Использование активных методов обучения на одном из этапов урока литературы в 10 классе

Моделирование для одного из этапов урока использования
активного метода обучения, позволяющего конкретно решить
одну из задач урока

Урок - размышление «История одной любви» по роману
И.С. Тургенева «Отцы и дети» (10 класс)

1. Этап урока: творческое применение и самостоятельное обобщение знаний, освоение способов деятельности путем создания и решения проблемной ситуации
2. Метод создания и анализа конкретной проблемной ситуации (название).
3. Описание применения метода на данном этапе урока.
«Чтобы открыть перед учеником искорку знаний, учителю надо впитать море света, ни на минуту не уходя от лучей сияющего солнца знаний» - эти слова
В.А. Сухомлинского сегодня звучат особенно актуально. Особое место в активизации познавательной деятельности учащихся занимают уроки литературы. «Литература - это история человеческого сердца»,- писал Оноре де Бальзак. Как же сделать урок литературы интересным и познавательным? Литература - это предмет, требующий от преподавателя серьёзной подготовки, знаний, эрудиции, духовной культуры. Главная задача учителя русской литературы - приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям, воспитывать потребность в чтении и интерес к художественному слову, формировать эстетический вкус, навыки высокой общей и читательской культуры.
Главным средством активизации познавательной деятельности на уроках литературы является метод создания и анализа проблемной ситуации. Цель активизации деятельности учащихся посредством использования данного метода состоит в том, чтобы поднять уровень аналитического мышления, научить учащихся решать нестандартные задачи, требующие применения творческой, поисковой, практической деятельности, познавательной самостоятельности. Очень важно позитивно настроить учащихся на работу, поэтому необходимо задействовать психологическую и эмоциональную сферу личности, найти противоречие, неожиданный поворот, нетривиальное событие, в общем, то, что может «задеть» за живое, «разбудить» фантазию, зажечь, окрылить воображение, взволновать, вызвать интерес у учащихся, привлечь их личный жизненный опыт, обеспечить мотивацию дальнейшей учебной деятельности.
15-16 лет – это особенный возраст, когда все слова, стихи, истории, книги о любви воспринимаются сердцем. Важно «спровоцировать» учащихся на диалог. Например, предложив такие проблемные вопросы: отчего сила любви так таинственна? На что способен человек ради любви? Можно ли предсказать любовь или она приходит внезапно? Почему до сих пор человечество не дало точного ответа на эти вопросы, не изобрело панацеи от любви? Данные вопросы не перестают волновать десятиклассников, и они пытаются найти на них ответы в тайниках своей души. (Любовь – это не только стихия, но и чудо, которое происходит с каждым из нас. Она прибавляет сил в повседневной жизни. Кого-то любовь окрыляет, одухотворяет, для кого-то превращается в тяжёлую душевную драму, становится жизненным испытанием). И вновь «провокация» учителя: как вы думаете, почему у высших натур это чувство всегда трагично и счастье – только мгновение? А как сам писатель говорил о любви? «Только ею, только любовью держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев). Можно эту предварительную словесную разминку провести с использованием слайдов мультимедийной презентации «И всё-таки вера, надежда, любовь» или аудиозаписи музыки Шуберта, Вивальди. Так исподволь учитель ведёт учащихся к основному, особенному разговору - разговору об испытании любовью главного героя романа И.С.Тургенева Евгения Базарова, о том, что близко всем – о жизни. Чем же на самом деле стала любовь для главного героя? Обогатила ли его душу, изменила ли его отношение к миру, к самому себе? Любовь - это болезнь или счастье, трагедия или обретение, слабость или сила героя? Дано ли было Базарову «спастись», избежать трагедии неразделённой любви?
Далее следует создание и анализ конкретной проблемной ситуации: изображение нового Базарова в непривычной для него роли героя любовной сцены и неодолимой силы его любви. Основная проблема: почему автор испытывает Базарова любовью? Разве нельзя было остановиться только на его нигилистической философии? Зачем Тургенев проводит своего героя через такие душевные муки?
Веретено вопросов.
Глава 17. Каким пейзажем освятил таинство любви Базарова автор? (Любовное чувство сопровождается аккомпанементом и очарованием ночи) Почему такая суровость в описании? Почему пейзаж дан в описании Базарова, а не Одинцовой?
Какими словами автор доказывает силу любви Базарова? («Сердце так и рвалось». Здесь впервые герой говорит о самоотверженной любви, не размышляющей и не дорожащей собой).
Почему Одинцова задержала Базарова? Какое слово она хочет сказать? (Это было почти признание в любви, но заветное слово так и не сорвалось с уст).
Отчего же Базаров так торопливо ушёл? ( Базаров – это чуткая натура, ему было достаточно одного колебания, вызванного неспособностью любить « не размышляя»).
О чём думал Базаров?
Каким было его душевное состояние после разговора с Одинцовой?
Учащимся предлагается обсудить и завершить своим вариантом недосказанную сцену: «А Базаров часа два спустя вернулся к себе в спальню с мокрыми от росы сапогами, взъерошенный и угрюмый». Варианты работ разные: написание эссе, философского этюда, создание монолога, «букета из слов любимому герою», эйдос - конспекта и т.д. Обязательно афиширование и обсуждение работ учащихся.
Глава 18. В силах ли Базаров победить свою любовь? Анализ сцены
« На следующий день, когда Одинцова явилась к чаю»
Сцена признания Базарова в любви. Как в последнем объяснении раскрывается глубокая человечность и страстность натуры Базарова? Победа это или поражение?
Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом». (Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе, то есть это закрытое пространство).
Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.)
Прав ли в своём утверждении Писарев, считавший, что у Анны Сергеевны был зародыш чувства, но она не дала ему развиться? Докажите свою точку зрения.
В результате проблемного анализа сложившейся ситуации – изображения Базарова в непривычной для него роли влюблённого, полилога, дискуссии учащиеся приходят к выводу: Базаров способен на искреннюю любовь, а Одинцова боится осложнений и жизненных тревог. Это может быть самая его большая победа, несмотря на то, что она имеет видимость поражения. Тургенев уберёг своего героя от пирровой победы над силами самой жизни. Бунтующее сердце Базарова победила любовь, так как над природой чувств одержать победу невозможно.
Метод создания и анализа проблемной ситуации дидактически оправдан, так как позволил решить очень важные задачи. Путём применения данного активного метода обучения учащиеся смогли понять, осознать мудрость, тонкость, тактичность И.С.Тургенева в раскрытии судеб героев, задумались над общечеловеческими ценностями в жизни. Доминирующая коммуникация на уроке – полемическая, диалоговая, что создало оптимальные условия для развития воображения, творческого мышления и познания, активизации коммуникативной деятельности учащихся, дальнейшего формирования и развития культуры речи, «чувства фразы», владения художественным словом, умения размышлять, анализировать и оценивать прочитанное. Благодаря использованию такого эффективного метода активного обучения, работа на данном этапе урока была построена таким образом, чтобы вызвать необходимость речевого общения и потребность в нём. Метод создания и анализа конкретной проблемной ситуации активизирует мыслительную, познавательную и коммуникативную деятельность учащихся, развивает умение формулировать собственные мысли, отстаивать свою точку зрения, аргументировать своё мнение, вести толерантный диалог, используя при этом свой небольшой личный жизненный опыт. Если в традиционной методике главным был учитель, руководитель всего учебного процесса, то в подобном активном образовательном пространстве ученик становится равноправным его участником, потому что имеет свободу выбора, свободу слова и суждения. Создание проблемной ситуации, решение проблемного вопроса, глубокий проблемный анализ формируют у учащихся умение защищать собственную точку зрения, самостоятельность в постановке целей, поиске путей решения проблемы, умение логически аргументировать читательские впечатления и выводы разбора, а также помогают внимательно вчитываться в текст произведения и способствуют не только прочности знаний, но и переходу их в убеждения. Следует отметить воспитательный потенциал данного метода, который в науке называется по-разному: метод проблемного анализа, метод создания и анализа проблемной ситуации и т.д. Но непреложной остаётся истина: создание проблемной ситуации направлено на развитие таких свойств личности читателя, как способность к сопереживанию, эмпатия, точность осознания авторского голоса в произведении. В споре, полемике происходит воспитание культуры чувств учащихся, формируется серьёзное отношение к жизненным ценностям, развивается интерес к духовному миру личности, обогащается собственный внутренний мир. Для каждого отдельного ученика с помощью острых, полемических, порой провокационных вопросов было определено индивидуальное проблемное поле, работая над которым, он смог реализовать себя, добиться заметных успехов, поверить в собственные силы. Развитие творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, применять их в новой ситуации, личности, умеющей выстраивать свои отношения в реальном социуме, реализация личностно ориентированного подхода – вот основной результат применения данного метода активного обучения. В активном образовательном диалоге происходит формирование такого человека, который умеет свободно общаться, обосновывать свою точку зрения, не замыкаться в себе, способен вычленять главное и второстепенное, логически мыслить, владеет хорошей, грамотной (логичной, краткой, уместной, выразительной, точной) речью, умеет контролировать свои эмоции и адекватно выражать свои чувства, признавать свои ошибки и исправляться. Безусловно, такая личность сумеет найти своё место в жизни.
4. Цель. На основе создания и анализа проблемной ситуации раскрыть глубину чувств и трагедию души Базарова, расширить представления учащихся о характере героя через взаимоотношения с другими персонажами.
5. Количество участников – 15 - 25 (весь класс).
6. Продолжительность – 25 - 30 минут.
7.Предварительная подготовка. Выполнение опережающих заданий: знакомство учащихся с содержанием 17-18 глав романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», составление «цветограммы» образов романа с помощью «кляксовой» техники или ассоциативных рисунков. Оформление доски: портреты И.С.Тургенева и П.Виардо, галерея творческих работ учащихся, иллюстрации к роману (портреты героев). Подготовка мультимедийной презентации «И всё-таки вера, надежда, любовь», выбор музыкального сопровождения (аудиозапись музыки Вивальди, Шуберта). Парты расставлены полукругом, что способствует организации открытого и откровенного общения.
8. Описание деятельности. Содержание данного этапа урока - творческое применение и самостоятельное обобщение знаний, освоение способов деятельности путем создания и решения проблемной ситуации - строится таким образом, чтобы учащиеся, исходя из ранее приобретённых знаний, умений и навыков, сами ставили цель, определяли проблему, осуществляли пути поиска её решения. Этапы решения проблемы: эмоциональный настрой, словесная разминка, осознание важности проблемы, вскрытие противоречия, формулирование гипотезы, корректировка, доказательство гипотезы, аргументация, общий вывод. В таком режиме познавательной деятельности повышается активность ученика, его самооценка, ему удаётся внести собственный вклад в решение учебной задачи. Учитывая специфику предмета литературы, необходимо оценивать учащихся не по результату решения учебной проблемы, а по активности в поисках её решения, то есть оценивать сам результат познавательной деятельности учащихся. Через осмысленное освоение знаний и способов деятельности, развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся происходит формирование их мировоззрения, личностных качеств, активной жизненной позиции. Мотивы деятельности: радость творчества, самовыражение, самосовершенствование, самореализация, уверенность в себе, обогащение знаний и освоение практических умений. Реализуются следующие принципы деятельности: практическая направленность, познавательная и творческая активность, доступность, гуманизация, интеграция, единство интеллектуального и эмоционального начал, социализация личности. Учитель выполняет роль не столько источника знаний, скорее, помощника, проводника в добывании знаний, фасилитатора. Ученик занимает инициативную позицию, становится равноправным участником учебного диалога. Характер отношений между учителем и учащимися – сотрудничество, взаимопонимание, сотворчество.
Существует легенда о том, что в момент рождения в душе каждого человека Бог зажигает маленький огонёк. И от учителя - словесника во многом зависит, насколько ярко разгорится этот огонёк таланта, неповторимости, индивидуальности, будет ли он едва-едва теплиться или запылает ярким пламенем, станет ли человек личностью или не сможет реализовать себя в жизни. И чтобы к тебе на урок литературы ученики шли с радостью, чтобы не угас интерес к твоему предмету, необходимо выбирать для реализации поставленных целей такие активные методы, формы, виды работы, которые имели бы полезный, позитивный смысл, были эффективными, развивающими и реально повышали познавательный интерес и качество знаний учащихся. Одним и з таких активных методов обучения является метод создания и анализа конкретной проблемной ситуации.



Активные методы релаксации
Здоровье – это не всё, но всё без здоровья – ничто.
Сократ
У каждого из нас есть свой внутренний источник силы, который может помочь справиться с негативными эмоциональными состояниями и перегрузками. Исследования показали, что люди, овладевшие и регулярно использующие техники расслабления – релаксации – чувствуют в себе больше сил и энергии; у них спокойный сон и хорошее самочувствие, бодрое настроение, высокая работоспособность. Релаксация (лат. relaxatio – ослабление) – снятие психического и умственного напряжения - связана с умением отвлечься от неприятных мыслей и эмоций путем сочетания физического и умственного расслабления. Эти упражнения можно использовать в профилактических целях в периоды повышенной нагрузки на уроке или занятии, когда психологическое и эмоциональное состояние учащихся становится особенно уязвимым. С их помощью повышается стрессоустойчивость и сохраняется спокойное и бодрое расположение духа. Как показали исследования и практика, физкультминутки и методы релаксации на общеобразовательных уроках благотворно влияют на восстановление умственных способностей, препятствуют нарастанию утомления, повышают эмоциональный настрой обучающихся, снимают статические и физические нагрузки. Физкультминутки и релаксационные паузы проводятся в классе под руководством учителя и не должны превышать 1-5 минут. Особенно целесообразно проводить их тогда, когда у обучающихся появляются первые признаки утомления, снижается активность, нарушается внимание и т.п. Время начала физкультминутки определяет педагог, проводящий урок. Предлагаю активные методы релаксации, которые я часто использую на своих уроках.
1.Физкультминутка
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывёте,
Теперь в саду яблоки спелые рвёте.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело!

2.Метод «Художник». Играет тихая, спокойная музыка. Учащиеся действиями выполняют то, что говорит учитель: "Вы - художник. Давайте нарисуем картину. Это будет лето. Рисуем траву слева - направо. Трава у каждого художника разная: у кого-то высокая, у кого-то низкая, в тёмных или светлых тонах, густая или редкая. Теперь рисуем небо. Светлое, с лёгкими перьями облаков. Выглянуло солнышко. Рисуем его яркие и длинные лучи. Вдруг ваша картина ожила. Вам тепло и светло под солнцем. Его радужные блики освещают всё вокруг. Вы зажмурились. И незаметно для себя открыли глаза».
3. Метод «Эмоциональная разрядка»:
нахмуриться, как осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница;
улыбнуться, как кот на солнце, Буратино, хитрая лиса, ребенок, который увидел чудо;
устать, как папа после работы, человек, поднявший груз, муравей, притащивший большую муху;
отдохнуть как турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, уставший воин.

4. Игра «Пол, нос, потолок»
Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если Вы его коснётесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руки вверх и скажите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с Вами, а называть будете Вы. Ваша цель - запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если Вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого - то в четвертом ряду нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться несколько раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

5. Упражнение «Раздувающийся шар»
Представьте, что у вас есть туго надутый шар. Вы крепко держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется ввысь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – это ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза. Ваша проблема «улетела».

6. Упражнение «Полет белой птицы»
Это упражнение особенно полезно в конце выполнения трудного задания, которое потребовало большого умственного напряжения, для снятия усталости и обретения новых сил, душевного равновесия. Упражнение проводит учитель либо ведущий. Надо расположиться как можно удобнее и расслабиться, закрыть глаза, успокоить своё дыхание и произнести про себя следующий текст:
«Я лежу на теплом жёлтом песке, надо мной спокойное, чистое, синее небо.
В небе плавно летит белая птица. Я поднимаюсь и лечу рядом с ней, я сам (а) – эта белая птица. Я лечу в спокойном синем небе, подо мной спокойное синее море. Вдали показался жёлтый песчаный берег, он все ближе и ближе. Я подлетаю, опускаюсь на теплый жёлтый песок, снова превращаюсь в человека и ложусь на спину. Я лежу на теплом жёлтом песке, надо мной спокойное синее небо, я расслаблен (а), я отдыхаю. Моих ног коснулась приятная прохлада, она заполнила мышцы ног, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила живот, мышцы спины, мышцы легкие и бодрые; приятная прохлада заполнила руки и грудь, мне легко дышать, приятная прохлада заполнила шею и голову; голова ясная и чистая. Все тело заполнено приятной прохладой, голова ясная и чистая, мышцы легкие и бодрые. Три глубоких вдоха, открываю глаза, встаю. Я отдохнул (а)!»

7. Метод “Земля, воздух, огонь и вода” (этот метод сейчас очень популярен) Цель: повысить уровень энергии в классе.
Численность: весь класс.
Время: 5 минут.
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду. Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, дует лёгким ветерком в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев. Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете сначала предложить зевать сознательно, чтобы класс быстрее “взбодрился”). Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть вверх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность. Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом. Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени. Можно дать дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

8. Упражнение «Вверх по радуге». Цель: развитие умения релаксировать, снятие тревожных ощущений. Учащимся предлагается сделать глубокий вдох и представить, что вместе с воздухом они взбираются вверх по радуге, выдыхая, съезжают по ней. Упражнение повторяют мысленно три раза, закрыв глаза, затем снова повторяют, открыв глаза. Каждый делится своими ощущениями.

















15