Конспект урока: Жанры научного стиля: аннотация


Предмет: русский язык 89урок. Класс:7
Тема: Жанры научного стиля: аннотация.
Цель: познакомить с основной функцией научного стиля; совершенствовать умение определять стиль на основе речевой ситуации.
Обучающие задачи:
Закрепить знания о научном стиле речи.
Совершенствовать умение определить стиль на основе речевой ситуации.
Научить различать деловой и научный стили речи.
Уметь находить в тексте делового стиля языковые средства.
Уметь создавать небольшие тексты делового стиля (объявления).
Развивающие задачи:
Развивать связную речь учащихся путем требования полных связных ответов.
Развивать мыслительные способности учащихся (логическая задача).
Воспитывающие задачи:
Воспитывать внимание к средствам языка через работу с текстом (анализ текста).
Ход урока:
 
Орг.момент :
Приветствие.
Объявление темы и цели. Мотивация.
Психологический настрой.
Работа по теме урока:
1. Этап мотивации (Мотивационное поле):
Скоро наступят летние каникулы. Наша столица станет одним из самых посещаемых туристических центров (уже идёт активное обсуждение этого вопроса на сайте среди туристов). Как вы думаете, какие места будут посещать туристы? Возможно, и к вам тоже приедут гости. Куда бы вы могли сводить своих друзей, знакомых, родственников? О каком уголке своего любимого города\района\посёлка вы хотели бы рассказать людям, которые плохо знают или не знают исторические достопримечательности Карасуского района?
Составьте буклет для туристов, который поможет им оценить достоинства нашего города.
При выполнении задания вы можете пользоваться различными источниками, включая Интернет. У вас должен получиться текст из 15 – 20 предложений, не забудьте указать источник информации (не менее двух).
Форма работы: Учащиеся работают в 3 творческих группах, каждая выбирает своё архитектурное здание и делает подборку нужной информации.
Представление творческой работы учащихся
( текстов о достопримечательностях города).
ПРИМЕРНЫЕ ТЕКСТЫ:
Колледж (училище).
Гостиный двор. Ресторан.
Площадь. Стела.
2. Актуализация имеющихся знаний.
Беседа по текстам:
-Сравните эти тексты. Чем они отличаются?
-Какова цель каждого текста?
- Какой стиль речи в каждом тексте?
- Назовите особенности стиля каждого текста.
Составление сравнительной таблицы:
1. Какие заголовки в таблице вы напишете?
2. Распределите данные вам в источнике информации особенности научного и разговорного стилей в соответствующие колонки.
Источник информации: непринуждённое общение, официальность, эмоциональность, оценочность, логичность, последовательность, неподготовленность высказывания, научность, ясность, точность, неофициальная обстановка,№ Научный стиль Разговорный стиль
1 2 3 4 5 Вывод:
1.  Обосновать выбор стилевых черт при заполнении таблицы, опираясь на текст.
2.  Чем отличается научный стиль от разговорного?
3. Этап целеполагания.
Где и когда применяется научный стиль? Где бы вы могли ещё использовать свой наработанный материал? Предложите варианты дальнейшего использования вашей работы (рефераты по краеведению, заметки в газету, сайт в Интернете, доклад, буклет для туристов).
Какова тема и цель нашего урока?
4. Этап планирования. Что нам необходимо сделать для достижения поставленной цели?
·  Составить таблицу, в которой отразятся особенности научного стиля.
·  Потренироваться в определении особенностей текстов научного стиля.
·  Потренироваться в различении текстов научного и других стилей.
5. Этап осмысления новых сведений.
Каждая группа составляет страницу –памятку: «Научный стиль речи». Затем страницы соединяются в одну брошюру.
-Где можно использовать эту брошюру?
(подготовка к НОУ; страница на школьном сайте «В помощь ученику» и т. д.)
6. Этап закрепления новых знаний.
Текст №1
Стимул: В связи с жарким летом 2010 года ряд европейских государств пострадали от ураганов (Польша, Румыния). Пермскому краю повезло: стихия его не коснулась. Но от природных катаклизмов никто не защищен, поэтому к ним нужно готовиться, обладать большей информацией.
Объясните малышам, что такое ураганы и к каким последствиям они могут привести.
Задачная формулировка:
1.  Прочитайте текст, определите тему текста.
2.  Обозначьте орфограммы. Какие орфографические правила вы использовали?
3.  Озаглавьте текст, продолжите двумя предложениями. Материалы для этого найдите в учебнике по природоведению или в научно-популярных книгах о природе.
4.  Выразите свое отношение к данной проблеме. Напишите мини-сочинение.
Источник информации:
Ураганы – это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда теплый воздух начинает стремительно вращаться и захватывать обширные области. Ураганы сопровождаются проливными дождями, которые способны приводить к сильнейшим наводнениям.
Текст №2
Стимул: Учитель готовился к уроку, набирал текст на компьютере. В программе произошел сбой. Восстановите текст.
Песок и пепел засыпает все кругом на многие километры. Раскаленная лава может сжечь поля, леса и дома. Все это начинает напоминать картину К. Брюллова «Последний день Помпеи». Ужас охватывает меня.
Медуницу называют медуницей, потому что в ее цветках много сладкого сока – нектара.
Огненная пасть кратера выплевывала раскаленные пепел и газы, песок и камни. Жидкая каменная каша переполнила чашу кратера, полилась вниз по склонам огненными водопадами.
Цветки у медуницы окрашены по-разному. Одни – розовые, другие – фиолетовые, а третьи – совсем синие. Такое растение с разноцветными цветками легче заметить шмелям.
Оглушительные взрывы потрясли вулкан. Из кратера вырвались черные клубы, будто кто-то затопил гигантскую печь. В небо взметнулись огненные фонтаны. Вулкан проснулся. Что это? Гигантский зверь проснулся? Может быть, это огнедышащий дракон пришел доказывать свое право на эти территории?
Листья медуницы покрыты особыми волосками – оттого они и кажутся немного шероховатыми. Эти волоски, как шерстяная одежда, защищают медуницу от весенних холодов.
Беседа:
1.  Можно ли назвать то, что вы прочитали, текстом? Почему вы так считаете?
2.  Что нужно сделать, чтобы из этого фрагмента получился текст? Попробуйте. Что получилось? Запишите один из текстов.
3.  Озаглавьте свой текст, основываясь на его теме.
4.  Докажите принадлежность каждого текста к определенному стилю речи в виде текста – рассуждения.
Текст №3
Стимул: Миша, Маша, Ваня получили индивидуальное задание на уроке русского языка: приготовить сообщение, доклад и реферат на тему « Научный стиль речи». Ребята оказались в затруднительном положении, потому что не знают, чем отличаются друг от друга данные виды работ (конспект, доклад и реферат - жанры научного стиля).
Помогите им справиться с заданием.
Задача:
1.  Соотнесите данные в источнике информации понятия с соответствующим определением.
2.  Оформите свои результаты в таблицу (схему, рисунок)
3.  Какие слова являются многозначными? Допишите значения этих слов.
Источник информации:
Реферат (от лат. refero — докладываю, сообщаю) — краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Как правило, реферат имеет научно-информационное назначение. 
В общеобразовательной школе и средних специальных учебных заведениях рефератом называют специально подготовленные сообщения учащегося на факультативных занятиях и др.
ДОКЛАД доклада, м. - сообщение на научную тему в ученом собрании; публичная лекция.
КОНСПЕКТ, - а, м. Краткое изложение или краткая запись содержания чего-н. К. лекции.
Бланк ответов:
Жанр научного стиля Определение
1. Конспект 2. Доклад 3. Реферат Основная функция "Научного стиля "– передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций). В зависимости от тематики обычно выделяют научно-техническую, научно-естественную, научно-гуманитарную разновидности научной речи. Кроме того, в зависимости от конкретных задач и сферы использования можно выделить такие подстили, как: собственно научный, научно-информативный, научно-справочный, патентный, учебно-научный, научно-популярный.
Эти подстили используются в разных жанрах научной речи:
А) "собственно научный – монография (научный труд, углубленно разрабатывающий одну тему, один круг вопросов), статья, доклад и др.;
Б) "научно-информативный – реферат (краткое изложение содержания научной работы), аннотация (краткая характеристика книги, статьи и т. п.), учебник, учебное пособие и др.;
В) "научно-популярный – очерк, книга, лекция и др.
III.Подведение итогов урока:
- что нового мы узнали?
- чему научились? – всё ли вам понятно?
– что показалось трудным?
- есть ли у вас вопросы по теме урока?
 
IV.Домашнее задание:§ ________, упр. ______
V Оценки за урок