Билингвальное образование дошкольников на основе технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагога по обучению татарскому языку с детьми


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №5» г Лениногорска муниципального образования «Лениногрский муниципальный район» Республики Татарстан
Билингвальное образование дошкольников на основе технологии личностно- ориентированного взаимодействия педагога по обучению татарскому языку с детьми
2015
Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса в ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия, целесообразной организации развивающей среды, проектно-деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы. Произошли изменения и в концепции обучения государственным языкам в нашей Республике.
В связи с произшедшими изменениями обучение детей татарскому языку я, как и другие воспитатели по обучению татарскому языку, стала осуществляться на основе технологии личностно-ориентированного взаимодействия. Мой выбор не случаен. Согласно ФГОС, дошкольные образовательные организации должны создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии. Реализовать эти условия мне и помогает личностно-ориентированная модель общения педагога с детьми.
 Идеи личностного подхода заложены в исследованиях Л.С. Выготского, который в противовес авторитарной педагогике утверждал, что личный опыт воспитанника является основной базой педагогической работы.Давно существует уникальный опыт В.А.Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили, многих педагогов-новаторов, в основе которых лежит именно личностно- ориентированная модель взаимодействия с воспитанниками. Результаты их педагогической деятельности поразительны! Они доказали, что только следуя этой модели, возможно воспитание у ребенка таких черт, как благородство, патриотизм, доброта, долг, достоинство, интеллект, образованность, культура, ответственность, сопреживание, справедливость, милосердие, трудолюбие. Эти же качества лежат и в основе целевых ориентиров ФГОС ДО.
При личностно-ориентированной технологии ребенок является высшей ценностью и ставится в центр образовательного процесса. Данная технология основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Так называемые три «П»:
«Понять»- увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения.
«Признать»- позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность.
«Принять»- всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.
Применяя личностно-ориентированную технологию, я образовательную деятельность по обучению детей татарскому языку строю вокруг ребенка-субъекта образования, опираюсь на его знания, умения и личностный опыт, тем самым обеспечиваю формирование возрастных новообразований, развитие компетентности, самостоятельности, творческой личности. Моя работа «на каждого ребенка» исходит из принципа «не навреди» и направлена мною не только на билингвальное образование дошкольника, но и на сохранение его здоровья, эмоционального благополучия и развития индивидуальности. Планируя образовательную деятельность, я создаю такую развивающую предметно-пространственную среду, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими индивидуальными особенностями, становится активном в выборе содержания своего образования, т.е. становится субъектом образования, тем самым выполняю требования индивидуализации образования.
Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия, использую следующие формы работы:
проведение занятий в малых группах;
проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;
проведение работы с одаренными детьми и с детьми слабоуспевающими;
проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми.
Модель личностно-ориентированного подхода я использую как на занятиях,  так и в образовательной деятельности, организуемой в режимных моментах. В связи с этим в своей работе с детьми я использую следующие приемы:
-    составление диалогов;
-   проведение учебно-речевых ситуаций в процессе самостоятельной, бытовой и трудовой деятельности;
-    просмотр мультипликационных фильмов на татарском языке и их обсуждение;
-    слушание доступных для понимания татарских народных сказок, песен;
-    использование словесных поручений;
-    специально организованные речевые ситуации;
- театрализация и инсценировка;
-    игры, танцы с предметами;
-   музыкальное сопровождение;
-    использование иллюстрации, наглядных приемов
-   интерактивные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, пальчиковые игры;
- книжки- раскраски;
- тетради с заданиями
При общении обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой; установливаю доверительные отношения, проявляю внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам; поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитываю их индивидуальные особенности (привычки, темперамент); чутко реагирую на инициативу в общении, потребность в поддержке; слушаю детей внимательно с уважением; вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы. Разговаривая с детьми, выбираю позицию «на уровне глаз», присаживаюсь рядом. В течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально. Проработав с детьми три года, у меня выработались такие правила: 
-не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);
- голос педагога не должен доминировать над голосами детей;
- приучать разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям играть и общаться, используя мотивацию игровые приемы.
Таким образом, применяя технологию личностно-ориентированного взаимодействия я добилась следующих положительных результатов:
- у воспитанников появилось желание не только изучать татарский язык, но и общаться со сверстниками, взрослыми;
- появились доверительные отношения, дети безбоязненно обращаются ко мне за помощью;
- повысилось качество на 7,5 % ( с 84,2 % в 2012-2013 учебном году до 91,7 % в 2014-2015 учебном году). Результаты педагогической диагностики позволяют мне составлять планы индивидуальной работы с одаренными детьми и с детьми которые показывают результаты среднего и ниже среднего уровня.
- в течение года наши воспитанники принимали активные участия в праздниках и в конкурсах чтецов:
-конкурс чтецов “Муса Джалиль- друг детей”;
- конкурс чтецов “Г.Тукай в наших сердцах”;
- конкрс рисунков и поделок “В стране сказок и мультфильмов”;
- праздник “День родного языка” ;
- праздник “Навруз”;
-праздник “Карга боткасы” и т.д.
Целенаправленная работа по обучению детей татарскому языку способствовала достижению положительных результатов. Большинство подготовленных мной к конкурсам чтецов детей заняли призовые места.
Полученные знания, умения и навыки закреплялись, совершенствовались в кружковой работе. Дети старших и подготовительных групп посещали театральный кружок « Салават күпере». В 2014- 2015 учебном году принимали участие в театральном конкурсе муниципального уровня “Премьера - 2014” и были награждены в номинации “Сохранение национальных традиций и культур”. А Шамсуаров Самат был награжден за лучшую актерскую работу.
При решении образовательных задач следует осуществлять индивидуальный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Я считаю, что каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом! Я уверена, что наши дети займут достойное место в жизни.