Выступление на окружном семинаре на тему Итоги апробации учебного курса Основы религиозных культур и светской этики


Итоги апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ
(результаты, проблемы, пути решения)
Мы начинали свою деятельность в 2010 году с 4ми классами, после прохождения курсовой подготовки в г. Качканаре.
Родители 4-классников выбрали для изучения модуль «Основы светской этики».
Целью изучения данного курса считаем: формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению.
В целом от преподавания курса остались положительные впечатления как у преподавателей, так и у учащихся и их родителей.
Курс интересен своим содержанием, способен сконцентрировать весь опыт воспитательной работы школы (герои России – факельное шествие, сострадание, милосердие – помощь ветеранам, леди и джентльмены – ваше отношение к школьной форме, акция милосердия – спеши делать добро), направленной на воспитание патриотизма, любви к своей малой Родине, ее людям, усвоение нравственных ценностей.
Мы считаем, что методическое обеспечение курса достаточно полно, положительного хочется отметить мультимедийное сопровождение каждого урока. Занятия проходили в кабинете географии, где имеется интерактивная доска, компьютер, проектор, принтер, что давало возможность использования ИКТ на уроках: Дети могли готовить д/з в электронном виде (фильмы, презентации и т.д., у преподавателей есть возможность использования ресурсов сети Интернет (портал ОРКСЭ, материалы с региональных совещаний по итогам апробации курса, обмен опытом с преподавателями ОРКСЭ из других регионов страны) создание собственных мультимедийных материалов к уроку).
(работы детей на отдельные диски - накопление материала)
Курс позволяет, учитывая возрастные особенности детей, использовать различные формы учебной деятельности и предлагать разнообразные д/з: игровые, работа с учебником, театрализация, создание минипроектов, рисунков, интервью.
Ценное, на наш взгляд то, что этот курс способен «присоединить» к школе семью.
Вовлечение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.
Рассказы о семье прозвучавшие в классе могут стать еще одним объединяющим фактором во взаимодействии (семейные праздники, традиции семьи, род и семья, герб семьи, мои идеалы (на кого я хотел бы быть похожим) герои России, моральные нормы нашей семьи)
Родители приглашаются на итоговые мероприятия, защиту проектов (приглашение) Главная задача таких мероприятий – создание установки на сотрудничество, а предполагаемый результат – заинтересованность родителей в успешном усвоении содержания курса их детьми.
Анализируя свой, пока еще не большой опыт по изучению данного курса, мы выявили проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться:
- курс интересный, но сложный, много времени необходимо на подготовку к занятиям
- не все родители помогают ребенку в изучении курса (зависит это и от личной заинтересованности педагога и мотивации родителей)
- отсутствие системы оценки достижений и результатов обучения
- неясны перспективы преподавания курса
- совершенствование (доработка) УМК (создание рабочей тетради со страничкой рефлексии)
Несмотря на имеющиеся проблемы, в целом курс вызывает положительные эмоции. Учащиеся высказывают на уроках свое мнение, одобряют или осуждают, соглашаются или спорят. А именно в споре рождается истина.
Проведенное анкетирование подтвердило положительное отношение детей и родителей к данному курсу (диаграммы)
Трудно поверить, что школьный предмет, изучаемый в 4 – 5 классах, способен оздоровить нравственную атмосферу российского общества. Если мы хотим немедленного результата, ждем чуда от маленького учебного курса, то не избежим разочарования и разуверимся в собственных силах.
Труд, терпение и здравый смысл – лучшие средства решения наших проблем. И еще требуется любовь к нашим детям.
Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем – чуда не произойдет, но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения – унесем с собой свои пороки. Пусть наши дети придут в Мир нравственно чистыми!!!