Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Сказка «Волк и козлята» (по лексической теме: домашние животные).


Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе на тему: «Сказка «Волк и козлята».
Выполнила: Захарова.Т.Г., воспитатель 1 категории МБДОУ № 222г. Оренбурга
Цель: Развитие связной речи- пересказ сказки по вопросам.
Задачи:
I. Коррекционно-образовательные:  
1. Формировать умение:  
логично, связно, последовательно высказываться.                  
2. Закрепить умения:
отвечать полным ответом;
пополнять знания по теме: «Домашние животные»;
образовывать имена существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами;
согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже;
образовывать имена прилагательные с противоположным значением;
подбирать слова синонимы;
II. Коррекционно-развивающие:                                 
 Развивать:
фонематический слух;
зрительное, слуховое восприятие;                  
психические процессы: внимание, воображение, мышление;
мелкую, общую  моторику;
речевую активность, интонационную выразительность.
III. Коррекционно-воспитательные:
Формировать:
навык сотрудничества, положительную установку  на участие в занятии;
самостоятельность в работе, дисциплинированность;
нравственные качества, как сочувствие, готовность придти на помощь, чувство коллективизма.
Развивающая среда: 
текст сказки «Волк и козлята»;
иллюстрации к сказке.
Словарная работа:
Трудолюбивая, заботливая, волк, волчица, волчонок, волчишко.
Предварительная работа:
Чтение и пересказ сказки «Волк и семеро козлят».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Безопасность», «Познание».
Ход занятия.
I.Организационный момент.Воспитатель: Отгадайте, о какой сказке мы сегодня будем говорить:
Жили- были семь козлят-
Белых маленьких ребят.
Мама их любила,
Молочком поила.
Тут зубами щёлк да щёлк,
Появился серый волк.
Шкуры белую надел,
Нежным голосом запел.
Как коза запел тот зверь:
«Отоприте, детки, дверь,
Ваша матушка пришла,
Молочка вам принесла».
Мы ответим без подсказки,
Кто сумел спасти ребят.
Это знаем мы из сказки…
(«Волк и семеро козлят»)
Пальчиковая гимнастика.
«Коза и козлята».
(Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный – прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполнять двумя руками, изображая козу.)Вижу у козочки острые рожки.
Я бегу от неё по дорожке.
(Указательный и большой пальцы левой и правой руки энергично перемещаются по поверхности стола.)
Веселятся на площадке
Тонконогие козлятки.
На травке кувыркаются.
(Кулачки упираются друг в друга)
Прыгают, бодаются.
(Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный – прижать большим пальцем к ладони.)Мама- козочка строга,
Оттаскала б за рога,
Но нет пока что рожек
У деток- тонконожек.
II. Основная часть занятия.
Сегодня мы будем рассказывать сказку. Помогать нам в этом будут наши герои из сказки «Волк и семеро козлят». Послушайте, какая история с ними приключилась.
Чтение сказки «Волк и козлята».
Дидактическая игра «Назови ласково».
Давайте вспомним, героев сказки.
Дети: -Коза.
Воспитатель: -Как назовём её ласково?
-Козочка.
Студёная вода- студёненькая водичка.
Тоненький голос – тонюсенький голосок.
Шёлковая трава – шелковенькая травка.
Дидактическая игра «Сосчитай».
- Ребята, давайте посчитаем сколько у мамы- козы козлят?
- Один козлёнок, два козлёнка, три козлёнка, четыре козлёнка, пять козлят, шесть козлят, семь козлят.
- Молодцы, а сколько в избе дверей? (одна дверь, две двери,…пять дверей.)
-Сколько растёт возле дома кустов? (один куст, два куста,….пять кустов.)
-Сколько растёт вокруг дома деревьев? (одно дерево, два дерева,…пять деревьев.)
- Сколько в лесу ям? (одна яма, две ямы, ….пять ям.)
Дидактическая игра «Слова наоборот».
- Дети, волк какой был ? (Злой).
- А мог быть? (добрый).
Голодный – сытый.
Искренний – лицемерный.
Весёлый – печальный.
Смелый – трусливый.
Дидактическая игра «Слова -друзья».
- Ребята, в сказке Мама- Коза причитывает, что это значит? (приговаривает).
- Что значит, студёная вода? (холодная вода).
-Что означают слова в сказке: шасть к двери? (прыг к двери).
- Что значит горевать? (печалиться).
-Как вы поняли слово- схорониться? (спрятаться).
Физминутка.
Коза оберегает  и защищает своих деток в случае опасности. А какие же опасности грозят козлятам, пока мамы нет? Их может поймать волк!
Поиграем в такую игру. Петя – волк, вы остальные все — козлята. Вы гуляете по полянке (прыгаете, бегаете, «кушаете траву»). Вдруг появляется волк! При слове «Волк» вы должны быстро спрятаться в домике (обруч). Затем волк уходит, а козлята снова возвращаются на полянку.
1, 2, 3, 4, 5 – негде козликам скакать:
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами щёлк, щёлк!
Ты волчище погоди!
Как я спрячусь, так ищи!
(Козлята убегают в «домик» (обруч), волк забирает того, кто не успел спрятаться в домике). (Игру можно повторить несколько раз).
Дидактическая игра «Слова - родственники».
-Давайте, сейчас попробуем придумать как можно больше слов родственных по значению.
- Коза,…. (козёл, козлята, козлёнок, козье (молоко)).
-Волк, …(волчица, волчата, волчонок, волчишко, волчий (хвост)).
Дидактическая игра «Четвёртый лишний».
-Дети, я сейчас буду называть слова, а вы должны сказать кто или что лишнее, и объяснить, почему.
Коза, овца, волк, корова (лишний волк, потому что это дикое животное, а остальные домашние животные).
Коза, волк, кузнец, петух.
Рога, перо, копыто, шерсть.
Дверь, печка, лес, избушка.
Волк, медведь, коза, лиса.
Беседа по сказке «Волк и козлята».
Вопросы:
-Кто жил в лесу?
-Куда уходила коза?
-Какой была мама у козлят? (трудолюбивой, заботливой, любила козлят).
-Какую песенку пела коза, когда возвращалась из леса?
-Кто подслушал, как поёт коза?
-Каким голосом пел волк?
Каким голосом пел волк песенку во второй раз?
-Почему козлята впустили волка?
-Всегда ли слушались козлята свою маму?
-Сколько козлят осталось после того, как волк побывал в избушке козы?
-Какой в сказке волк? (злой, хитрый, жадный).
-Испугалась коза волка?
-Кто оказался хитрее: коза или волк?
Знакомство детей с пословицами.
Будь бдительней – не будет вредителей.
Как с волком ни дружи, а камушек за пазухой держи.
Кто бесстрашно идёт вперёд- тот врага убьёт, и сам не умрёт.
Правда всегда восторжествует.
(объяснение значений пословиц).
Ш. Итог занятия.
-Дети, какую сказку мы сегодня пересказывали? («Волк и козлята»).
-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Слушай всегда взрослых, будь смелым, люби своих близких).
-А вы, слушаете всегда своих родителе?
-Я желаю, чтобы у вас никогда таких неприятностей не было, а в доме царил мир и радушие.
Литература.
Анищенкова. Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов / Е.С.Анищенкова.- М:АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011.
Арефьева.Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет.: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
Гуськова. А.А. Развитие монологической речи 6-7 лет: занятия на основе сказок / авт.-сост. Гуськова А.А. –Волгоград: Учитель, 2010.
Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков развиваем моторику. -М: Издательство «Эксмо».2007.
Лебедева Л.В., Козина И.В. Лексические темы по развитию речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие.- М.: Центр педагогического образования, 2013.
Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.