Комбинированное занятия по Ознакомлению с окружающим миром и аппликации на тему Украсить саукеле (средняя группа)

ОKу жaмыстарын aйымдастырудыS
ТехнологиялыK карты
Білім беру саласы; Познание, Творчество
Б™лімдер: ООМ, Аппликация. ТаKырыбы: Айсулу в гостях у детей.
МаKсаты: Расширять знания детей о национальном костюме казахского народа ; закреплять названия   элементов казахского орнамента. Продолжать учить детей симметрично располагать узор чередуя по цвету и форме, аккуратно наклеивать готовые элементы орнамента. Воспитывать интерес к казахскому народному орнаментальному искусству.
С™здік жaмыс: с‰укеле, орнамент.
Билингвалдык компонент: тамшы- капелька, ботак™з – верблюжий глаз
Т‰сілдер кезеSдер
Т‰рбиеші ‰рекеті
Балалар ‰рекеті


МотивациялыK KозCаушы
Салеметзізбе, балалар!
Встали в круг, возьмитесь за руки.
Мы заводим, мы заводим!
Мы заводим хоровод.
Поздороваться желаем!
Удивим сейчас народ.
Давайте ребята поздороваемся.
Громко, скажем, здравствуйте, теперь тихо.
А теперь давайте поздороваемся друг с другом ладошками, пальчиками, плечиками, и носиками.
Салеметзізбе.
Дети встали в круг взявшись за руки.




Громко говорят, затем тихо.

Дети касаются ладошками, пальчиками, плечиками, и носиками.



Іздену
aйымдастырушы-

Молодцы, ребята садитесь.
Играет казахская народная музыка, входит девушка в казахской национальной одежде.
Айсулу: Салеметзізбе, балалар! Меня зовут Айсулу.
Айсулу: Я возвращаюсь с ярмарки, и купила красивую национальную одежду казахского народа.
Айсулу: Посмотрите, какая одежда красивая и интересная.
Айсулу: Показывая на камзол. Этот ребята элемент казахской национальной одежды называется камзол. Его носят и женщины и мужчины.
- Как называется этот предмет одежды?
Айсулу: Показывая на платье это койлек – платье его носят только женщины.
- Как называется эта одежда?
Айсулу: А этот головной убор называется саукеле. Его носят только девушки. Саукеле праздничный головной убор.
Ребята, как называется этот головной убор?
- Правильно, молодцы.
Сейчас мы с вами увидели женскую казахскую национальную одежду.
А как вы думаете, носят ли такую одежду сейчас?
- Айсулу что случилась? Почему ты загрустила?
Айсулу: Понимаете, скоро праздник Наурыз и я на ярмарке купила саукеле, но они не нарядные. (Достает саукеле из картона.)
Я не знаю, что мне делать. Ребята, а может мы чем то, сможем помочь Айсулу. Что же нам с вами сделать, что бы саукеле стали нарядными?
- Ребята, а что можно сделать, чтобы саукеле стал нарядным?
Правильно, ребята.
Ребята, давайте рассмотрим саукеле. (Айсулу снимает саукеле с головы.)
Посмотрите, какой саукеле красивый.
- Какой он формы? Давайте покажем руками. Напоминает треугольник.
Это конус, ребята.
- Чем украшен саукеле?
- Как называется орнамент на саукеле, знаете? А какие виды орнамента знаете?
Повторяем орнаменты на казахском языке.( тамшы- капелька, ботак™з – верблюжий глаз )
Вы наверное устали давайте сделаем Физ. Минутку
А теперь, ребята, встать.
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь снова за дело.
Проходите, садитесь за стол.
Обратите внимание, как я украсила саукеле. Я выбрала два орнамента тамшы и ботакоз. Посмотрите, какой я выложила орнамент, чередуя по цвету и форме.
На столе перед вами лежат силуэты саукеле из картона, и орнаменты. Вам нужно выбрать орнамент, и разложить, чередуя формы и цвет.
Какие вы молодцы, ребята!
Теперь вам нужно наклеить орнаменты.
Воспитатель и Айсулу ходят между ними, подсказываю, подбадриваю их, помогая затрудняющимся детям.
Дети садятся полукругом на стульчики.



Салеметзізбе, Айсулу.










Камзол.




Койлек





Саукеле.



Нет, сейчас такую одежду не носят, на праздники одевают.





Да, поможем!

Можно раскрасить, наклеить.





Дети рассматривают, трогают саукеле.


Треугольной.

Орнаментом.

Капелька, верблюжий глаз, бараний рог.

Дети называют на казахском языке.










Дети садятся за стол.
Слушают объяснения воспитателя.


Дети выбирают себе саукеле, орнамент. Украшают, чередуя форму и цвет.



Дети берут клей и наклеивают орнамент. Убирая остатки клея салфеткой.


Рефлексивті- тaзету
За 5 минут до окончания занятия предупреждаю детей о завершении своих работ. Готовые работы кладу на стол.
Ребята, посмотрите на эти саукеле каждый из вас старался, и у каждого получилась интересная и работа. Я уверена, что наши саукеле очень понравятся Айсулу.

Дети выкладывают свои работы на стол.






Воспроизводят: названия   элементов казахского орнамента.
Понимают: названия национальной казахского одежды
Применяют: симметрично располагают узор чередуя по цвету и форме, аккуратно наклеивают готовые элементы орнамента.