Конспект урока по изобразительному искусству на тему Ты – архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление


Изобразительное искусство 7 класс
УРОК № 27-28
ТЕМА УРОКА. 
Тип урока  Урок обобщения и систематизации изученного
Цели деятельности учителя Формировать представление о единстве эстетического и функционального в объёмно-пространственной организации среды жизнедеятельности человека; учить видеть природно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города; развивать конструктивно-пространственное мышление, художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• пользоваться необходимой информацией;
• совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией;
• реализовать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности
Познавательные:
• выдвигать версии образно-художественной осмысленности простейших плоскостных композиций.
Регулятивные:
• определять цель, проблему в учебной деятельности, работать по плану, сверяясь с целью;
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей).
Коммуникативные:
• организовывать работу на уроке, обмениваться мнениями;
• самостоятельно сравнивать объекты по природно-экологическим, историко-социальным и иным параметрам;
• излагать своё мнение в диалоге • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• понимать значение знаний для человека,
выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
• иметь мотивацию к учебной деятельности
Методы и формы обучения Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, беседа. Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Образовательные ресурсы • Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
• Режим доступа: http://www.artsait.ru
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: бумага, карандаш, ножницы, клей, нож для бумаги
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентации «Мир в миниатюре», «Как выполнить развёртку», «Примеры выполнения макета»
Основные понятия и термины Конструктивные элементы. Несущие конструкции - опоры, столбы, колонны. Горизонтальные части - балки и перекрытия. Ландшафт. Градостроительство
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Подготовка учащихся к изучению нового материала
Читает стихотворение, направленное на раскрытие темы урока.
Колонны, портики и шпили
Архитектура разных стилей.
Соборы, здания, проспекты
Всплеск мысли, зодчества проекты.
Кариатиды и атланты -
Следы застывшего таланта.
В полете замершие звуки.
Плоды строительной науки,
Волшебных снов изображенье,
Свободной мысли выраженье. Проектировщиков искусство
В сердцах людских разбудит чувство:
Благоговение, блаженство,
Непостижимость совершенства.
Фантазии людской полет
В шедеврах каменных живет'.
- Я думаю, что это стихотворение наиболее точно отображает нашу предстоящую деятельность.
Сегодня каждый из вас сможет почувствовать себя представителем самой удивительной профессии! Сегодня каждый из вас - архитектор! Слушают учителя. Ставят перед собой цель
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель, проблему в учебной деятельности; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Личностные: понимают значение знаний для человека; осознают свои интересы (архитектура как вид искусства)
II. Изу-чение нового материала
Объяснительно-иллюстратив-ный
- Прежде чем воплотить в жизнь свой замысел, архитектор создаёт уменьшенную версию своей идеи. Результат этого процесса - макет, визуальная объемная композиция по чертежам будущего строения. Необходима такая работа для того, чтоб устранить какие-либо неточности, неудобства будущего объекта еще на первом этапе его создания. Именно макетирование обеспечивает точный пере нос объекта с листов, с чертежей в реальное пространство.
Макет - это одно из средств выражения мысли, способ передачи информации. Он помогает выявить общие композиционные закономерности, уточняет пропорции, соотношения членений, их сомасштабность, а также найти противоречия в объемно-пространственном решении композиции и определить пути их устранения. Давайте посмотрим на макеты, выполненные профессиональными архитекторами.
Модели выполнены макетной мастерской Archimak. Просмотр презентации « Мир в миниатюре». (Слайды 2-3.)
Макет обладает наглядностью, поэтому процесс макетирования облегчает объемно-пространственное представление. Макет воспроизводит пространственно-декоративное решение архитектурного объекта. Макет «Москва будущего». (Слайд 4.)
Макеты, представленные в музеях, знакомят нас с архитектурой далеких городов и стран.
Макет крепости Старая Ладога. (Слайд 5.) Архитекторы пользуются макетом для изображения проектируемого или существующего сооружения, для уточнения композиционной согласованности всех частей объекта, будь то отдельное здание или ансамбль сооружений.
Макет «Парк 1000-леrия Ярославля». Масштаб 1:500.
Презентация « Мир в миниатюре». (Слайд 6.)
- Сегодня мы будем создавать макет части города. Выберите одну из тем для вашего проекта: «Исторический город», «Сказочный город», «Город будущего». Для будущего проекта нам понадобятся чертежи. Повторите, что такое чертёж. Определите, в каком масштабе будет ваш чертёж,
Архитектурные макеты различаются по масштабу:
М 1 : 1000, М 1 : 500, М 1 : 300, М 1 : 200, М ] : 100, М 1 : 50, М 1 : 20.
Макет водоканала к 300-летию г. Санкт-Петербурга. Масштаб: 1: 100. (Слайд 7.)
Архитектурные макеты различаются по основному материалу: картонные, гипсовые, деревянные, пластмассовые, металлические.
Макет дома Пашкова из картона, г. Москва. Архитектурная модель из дерева знаменитой церкви в Кижах. Макет из пластика олимпийского комплекса. (Слайд 8.)
Классический архитектурный макет всегда был монохромным. Изготавливают также и цветные макеты.
Их изготавливают из монохромного материала: бумаги, картона, пенокартона, пенопласта, а затем раскрашивают или оклеивают цветной бумагой или пленкой. Макет Казанского собора.
Архитектурный макет жилого дома «Гусарская баллада».
Презентация «Мир в миниатюре». (Слайд 9.) - Отберите материал для будущего макета.
Макеты различаются по типу, например, концептуальные. Макет-концепция - основной помощник архитектора-идеолога. Тут не нужна проработка мелких деталей - это макет-идея, макет-образ, макет-форма.
Со временем может меняться этажность планировки, фасады, но суть лучше всего выразит концептуальный макет.
Концептуальный макет нового торгово-офисного комплекса. (Слайд 10.) Макеты бывают градостроительные, панорамные. Можно увидеть весь облик города. В градостроительных макетах жилые дома и дру- гие архитектурные объекты могут быть по казаны схематично, без детальной проработки. Ещё более схематичен макет планировочный.
Архитектурный макет генерального плана Астаны (Слайд 11.)
В ландшафтном макете очень важен рельеф местности - перепады высот, горы, реки и другие его характерные особенности. Всё это изображается предельно реалистично, с соблюдением масштабов и расстояний. Ландшафтный дизайн. Архитектурный макет жилого комплекса «Шvеr Stone». (Слайд 12.)
В ландшафтных макетах часто присутствуют мелкие детали. Возникает необходимость показать крупным планом мелкие, но очень важные детали проекта, при этом охватить окружающую застройку, сделать акцент на месте расположения объекта. Совместить это удается, охватив необъятное, то есть смоделировать перспективу с несушествующей точки зрения. (Слайд 13.) Макет может быть разборным.
Разборный макет хорошо демонстрирует внутреннюю инфраструктуру и планировочные решения здания. Разборный макет может состоять из неограниченного количества слоев. Как правило, съемной делается крыша и еще один, реже два уровня. Планировка может быть проработана до отделки интерьеров и предметов мебели. (Слайд 14.)
В этом случае функциональность помещений показывается зонированием, то есть объединением отдельных помещений в зоны по цветам. Макеты бывают также механизированными и электрооснащёнными, например, с внутренней подсветкой. Для достижения максимального рекламного эффекта используется подсветка. Продуманная и качественно выполненная подсветка позволяет акцентировать внимание на наиболее выигрышных фрагментах проекта.
Архитектурный макет реконструкции ТК «Пассаж» в г. Екатеринбурге. (Слайд 15.)
Макеты помогают архитекторам быстро и наглядно ознакомить потенциальных заказчиков с существующим или перспективным архитектурным проектом, Презентация « Мир в миниатюре». (Слайды 16-17.) - Определимся, каким же будет наш макет?
- Концептуальный, макет-идея «Город будущего», с элементами ландшафта.
- Выполните эскиз проекта своего города. Проведём конкурс «Лучший проект города» Воспринимают информацию и периодически выполняют задания.
Смотрят презентацию, обмениваются мнениями.
Готовятся к проектированию архитектурного образа города. Выбирают тему, готовят материал, определяют образ макета.
Выполняют эскиз проекта города. Заканчивают работу дома.
Готовятся к конкурсу «Лучший проект города»
Фронталь-ная, индиви-дуальная
Познавательные: пользуются необходимой информацией ,архитектурно-смысловой логикой; самостоятельно сравнивают объекты по природно-экологическим, историко-социальным и иным параметрам. Коммуникативные: излагают и корректируют своё мнение под воздействием полученной информации; организуют работу на уроке, обмениваются мнениями; используют ИКТ как инструмент для достижения своих целей; строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные: сравнивают объекты по природно-экологическим, историка-социальным и иным параметрам. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; аргументированно оценивают свой выбор; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Частично-поисковый
- Объявляю конкурс «Лучший проект города». Представьте свои работы.
Выбирают лучший проект путём обсуждения и голосования.
- Дополните выбранный проект интересными идеями. у нас есть эскиз, теперь мы можем приступать к созданию макета.
Разделимся на группы по 5 человек. Проект также разделим на части:
- Природный ландшафт (водоёмы. возвышенности. растения).
- Здания.
- Малые архитектурные формы (беседки, скамейки, фонари).
- Система сообщений (мосты, автомобильные трассы, железные дороги).
Каждая команда выбирает часть макета и выполняет свою часть работы в соответствии с общей стилистикой.
Как выполнять элементы макета, вы можете посмотреть в презентации «Примеры выполнения макета». (Слайды 2-31.)
- Как выполнить объёмную геометрическую фигуру, вы сможете посмотреть в презентации «Как выполнить развертку». (Слайды 2-21.)
Выполнение заданий: с. 135 учебника
Делятся на группы. Участвуют в конкурсе на лучший проект города. «Победивший» проект делят на части, каждая часть работы достаётся определённой команде. Выполняют определённую часть макета, учитывая единство стиля. Советуются друг с другом, самостоятельно используют икт
Групповая
Познавательные: реализуют в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой. Регулятивные: планируют деятельность, выбирают способы достижения цели; самостоятельно сравнивают объекты по природно-экологическим, историко-социальным и иным параметрам. Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге; формулируют, аргументируют и отстаивают свое мнение.
Личностные: вырабатывают внимание, наблюдательность; формируют творческое воображение; развивают художественные способности в процессе работы над проектом
IV. Итоги урока. Рефлек-сия Дискуссия
Очищен путь:
Восходит ясный день,
И дом закончен, каменный владыка. Соблюдена гармония высот и тяжести. Любуйся и ликуй!
Гранита твердый лоб,
Изъеденный времен писанием,
Уперся в стен преграду.
Над легкими рядами окон
Вверху, воздушных бурь подруга, Раскинулась над нами крыша. Флаг в воздухе стреляет.
Хвала и слава архитектору!
И архитектор - это я.
Д Хармс
- Расскажите о проделанной работе, о трудностях и успехах. Что в работе над макетом понравилось больше всего?
- Кто в будущем хотел бы стать архитектором?
Вместе с товарищами своей группы готовят устное сообщение о проделанной работе. Разговор происходит в форме беседы
Фронтальная, групповая, индивидуа-льная
Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге, понимают позицию другого. Умеют характеризовать особенности работы над макетом.
Личностные: осознают свою позицию, свой мировоззренческий выбор; адекватно выражают и контролируют свои эмоции