Методическая разработка воспитательного мероприятия День птиц.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области













Воспитательное мероприятие
«День птиц» - экологический праздник.



подготовила:
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Красногвардейского района Белгородской области
Кравченко Лилия Сергеевна
















г. Бирюч. 2014 год
Название разработки: воспитательное мероприятие
Название и форма проведения: «День Птиц», экологический праздник.
Пояснительная записка.
Цель занятия: формирование активной нравственно-экологической позиции личности по отношению к окружающему миру.
Задачи:
- систематизировать знания детей о многообразии и жизнедеятельности птиц, о всероссийских праздниках;
- знакомить учащихся с перелетными птицами; с огромным значением птиц в природе и жизни человека, с ролью охраны птиц и окружающей природы.
-формировать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам, стремление учащихся к творческой и практической деятельности по охране и защите птиц;
- воспитывать заботливое отношение к птицам.
Форма проведения: экологический праздник.
Метод проведения: проектно-конструкторский, словесный, наглядный, практический.
Возраст детей: 10-12 лет.
Условия для проведения: просторный кабинет.
Оборудование: Запись «Голоса птиц», рисунки перелетных птиц, плакаты, скворечники и птичьи домики, птицы из бумаги, воздушные шары.
Методические советы на подготовительный период: разучить стихи, нарисовать рисунки и плакаты, посвященные птицам, изготовить птиц из бумаги, заранее изготовить различные виды скворечников и определить, где их вешать, изучить литературу о птицах нашей местности, вспомнить пословицы и поговорки о птицах.

План занятия.

I. Организационный момент.
Выступление педагога: «Откуда и куда летают птицы».
II. Основные этапы мероприятия:
1. Выступление детей (чтение стихов о птицах);
2. Выступление педагога: Истоки празднования Дня Птиц в России, традиции проведения Дня Птиц в России.
Конкурсная программа:
3. Разминка «Люди, как птицы»;
4. Исследовательский конкурс «Кто Вы, Птицы?»
5. Краеведческая викторина «Знатоки родной природы»
6. Конкурс капитанов «Что ни шаг, то птица».
7. Музыкальный конкурс «Птичьи голоса»
8. Загадочный конкурс «Весенний ветер»
9. Игра со зрителями «Кто лишний?»
10. Любознательный конкурс «Птичьи премудрости»
11. Метеорологический конкурс «Предсказания оракула»
III. Итог мероприятия:
«Символичное зазывание весны» и «Праздничный подарок» (вывешивание скворечников и птичьих домиков).
Рефлексия.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Педагог: «Откуда и куда летают птицы»
Птицы. Поймав их взглядом, мы стараемся не упустить из виду, следим за их полетом или вслушиваемся в их разговор. Они завораживают нас. В древности душу человека сравнивали с птицей. Душа человека тоскует без свободы, без мечты, без дела жизни. Так и птица она всегда рвется в небо. Ей нужен полет, простор. На Руси весной птиц встречали по-особенному. Человек верил, что птицы, возвращаясь домой с юга, несли Весну на своих крыльях. Прилета птиц ждали, их закликали и встречали праздником. С прилетом птиц природа каждый день преображалась. И преображался сам человек: его душа - загадка, которую загадали человеку перелетные птицы.
Ещё в древности люди заметили, что время от времени большая группа птиц определённых видов исчезает, а потом появляется вновь. Однако природу исчезновения птиц тогда ясно не понимали. Одни считали, что это связано с волей богов и предзнаменованиями. Другие были уверены, что птицы впадают в спячку, как животные, или зимуют на морском дне. К таким "морским обитателям", например, причисляли ласточек. Для того чтобы узнать, откуда и куда летают птицы, еще в XIX в. был придуман способ (кольцевание), который позволяет отслеживать пути перемещения пернатых. На лапку птице прикрепляют кольцо с данными, где пишется время и место кольцевания, наименование и адрес организации, выполнившей эту процедуру.
Миграция (движение) перелетных птиц в страны с более теплым климатом происходит два раза в год. Чтобы достичь этих стран, птицы вынуждены лететь день и ночь. Обычно полётом руководят опытные старые вожаки, но у некоторых видов, например, у кукушек, молодняк сразу начинает летать самостоятельно. Интересно, что до сих пор нет единого мнения по поводу того, как птицы находят свое гнездо на пути из теплых стран. Кто-то считал, что птицы ориентируются по памяти, кто-то полагал, что у них есть специальный инстинкт. Известно, что пернатые ориентируются в пространстве двумя способами. Если речь идёт о поиске своего гнезда в районе проживания, то птицы запоминают расположение наземных объектов и ориентируются по ним. Когда же птицы летят в дальние страны, то находить конечную точку им помогает восприятие электромагнитных воздействий, свой «птичий» компас, хотя до конца этот механизм пока не исследован.
При миграции птицы стараются лететь над территориями, в которых есть места для отдыха и где можно подкрепиться. Правда, молодые птицы, пускаясь в свой первый перелёт, часто отклоняются от таких "проторенных дорог".
Способ перелета у различных видов птиц отличается. Так, например, гуси или журавли вылетают группами, в которых особи располагаются в определённом порядке - клином. Представители отряда воробьиных тоже летят группами, но эти группы беспорядочны. Существуют птицы, которые улетают и прилетают поодиночке, или же сначала самки, потом самцы, как у зябликов.
II. Основные этапы мероприятия:
1. Выступление детей. (Выходят дети и читают стихи о птицах)
Дети:
Ребенок 1:
Летят перелётные птицы
Туда, где цветы и тепло;
Где солнце рождает зарницы
И будет уютным гнездо...

Ничто не заставит их сбиться,
С намеченной цели свернуть.
Сквозь бури, шторма и границы
Проходит тяжёлый их путь.

Ребенок 2:
Но как бы ветра птиц не били
Вдали от желанной земли,
Летят они милю за милей
В родные "пенаты" свои.

Надежда им путь освещает,
Когда ураганы стеной.
А сердце упорно вещает:
"Домой, дорогие, домой!"

Порой не под силу дорога,
Но падать не должно душой!
Крепитесь, осталось немного:
Домой, дорогие, домой!

2. Выступление педагога: Истоки празднования Дня Птиц в России.
Педагог: День птиц традиционно отмечают в нашей стране в первых числах апреля. Это замечательный праздник, на котором дети и взрослые узнают много нового об окружающей природе, помогают птицам решать их «жилищные проблемы» и приобщаются к старинным русским обычаям.
Традиционно открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. Уже прилетели скворцы, жаворонки, зяблики, певчие и черные дрозды. В апреле прилетают зарянки, зеленушки, вьюрки, овсянки. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивают искусственные гнездовья для птиц.
Издавна на Руси праздновали весенний прилет птиц, пели специальные песни и заклички, пекли жаворонков из теста.
В России День птиц имеет давнюю традицию. В старом "месяцеслове" есть такие праздники, как День встречи перелетных птиц, День закликания птиц (Герасим-грачевник, Сороки), День ласточки (Егорий весенний).
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить. В этот день на Руси отмечали праздник Жаворонки. В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик. Поэтому пели заклички – «закликали весну».
Приди к нам весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Со рожью зернистою,
Со пшеничкой золотистою,
Со овсом кучерявым,
Со ячменем усатым,
Со просом, со гречею,
С калиною-малиною,
С черной смородиною,
Со грушами, со яблочками,
Со всякой садовинкой,
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах. Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила!
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна. Выпуская птиц, приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Традиции проведения Дня Птиц в России.
Педагог: Международный день птиц отмечается уже больше ста лет, а в нашей стране его начали проводить в 1927 году по инициативе талантливого орнитолога Николая Ивановича Дергунова. С 1990-х годов большую работу по возрождению Дня птиц ведет Союз охраны птиц России. Сегодня главная цель праздника – сохранение видового разнообразия и численности диких птиц.
Ежегодно Союз охраны птиц России избирает эмблему "Птица года". В 2014 году этой птицей стал черный стриж.
Название этой птицы уносит нас в глубину веков. У древних славян богом ветра был Стрибог. Корень слова «стр» пришёл из санскрита, древнего языка, являющегося прародителем многих языков, в том числе и славянских. Этот корень связан с понятием быстрого движения, быстрого изменения состояния. Вспомним слова «стремительный», «стремление», «струя», «стрела».
Так вот: стриж - самая стремительная из наших птиц. Их скорость в полёте достигает 250 км/ч, ну чем не посланцы Стрибога.
После вылета из гнезда стрижи, по некоторым данным, могут находиться в непрерывном полете несколько лет! Присев на землю, стриж не ходит. Если он здоров и силен, то взлететь с места ему не составит труда, но ослабленная или травмированная птица не имеет шансов взмыть в воздух и неминуемо погибнет от голода.
Рацион этих птиц состоит из крылатых букашек и паучков, дрейфующих по волнам воздушного океана. В поисках пропитания стрижи пролетают в течение дня много километров, а собравшись заночевать в небесах, поднимаются вечером на большую высоту и дремлют до рассвета, свободно паря в воздухе и лишь изредка взмахивая крыльями.
Стрижи прилетают самыми последними из перелетных птиц, а улетают самыми первыми, таким образом, на родине стрижи проводят всего лишь три месяца в году, а зимуют они в экваториальной части Африки, почти за 10000 км от мест гнездования.
Стрижи охотно заселяют обыкновенные скворечники; для этих птиц также сооружают и специальные домики – «стрижатники».
Немало стрижей погибает при столкновениях с проводами линий элекропередач, ломая себе крылья или жестоко раня грудные мышцы.
В рамках экологической акции «Птицы наши друзья» вы можете помочь птицам решить жилищную проблему – сделать и развесить домики для птиц, выкормить выпавших из гнезд стрижат, рассказать об этой замечательной птице своим друзьям и родственникам.

Конкурсная программа:
Педагог: Из учащихся 5-6 классов мы сформируем две команды по пять человек в каждой. Каждая команда придумает название: например, команда «Скворцы» и команда «Грачи» и выберет капитана команды.

3. Конкурс-разминка «Люди, как птицы»
Педагог: В качестве разминки вам, ребята, предлагается ответить на ряд вопросов. В своих ответах вам нужно пояснить, какие качества человека и птицы позволяют их сравнивать. За правильный ответ вы получаете «птичку». (Дети из разных команд по очереди отвечают на вопросы конкурса)
1. Так называют человека, который хорошо поет. (Соловей).
2. Так говорят о человеке, который упустил что-либо. (Проворонил).

3. О мужчине, который изо всех сил старается понравиться женщине говорят, что он распускает хвост этой птицы. (Павлин).
4. Так называют людей, спор которых вот-вот перейдет в драку. (Петухи).
5. О человеке, которому неуютно, говорят, что он нахохлился как эта птица. (Воробей).
6. Так называют влюбленных. (Голубки).
7. Так называют человека, который разносит сплетни. (Сорока).
8. Так называют доброго, милого, родного человека. (Ласточка).
9. Так называют человека, с необычайно раздутым самомнением. (Индюк).
10. Так называют плохую мать. (Кукушка).
11. С этой птицей сравнивают человека, который пытается спрятаться от опасности. (Страус).
12. Так называют мужественного, сильного человека. (Орел).

4. Исследовательский конкурс «Кто Вы, Птицы?»
Педагог: Каждому члену команды дается текст с описанием образа жизни загаданной птицы. На листе бумаги вы по очереди пишете название загаданной птицы, и только капитан должен выбрать правильный, по его мнению, ответ.
1-й участник команды – «художник» - угадывает птицу по внешнему описанию;
2-й участник – «кулинар» - угадывает по тому, чем питается птица;
3-й участник – «лесник» - угадывает по тому, как ведет себя птица в брачный период;
4-й участник – «гнездовик» - угадывает по тому, какое гнездо строит птица, как ведет себя в период высиживания птенцов;
5-й участник – капитан-«охранник» - дает окончательный ответ.

Описания птиц.
Дятел.
1. По размерам эти птицы не больше скворца. В лесу, где нет больных деревьев, эта птица жить не станет. Не потому, что голодно, а потому, что не выдолбить ему в здоровом дереве дупло. Для обработки вертикальных стволов у этих птиц особое положение пальцев. Птица поворачивает задний палец вбок под прямым углом к передним пальцам. Язык птицы очень длинен, тонок и гибок, легко проникает в просверленные личинками ходы и даже может следовать по их извилинам.
2. Эти птицы питаются различной пищей: личинками, которых достают из-под коры, насекомыми, а также семенами, плодами, соком деревьев, иногда они разоряют гнезда других птиц, правда, только в особо холодные и дождливые весны.
3. Эти птицы – из числа немногих птиц, кому дом нужен всю жизнь, а не только на время выведения птенцов. Весь год они прячутся от непогоды в дупле. Семейное дупло готовит самец весной, как начнет пригревать солнце. Забравшись внутрь, птица откалывает мягкие щепочки и выбрасываетк подножью дерева. По этой россыпи в весеннем лесу можно найти свежее дупло.
4. насиживают и выкармливают птенцов самка и самец. Яйца белые. Птенцы слепые, как правило, голые. Выводятся нетерпеливые птенцы, истошные крики которых заставляют родителей быстрее носить корм, и, вероятно, эти писки служат им звуковым маяком. Когда высиживание птенцов подходит к концу, вид у родителей потрепанный. К осени птицы становятся самыми красивыми в лесу.
5. Спасая деревья от насекомых-вредителей, эти птицы приносят огромную пользу лесу. Давайте беречь этих птиц!

Синицы
1.Эти птицы – представители семейства певчих воробьиных. Размером птицы небольшие. Клюв конический, иногда очень острый. Преимущественно лесные птицы. Проделывать разнообразные акробатические трюки в поисках насекомых позволяют острые цепкие коготки, про которые даже сложена пословица.
2. Истребление вредных насекомых во все времена года – это и есть основная польза, которую приносят птицы человеку. Чтобы привлечь птиц, люди часто зимой сооружают для них искусственные домики. Осенью эти птицы пополняют свой рацион и семенами растений.
3. Летом птицы малозаметны: держатся в лесах и парках и свое пребывание выдают только звонкой песней, один из звуков которой, похожий на звон колокольчика, характерен для птиц этого вида: «Ци-ци». Яркое желтое оперение этих птичек радует глаз среди однообразной зимней белизны. В длинные, морозные зимние ночи стайки птиц забираются в укрытия и спят, тесно прижавшись друг к другу, образовав пушистый шарик с торчащими из него хвостиками. Такая ночевка помогает экономить тепло.
4. Гнездятся птицы ранней весной, и потому их гнезда должны быть очень теплыми. Гнезда выстилаются толстым слоем шерсти и перьев. наседка лежит на нем, словно на пышно взбитой перине. Во время насиживания самка почти не вылетает из гнезда. Большинство птиц вьют гнезда в старых, выдолбленных дятлами дуплах или трещинах каменных скал. Птенцы появляются голыми, слепыми и беспомощными. Выкармливают птенцов сначала мелкими насекомыми, их личинками, червями, позже кормом могут служить крупные жуки, семена различных зерновых культур. Птенцы растут быстро.
5. Это, пожалуй, самые полезные из птиц, обитающих в России, и в нашей местности, потому что истребляют миллионы насекомых, спасая леса и сады от этих вредителей.

Скворцы
1. Эти птицы – представители семейства певчих воробьиных. Клюв прямой, ноги сильные. Оперение на солнце отливает пурпурно-фиолетовым, зеленым и синим радужным блеском черных перьев с редкими беловатыми крапинками. Таков брачный наряд этой птицы. К середине лета остатки белесого крапа исчезнут полностью, и тогда игру света на пере можно будет сравнить с блеском самоцветов, но тут начинается линька, и птицы снова из черных становятся пестрыми. Свою популярность эта птица заслужила как одна из лучших пересмешников с хорошим музыкальным слухом и памятью. Поет эта птица всегда, кроме тех недель, когда занята кормлением птенцов
2. Эта птица не всеядна, но с кормами она не бедствует нигде. Взрослой птице и птенцам годится многое: дождевые черви, слизни, мокрицы, жуки, гусеницы, поденки, зерно, ягоды. Среди них есть любители мелкой рыбешки, которую ловят сами, от них иногда достается вишневым садам и виноградникам.
3. С прилетом самок и образованием семейных пар ночные сборища удваиваются: каждый самец прилетает на них со своей подругой. Но когда начинается насиживание, самцы опять будут улетать по вечерам одни, оставляя самок в гнездах до утра, только днем подменят их для кормежки. Самец начинает мостить гнездо до прилета самки, но делает это без должного усердия. С ее появлением строительство завершается быстро, хотя не все в семейной жизни птиц улаживается сразу: иногда на одно дупло метят две или даже три претендентки.
4. Время появления птенцов узнать нетрудно, потому что в этот день из гнезд птиц выбрасываются голубые яичные скорлупки. С первым выводком все семьи управляются почти одновременно к началу лета, когда еще остается немало времени для повторного гнездования и воспитания другого выводка. Но чем севернее, тем реже используют птицы такую возможность. Самка может улететь с первым выводком, а самец останется и будет призывать песнями новую самку в свое гнездо.
5. Эта птица всегда была не просто спутником человека и защитником его урожая, но и моральным помощником. Днем он бегал по борозде за сохой или плугом, а вечером, распевая у крыльца свои забавные песни, создавал уставшему пахарю особый уют, прилетал и пел, как бы прощаясь, в солнечные дни осени, когда заканчивались работы на земле. Так что эта птица особая, и доброе отношение к ней будет сохраняться как традиция.

Сова
1. Эти птицы внешне похожи на дневных хищных птиц. Длина от 12 см. до 84 см, самки крупнее самцов. Оперение густое, мягкое, часто с маскирующей окраской. Голова большая, оперение на передней части образует лицевой диск. Глаза приобрели способность видеть при самом слабом освещении и расположены таким образом, что дают возможность определить расстояние до жертвы. Но в абсолютной темноте, какая обычно бывает долгими осенними ночами, птица охотится, руководствуясь только слухом. Пролет бесшумный. Окраска перьев серовато-бурая.
2. Кормятся птицы животной пищей, главным образом мелкими грызунами, иногда птицами. Поэтому этим птицам не страшны морозы, но отсутствие зимой корма губительно для них.
3. Эти птицы с пренебрежением относятся к гнездостроительству, чаще занимают чужие гнезда, немного подправят – и выводят птенцов. Нет гнезда чужого – вытопчет самка ямку в земле и откладывает 2-3 яйца.
4. Яйца у этих птиц белые, с блестящей скорлупой. Новорожденные птенцы одеты пухом, но слепые и глухие. Птенцы открывают глаза и начинают слышать через неделю после вылупления, и скоро они меняют первородный пух на мягкие перышки, нечто среднее между пухом и пером. Выкармливают птенцов оба родителя.
5. В связи с сокращением численности ряда видов находятся под охраной во многих странах мира, в том числе и в нашей стране.

5. Краеведческая викторина «Знатоки родной природы»
Педагог: Ответьте на вопросы конкурса, за каждый правильный ответ будет вручаться «птичка».
1. Какие птицы в нашей местности прилетают раньше всех? (Грачи, утки, скворцы, жаворонки).
2. Назовите перелетных птиц нашего края? (Скворцы, грачи, утки, жаворонки, зяблики, трясогузки, гуси, цапли, деревенские ласточки, горихвостки, мухоловки, пеночки-теньковки, кулики).
3. Какие виды птиц занесены в Красную книгу Белгородской области и находятся под охраной? ( Белая цапля большая, аист белый, выпь большая, лебедь-шипун, лебедь-кликун, сокол-сапсан, чеглок, пустельга обыкновенная, орел-карлик, коршун черный, лунь полевой, лунь луговой, журавль серый, куропатка серая, неясыть обыкновенная (сова), сплюшка (сова), зимородок обыкновенный.
4. Каково значение птиц в природе и жизни человека? Какую пользу приносят птицы?

6. Конкурс капитанов «Что ни шаг, то птица».
Педагог: В этом конкурсе капитанам команд надо будет встать на одной стартовой линии и по очереди называть птиц, который они знают, делая один шаг вперед. Если капитан не может назвать птицу более 10 секунд, его команда проигрывает. Команде-победительнице присваивается большая командная «птица».

7. Музыкальный конкурс «Птичьи голоса»
Педагог: А сейчас вашему вниманию предлагается музыкально-звуковой конкурс. Вам необходимо угадать чей это голос, прослушав запись голосов птиц. Кто угадает первым – тому вручается «птичка». (звучат записи голосов птиц).
Птица 1: Домовой воробей;
Птица 2: Соловей;
Птица 3: Голубь;
Птица 4: Большой пестрый дятел;
Птица 5: Грач;
Птица 6: Сорока;
Птица 7: Утка кряква;
Птица 8: Большая синица.

8. Загадочный конкурс «Весенний ветер»
Педагог: Весенний ветер подул и перемешал все буквы в словах – названиях птиц, живущих в наших краях. Выберите по листочку с «запутавшимися» буквами и попробуйте расставить их в правильном порядке. За 1 правильно угаданную птицу выдается 1 «птичка».

1 команда: ГВОХОРИСТКА (горихвостка);
КОСТАЧАЛ (ласточка);
ГИРЬНЕС (снегирь);
ЦЕРКВОС (скворец);
ЛОВИГА (иволга);
ШНУРОК (коршун).

2 команда: ВЕЛОСОЙ (соловей);
ИСТРИСВЕЛЬ (свиристель);
НОРОВ (ворон);
ВКОНОРОЖА (жаворонок);
ЗЛОПОПЕНЬ (поползень);
КАГАЛ (галка)

9. Игра со зрителями «Кто лишний?»
А теперь давайте немного поиграем со зрителями. Я буду называть только имена птиц, но если вы услышите, что появились не только имена птиц, а названия других животных или предметов, то дайте мне знать. Можно топать и хлопать в ладоши.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
Дети топают.
Ведущий: Что неправильно?
Дети: Мухи!
Ведущий: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Ведущий: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны
Ведущий: Прилетели птицы:
Голуби, куницы
Ведущий: Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки и спасибо, шутки!

10. Любознательный конкурс «Птичьи премудрости»
В этом конкурсе каждой команде раздается по 3 конверта, в которых находятся по три разрезанных на части пословицы, каждая из которых напечатана на своем определенном цвете бумаги. Задание: собрать пословицы о птицах. Награда (маленькая «птичка») выдается за каждую правильно собранную пословицу.

1. Птицу узнают в полете, а человека в работе.
Воробей под кровлю, а сова на ловлю.
Лучше умереть орлом, чем жить зайцем.

2. Человек без родины, что соловей без песни.
Ворон ворону глаза не выклюет.
Журавль межи не знает и через ступает.

3. Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки
Не поймав, курицы не щиплют.
Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

4. Ворона за моря летала, а умней не стала.
Воробьев бояться – проса не сеять.
Птицу приманивают кормом, а человека словом.

5. На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Коготок увяз – всей птичке пропасть.
Не надобна соловью золотая клетка, лучше ему зеленая ветка.

6. Поет что соловушка, да пуста головушка.
Без хвоста и ворона не красна.
Рано пташечка запела, как бы кошечка не съела.

11. Метеорологический конкурс «Предсказания оракула»
Педагог: Как известно, для того, чтобы хорошо делать предсказания, надо быть не только хорошим психологом, но и хорошо разбираться в приметах. Надеюсь, что вы знакомы с народными приметами, связанными с поведением птиц. Тогда займемся предсказаниями. На карточках каждой команде будут даваться задания, вам необходимо ответить: «Какая будет погода, если» Подсказка: имеется 3 варианта ответа: тепло, холодно, дождь. За правильный ответ дается награда – «птичка».

1. Какая будет погода, если:
воробьи чирикают, а певчие птицы громко поют?

3. Какая будет погода, если:
птицы осенью рано улетают на юг, а воробьи собирают пух и перья?

5. Какая будет погода, если:
зяблик беспокоиться и тенькает, а соловей замолкает?


2. Какая будет погода, если:
ласточки летают высоко, а вечером закричал коростель?

4. Какая будет погода, если:
ворона кричит в сторону севера, а домашняя птица прячет голову под крыло?

6. Какая будет погода, если:
вороны опускают головы в лужи, а воробьи и куры купаются в пыли?



По этим приметам определите, какая будет погода.
Карточки 1-2 – ясная теплая погода (тепло);
3-4 – холодно;
5-6 - дождь

Педагог: А сейчас, пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги нашей праздничной конкурсной программы, посвященной Международному Дню Птиц и готовится объявить нам результаты, послушайте, пожалуйста, стихотворения о птицах и задумайтесь о том, что «Птицы – это наши друзья», которым нам необходимо помогать и охранять их. (Дети читают стихи об охране птиц).

Ребенок 1:
Мы безумно богаты.
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
И, конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Будто самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.

Ребенок 2:
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу.
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Ребенок 3:
О, как природа-мать
Терпима и добра!..
Но чтоб её
Лихая участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку – в небесах,
В таёжных дебрях – тигра.

Ребенок 4:
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте же мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся.

(Жюри объявляет результаты и называет команду-победительницу)

III. Итог мероприятия. «Символичное зазывание весны» и «Праздничный подарок» (развешивание скворечников и птичьих домиков).

Педагог: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми вопросами и заданиями, я рада, что победила дружба.
Итогом нашего школьного Дня птиц станет символичное зазывание весны. Мы надуем воздушные шары, привяжем за ленточку бумажных жаворонков и, сказав весеннюю "закликалку", отпустим их в небо.

1. Жаворонки, прилетите!
Красну весну принесите!
Нам зима-то надоела,
Весь хлеб у нас поела.
Нет ни хлеба, ни картошки,
Самовар стоит на окошке.
Чай я выпил. Сахар съел.
Самовар на кол надел.

2. Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето теплое!
Унесите от нас
Зиму холодную!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила!

3. Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму,
У нас корму нету.

И сделаем прилетевшим к нам птичкам «Праздничный подарок»: развесим в нашем школьном саду скворечники и птичьи домики, и наполним их кормом.
Рефлексия.
Педагог: Ребята, продолжите фразу: «Сегодняшнее занятие заставляет задуматься о.»
Методические советы организаторам и постановщикам
Мероприятие лучше проводить 1 апреля, так как именно этот день считается Международным днем птиц, в просторном школьном кабинете или в актовом зале. Место проведения занятия должно быть красочно оформлено плакатами и рисунками птиц. Заранее найти запись «Голоса птиц», вопросы к конкурсам и викторинам, стихи, пословицы, про птиц, весенние «заклички» птиц. Сделать «птичек» из бумаги и купить воздушные шары. Дать задание детям принести заранее сделанные дома скворечники и птичьи домики.
Методические советы на период ближайшего последействия
1. Проводить наблюдения птиц: «Весенние учеты перелетных птиц» и записывать в своем дневнике наблюдений.
2. Сфотографировать перелетных птиц у скворечников и птичьих домиков.
3. Продолжать регулярную подкормку птиц.

Список литературы:
1. Руденко Л.И. Мир вокруг нас. Волгоград: Учитель, 2006.
2. Андреева Т.Н. Человек и природа: дискуссии, ролевые игры, библиотечные уроки. Волгоград: Учитель, 2009. с.
3. Жердев Э.С. Пернатая радуга: Справочное пособие. – М.: Лесная
Пром – сть, 1988.
4. Плешаков А.А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение. 1994.
5. Рыжова Н.А. Наш дом – природа. М., 1998.
Интернет ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]