георгиевич. Деникин Антон Иванович. Юденич. Врангель Петр Николаевич. Колчак Александр Васильевич.
Эвристическая беседа, карта. Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.
Уметь: анализировать учебный материал, работать с картой. 14 «Красные». 2 Тухачевский Михаил Николаевич. Фрунзе Михаил Васильевич. Уборевич Иераним Петрович. Якир Иона Эммануилович.
Эвристическая беседа, карта. Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.
Уметь: анализировать учебный материал, работать с картой. 15 Зачет «Россия в годы революции и гражданской войны».
1 Тест. 16 Раздел №3. СССР и Россия в XX веке. 15 17 Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович. 1 Детство и юность. Начало революционной деятельности. Годы русских революций. В первом советском правительстве. Гражданская война. Внутрипартийная борьба. Индустриализация, коллективизация, «большой террор». Период Великой Отечественной войны. Политические просчеты Сталина.
Подготовка и обсуждение сообщений учащихся. Знать: основные факты жизни и деятельности Сталина.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 18 Советские военачальники. 2 Жуков Георгий Константинович. Василевский Александр Михайлович. Ватутин Николай Федорович. Рокоссовский Константин Константинович. Ковпак Сидор Артемьевич.
Эвристическая беседа, карта. Таблица. Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.
Уметь: анализировать учебный материал, работать с картой. 19 Хрущев Никита Сергеевич. 1 Детство и юность. На партийной работе. Период Великой Отечественной войны. В борьбе за власть. XX съезд КПСС. Попытка модернизации. Отставка.
Эвристическая беседа, карта. Знать: основные факты жизни и деятельности Хрущева.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 20 Брежнев Леонид Ильич. 1 Детство и юность. Политическая деятельность на Украине. Период Великой Отечественной войны. У власти. «Развитой социализм», «застой». Внешняя политика.
Эвристическая беседа, карта. Знать: основные факты жизни и деятельности Брежнева.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 21 Советские и российские политические деятели. 6 Бухарин Николай Иванович. Зиновьев (Радомысльский) Григорий Евсеевич. Каменев (Розенфельд) Лев Борисович. Калинин Михаил Иванович. Каганович Лазарь Моисеевич. Киров (Костриков) Сергей Миронович. Косыгин Алексей Николаевич. Андропов Юрий Владимирович. Горбачев Михаил Сергеевич. Ельцин Борис Николаевич. Путин Владимир Владимирович.
Подготовка и обсуждение сообщений учащихся. Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 22 Советская «машина репрессий». 1 Дзержинский Феликс Эдмундович. Ежов Николай Иванович. Ягода Генрих Генрихович. Берия Лаврентий Павлович. Вышинский Андрей Януарьевич.
Подготовка и обсуждение сообщений учащихся. Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 23 Семинар « Гордость России». 2 Алферов Жорес Иванович. Капица Петр Леонидович. Басов Николай Геннадьевич. Бердяев Николай Александрович. Вавилов Николай Иванович. Гагарин Юрий Алексеевич. Калашников Михаил Тимофеевич. Королев Сергей Павлович. Взаимоотношения с властью.
Эвристическая беседа, карта. Дискуссия (дебаты). Знать: основные факты жизни и деятельности, представленных в данной теме исторических личностей.
Уметь: анализировать точки зрения современников и историков, формулировать собственную позицию. 23 Зачет «СССР и Россия в XX веке». 1 Тест Итого: 16 часов за первое полугодие.
Итого: 18 часов за второе полугодие.
Всего: 34 ч. за год.
Организация текущего и промежуточного контроля знаний.
№ Тема раздела Тема урока Вид контроля Сроки проведения
1 Раздел №1. Россия в начале XX века.
Зачет «Россия в начале XX века». Тест. 2 Раздел №2. Россия в годы революции и гражданской войны. Зачет «Россия в годы революции и гражданской войны».
Тест. 3 Раздел №3. СССР и Россия в XX веке. Зачет «СССР и Россия в XX веке». Тест.