Методическая разработка мероприятия День птиц


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ
«ДЕНЬ ПТИЦ»


Подготовила и провела:
Мустафина Эльмира Айсиновна педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДОД «ЮНИТЭР» РМР

Рузаевка 2017
Цель и задачи мероприятия:
экологическое воспитание учащихся, расширение кругозора, проверка знаний, эрудиции.
Оборудование: 
картины с изображением птиц, плакаты с загадками, фонограмма голосов птиц.
Продолжительность мероприятия: 45 мин.
Ход мероприятия.
l. Историческая справка.
Международному дню птиц более ста лет. Его начали отмечать «экологически озабоченные» американцы еще в 1894 году. Идея чествовать пернатых отлично прижилась и на русской почве. Это легко объясняется культурной традицией связывать образ птицы с духовностью. Впрочем, если оставить иронию и обратиться к фактам, то весьма интересно то, что в царской России к началу 20 века делом охраны пернатых занималось более двух десятков организаций, большинству из которых покровительствовали весьма влиятельные лица и даже императорская фамилия. В городах повсеместно открывались детские организации - Майские союзы для изучения и защиты птиц. Они создавались на базе школ и объединяли детей 9 -11 лет. Эмблемой таких Майских союзов была летящая ласточка.
После революции эстафету от «летящих ласточек» приняли юные натуралисты. Они с такой широтой отмечали День защиты птиц, что в 1928 году побили своеобразный рекорд, развесив на территории Московской области более 15 000 скворечников. При этом в добровольной акции принимало участие порядка 65 тысяч детей!
Ударными темпами и широтой охвата, впрочем, отличались и последующие мероприятия в честь пернатых. Однако Великая Отечественная война заставила советских детей надолго забыть о птицах; движение возродилось только в 1948 г. Но уже к 70-м годам празднование Дня птиц снова «сошло на нет».
В новой России о пернатых братьях наших меньших, вспомнили только в 1993 году. Тогда-то и был основан Союз охраны птиц России. Главным делом Союза стала, конечно, не столько пропаганда скворечников, сколько серьезная работа над сохранением всего многообразия птичьей фауны Российской Федерации. И в этом вопросе у современных защитников птиц проблем прибавилось: изменения в экологии лесов гонят бедных птах в города, где их поджидают неисчислимое количество опасностей. Именно поэтому и нужно воспитывать наших деток в духе уважения и бережного отношения к пернатым. А иначе есть опасность, что лет через пятьдесят на наших улицах мы не услышим ничего, кроме автомобильных клаксонов.
Сегодня мы выясним, что мы знаем о наших пернатых собратьях, выявим знатоков птичьего мира.
ll. Конкурс “Разминка” (загадки о птицах).
1)На шесте – дворец,  Во дворце – певец,  А зовут его… (скворец)
2) Всё время стучит, Деревья долбит, Но их не калечит, А лечит. (дятел)
3) На одной ноге стоит,  В воду пристально глядит,  Тычет клювом наугад,  Ищет в речке лягушат. (цапля)
4) Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока)
5) По лужку он важно бродит,  Из воды сухим выходит,  Носит красные ботинки,  Дарит мягкие перинки. (гусь)
6) Всех перелётных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад-вперёд по пашне вскачь, А зовётся птица… (грач)
lll. Викторина.
1. Для чего дятел “барабанит”?
А) клюв чистит;
Б) кому-то что-то сообщает; (+)В) музыкой увлекается.
(сигнал служит приглашением для самки)
2.Зачем страус голову в песок прячет?
А) от страха;
Б) освобождается от паразитов; (+)В) разыскивает пищу.
(Закрыв свои большие глаза и опустив голову в горячий песок, страус ждёт, пока погибнут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь и принимает самые настоящие песочные ванны).3.Какая птица является чемпионом по нырянию?
А) утка;
Б) гагара;
В) пингвин. (+)(гагара ныряет на глубину 80м, пингвин – 200м).
4.Почему у журавля рождается только один птенец?
А) журавль откладывает только одно яйцо;
Б) сильный птенец убивает слабого; (+)
В) птенец, вылупившийся первым, выбрасывает остальные яйца из гнезда.
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остаётся один. Вылупившиеся птенцы тут же начинают жестокую драку, пока один не убьёт другого, а родители стоят рядом и спокойно наблюдают за этим действием).lV. Конкурс “Живые синонимы”.
Вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Могучий как … (орёл)
Вольный как птица … (птица)
Вороватый как … (сорока)
Важный как … (гусь)
Взгляд хищный как … (у ястреба)
Зоркий как … (сокол)
Болтать как … (сорока)
V. Музыкальный конкурс.
Назовите песни, в которых встречается название птиц или слово птица.
Vl. Конкурс “Узнай птицу по портрету”.
Каждое существо имеет своё лицо, свой портрет. Лица эти по-своему интересны, удивительны и даже красивы.
Сегодня по портрету будем узнавать птиц.

Vll. Конкурс “Веришь – не веришь”.
Верите ли вы, что кукушка кукует, не открывая клюва? (да)
Верите ли вы, что яйцо аиста самое крупное? (нет)
Верите ли вы, что у птиц память отсутствует? (нет)
Верите ли вы, что птицы путешествуют по своим законам? (да)
VIII.Практическая работа.
Классические фигурки оригами делаются из квадратного листа бумаги размером 15 см x 15 см, без надрезов и клея. Ранее мы уже сложили базовые формы "квадрат" и "птица". Из базовой формы "птица" и делается непосредственно ЖУРАВЛИК.








Динамическая пауза.
IX.Подведение итогов.