Интегрированный урок Аль-Фараби-Великий Человек

Интегрированный урок в 5 классе
Тема: Аль-Фараби великий человек
(Музыка+история + естествознание)

Цель урока: На основе знакомства с достижениями Аль-Фараби в области науки и искусства дать представление учащимся о легендарной личности великого учёного и музыканта.
Задачи:
Обучающая: сформировать представление у учащихся о знаниях Аль-Фараби в музыке, истории и естественных науках.
Развивающая: развивать познавательный интерес, потребность в общении с музыкой и творческие способности.
Воспитательная: воспитывать уважение к наследию Аль-Фараби, прививать трудолюбие, любознательность и активную жизненную позицию.
Оборудование урока, наглядность: музыкальный центр, интерактивная доска, художественные иллюстрации, карточки с заданиями, тесты с ключами.
Музыкальный ряд: Аргынбек Ахметжанов(видео), Кумисбек Кенжебеков «Фараби сазы», аль канун, фонограмма (-)

Ход урока

I этап Организационный (учащиеся входят в класс под звуки музыкального инструмента, изобретённого Аль- Фараби АЛЬ КАНУНа, проходят мимо учительского стола и выбирают понравившуюся цветную карточку, формируясь в группы:
Желтая карточка (скрипичный ключ) – музыканты,

Зелёная карточка (росток) - естествознание,

Коричневая карточка (книга) – историки.

Учитель: (музыкальное приветствие) Здравствуйте, ребята!

II этап Подготовительный
Сегодняшний наш урок будет необычным. Это будет интегрированный урок, в котором мы объединили три предмета: музыку, историю и естествознание. Посвятим мы его знаменитому учёному, мыслителю и музыканту Востока; человеку энциклопедических знаний.
(на доске появляется портрет) слайд №1

III этап Изучение нового материала

Кто этот человек? Может ли кто-нибудь из вас назвать его имя? (версии учащихся)
Если учащиеся не знают или затрудняются ответить, то...
Откройте, пожалуйста, свои учебники: «Музыка » на странице 17, «История» на странице 93, «Естествознание» на странице 12. Назовите его имя.
Его зовут Аль-Фараби

(на доске появляется портрет Аль-Фараби с именем и годами жизни) слайд №2

Правильно, ребята! Это Аль-Фараби. Аль-Фараби - гордость всей мировой науки и культуры. Его имя известно во всём мире. Талант его обширен и многогранен. Сегодня мы прикоснёмся только к трём вершинам его гения.
Ребята, попробуйте определить тему нашего урока (версии учащихся)
- Тема нашего урока: «Аль-Фараби великий человек»

(на доске появляется тема) слайд №3
АЛЬ ФАРАБИ- ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК
Посмотрите, пожалуйста, видеоролик! (видеоролик об Аль-Фараби) -4,5 минуты
Видеоролик

День Аль-Фараби отмечается во многих странах мира.

Ребята, дальнейшая наша работа пройдёт в научных группах.

Возьмите на ваших столах конверт с №1. Откройте его. В нём извлечения из трудов Аль-Фараби и их краткое описание. В течении 3 минут вы должны подготовить сообщение о написанных трудах и достижениях Аль-Фараби по вашей науке и публично выступить с ним перед классом.
Алгоритм ответа:

Назвать книгу, которую Аль-Фараби написал в данной науке
Если есть, то указать в каком разделе она помещена:
Кратко описать её содержание в 1-2 предложениях.
Приступайте к работе! Желаю удачи! (публичная защита 2-3 минуты)

Учитель: Для музыкального искусства Аль-Фараби сделал очень многое. Он изобрёл и сам сделал музыкальный инструмент ГИПЧАК, усовершенствовал древний инструмент Востока АЛЬ КАНУН. Он не только работал над созданием музыкальных инструментов, но и прекрасно владел игрой на них. Звуки АЛЬ КАНУНА вы слышали в начале урока, когда входили в класс.

Возьмите на ваших столах конверт с №2. Откройте его. Вы можете увидеть музыкальные инструменты, которые изобрёл Аль-Фараби
(ученики рассматривают музыкальные инструменты в течении 1 минуты). ГИПЧАК АЛЬ КАНУН

На какой казахский музыкальный инструмент похож гипчак? (на домбру). Давайте изобразим, как на нем играл Аль-Фараби. Поднимите левую руку вверх, а правой рукой перебирайте кистью по струнам (изображается игра)
На какой казахский инструмент похож аль-канун? (на жетыген). Давайте изобразим, как на нем играл Аль-Фараби. Поставьте ноги вместе. Представьте, что у вас на коленях лежит инструмент. Левая рука лежит на колене, а правой рукой пальцами щипайте струны(изображается игра)
- Хорошо. Продолжим урок.

Наследие Аль-Фараби как мастера-музыканта изучается до сих пор. 12 декабря 2011 года в городе Семей(Казахстан) состоялась презентация нового музыкального инструмента, созданного по чертежам великого учёного. 75-летний мастер по изготовлению домбры Аргынбек Ахметжанов 15 лет изучал труды Аль-Фараби. Он сконструировал музыкальный инструмент и назвал его в честь Фараби АЛЬФАРА. Давайте сейчас послушаем звучание альфары. В исполнении Аргынбека Ахметжанова прозвучит песня его собственного сочинения на стихи Абая «Тикают часы не для забавы».
( включается видеоролик АЛЬФАРЫ - 3 минуты)
Аль-Фараби прославился не только как теоретик музыки, но и как прекрасный музыкант-исполнитель и композитор. К сожалению, спустя 1100 лет со дня его смерти, история не сохранила для нас музыкальных произведений Аль-Фараби, но зато его потомки композиторы и художники помнят о нём и посвящают свои творения талантливому земляку.
Возьмите на ваших столах конверт с №3. Откройте его. Перед вами иллюстрация к книге «Аль-Фараби», написанная акварелью художником Канафом Ерхасаном. Картина называется «Дерево зазвучало музыкой». На ней изображён Аль-Фараби в своей музыкальной мастерской.
(показывается иллюстрация к книге «Аль-Фараби - 1 минута)

Известный казахский домбрист и композитор Кенжебек Кумисбеков, прекрасный исполнитель домбровых кюев, знающий народные традиции и историю воплотил в своём произведении оркестровой поэме «Фараби сазы» образ легендарного музыканта.
Давайте, ребята, послушаем эту музыку!

Кенжебек Кумисбеков (1927-1987) - композитор
(включается музыка оркестровой поэмы «Фараби сазы» - 3 минуты)


IV этап Осмысление учебного материала (рефлексия). Оценки

Учитель: Подведём итоги нашего урока и выполним тест.

Возьмите на ваших столах конверт с №4. Откройте его и выполните тест. В конверте
6 вариантов теста. За столами вы сидите по 6 человек. Каждому по 1-му варианту. Время выполнения 3 минуты. Приступайте к работе! Желаю удачи!

Возьмите на ваших столах конверт с №5. Откройте его. Проверьте правильные ответы к тесту по ключу. Выставите себе итоговые оценки(время выполнения 1-2 минуты)

Учитель: Сейчас я расскажу вам легенду о музыкальной одарённости Аль-Фараби, а вы мне поможете.
Кто хочет из мальчиков сыграть Аль-Фараби? (приглашается желающий). Учитель истории повязывает ему тюрбан на голове и садит на стул по середине класса. Руководители групп подойдите к столу и выберите свою роль. Вернитесь к себе за стол и ознакомьте участников группы с заданием. По знаку моей руки будете изображать действие (учитель подходит к столам и узнает порядок выступления группы). Итак, начнём!
*****
Вы все сейчас гости во дворце у султана.
На дворцовых вечерах аль-Фараби всё время давал указания музыкантам относительно настройки инструментов. Султан попросил его сыграть что-нибудь. Фараби так настроил свой музыкальный инструмент, должно быть, аль канун, (ученик изображает игру на аль-кануне) и сыграл мелодию так.....( указать на группу. Они изображают аплодисменты), что все присутствующие пришли в восторг и долго не могли успокоиться. Через некоторое время его попросили сыграть еще одну мелодию. На этот раз он настроил свой инструмент по-другому и вызвал такие унылые и жалобные звуки, что все присутствующие.......(указать на группу. Они плачут) Наконец, его попросили сыграть в третий раз. Тогда Фараби настроил свой инструмент и сыграл так нежно и задушевно, что все присутствующие.......(указать на группу. Они спят). В это время Фараби незаметно встал и ушел домой.
Всем спасибо за импровизацию!


Ребята, сегодня вы много нового узнали об Аль-Фараби. Как вы думаете, почему аль-Фараби называют великим человеком? Действительно ли это так? Приведите примеры, докажите ваше утверждение фактами. (версии учащихся)

V этап Домашнее задание

Учитель: Домашнее задание у вас будет нарисовать иллюстрацию к легенде про Аль-Фараби.

VI этап Вокально-хоровая работа

Аль-Фараби это национальное достояние народов Азии. Он родился на территории современного Казахстана и прославился как гениальный ученый и музыкант на весь мир.

( исполняется песня «Дари добро» - 4 минуты)

Урок окончен. Всем спасибо за работу! Можете идти! (учащиеся выходят из класса под звуки музыкального инструмента, изобретённого Аль- Фараби АЛЬ КАНУНА)
( включается музыка, в которой звучит АЛЬ КАНУН)
































13 PAGE 14115




Рисунок 1Описание: http://images.all-free-download.com/images/graphiclarge/treble_clef_144113.jpgРисунок 4Описание: http://microstocker.com.ua/upload/image/fotos/big/39c600ea50a5c276f53c0546bd012290.jpgРисунок 10Описание: http://s.pikabu.ru/images/previews_comm/2013-05_4/13690402615431.jpgРисунок 16Описание: http://turkistan.ru/images/stories/07/image040.jpgРисунок 2Описание: http://go4.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A%2F%2Fupload.wikimedia.org%2Fwikipedia%2Fcommons%2Fthumb%2F7%2F78%2FArmenian_Kanon.jpg%2F220px-Armenian_Kanon.jpg&mb=wikipedia_preview_001&w=120Рисунок 5Описание: C:\Documents and Settings\Пользователь ПК\Рабочий стол\Урок Аль-Фараби\Урок Аль-Фараби\Музыка и видео\DSC03084.JPGMain 538446 originalРисунок 13Описание: Main 538446 originalКумисбеков КенжебекРисунок 1Описание: Кумисбеков Кенжебек15