Презентация и методическая разработка зкологической игры Муравьи — санитары леса(2 класс)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа№1 имени Героя России
Андрея Завьялкина»
г. Ногинск
Методическая разработка внеклассного мероприятия



Номинация ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА

Муравьи – санитары леса!
( для учащихся 2-3 классов )

·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Составитель: _Малинина Ольга Борисовна,
учитель начальной школы высшей категории
2016 г.



Экологическая игра
« Муравьи – санитары леса »
Цель.
- Пропаганда экологической культуры.
- Углубление и обобщение знаний о муравьях при помощи разного рода конкурсов – головоломок.
- Обучение детей бережному отношению к природе родной Земли.
- Воспитание чувства осознания своего единства с окружающим миром.
Актуальность.
Актуальность игры состоит в том, что с исчезновением муравьев, санитаров леса, возникает экологическая катастрофа-опасность разрушения лесной зоны, как основного источника сохранения всего живого на Земле.
Изучение насекомых является одним из актуальных проблем человечества, т.к. жизнь природы очень сложна и человеку необходимо разобраться в сложной взаимосвязи всех её явлений. Только познав законы природы, учитывая их и опираясь на них, человек сможет обратить разрушительные силы природы на пользу общества.
Участники:
Обучающиеся 2-х , 3-х классов.
В игре участвуют 3 команды по 6-8 человек, выбирается название команды, капитан команды.
Оборудование:
Цветные карандаши (ручки), раздаточный материал для конкурсов, судейский лист.
Методика проведения конкурсной игры
«Муравьи – санитары леса»
Слайд № 1
Вступительное слово учителя.
* Представление жюри. Пояснение условий проведения игры.
*На обдумывание и обсуждение задания команде дается указанное время, игрокам разрешается общаться между собой. После обсуждения вопросов отвечать имеет право либо капитан, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа.
*Подводить окончательные итоги игры и анализировать ваши ответы будет жюри (представление членов жюри).
- Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. И сегодня мы будем учиться любить и беречь его- дом, в котором мы живём .У нас над головой общая крыша - голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что нам действительно надо знать и беречь дом, в котором мы живем. А поможет нам в этом наука
1 конкурс «Составь слово!»
( Кто быстрее из букв составит слово?)
Слайд № 2
Оценка: 5 баллов.
-Слово учителя.
Экология.
В переводе с греческого языка слово «экология» означает «учение о доме». Речь идет о «природном доме», который есть у каждого растения, животного, человека. Экология – наука об окружающей среде, о том мире, в котором мы с вами живем, о воздухе, которым дышим, о воде, которую пьем, о земле, на которой мы обитаем. Много лет человек неразумно пользовался богатствами нашей планеты, забывая о том, что все мы – дети природы. Теперь мы понимаем свои ошибки и стараемся исправить их. Мы с малых лет учимся познавать природу, любить ее и оберегать, быть созидателями, а не губителями живого мира. Человек и природа – единое целое.
- Ребята, а кто самый сильный на земле? Думаете слон или бегемот? Нет, не угадали! Я вам загадаю загадку:
«Тащит он соломинку К маленькому домику. Всех букашек он сильней Наш трудяга(муравей)»
Слайд № 3
- Самый сильный на земле – муравей, ведь он переносит тяжести, в десять раз превосходящие его вес, а слон при весе в пять тонн с трудом может поднять 1,5 тонны.
Обычный, привычный лесной муравей
Сильней всех животных и даже людей.
Поклажа на тоненьком тельце его
Раз в пять тяжелей муравья самого.
2. Конкурс: «Почемучкина поляна».
В этом конкурсе надо ответить на вопросы.( Отвечают устно)
1 вопрос:
- Почему муравья называют санитаром леса?
Слайд № 4
2 вопрос:
Почему лесные птицы садятся на муравейник, проводят на нем некоторое время и при этом не едят муравьев.
Слайд № 5



3. Решите задачу.
Самые трудолюбивые санитары леса - муравьи. В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых приносят муравьи за 1 час?
_______________________________________ ________________________________________

Оценка : по 1 баллу ( за каждый правильный ответ). Всего : 3 балла.
Слайд № 6
Ученик читает стихотворение.
«Муравьи – лесные санитары, так прозвали люди их не даром!
Чтобы лес красив был и здоров, без личинок вредных и жуков,
муравьи на страже день и ночь, гонят разных короедов прочь!
Только ты им, друг мой, не мешай, муравейник не разоряй!
Эти санитары так нужны для лесов твоей страны!»
Слайд №6
3. Конкурс: «Разгадайте ребус!»
В этом конкурсе команде надо разгадать ребус и прочитать предложение.
Оценка: 5 баллов.
Слайд № 7
Слово учителя. «Это интересно!»
Муравьёв великое множество. Как и у других насекомых, главный орган чувств у муравья – это усы. А вот средствами защиты являются острые челюсти и маленькое жало. Муравьи защищаются, брызгая в обидчика муравьиной кислотой. Как вы думаете, это полезные или вредные насекомые? Кого из лесных обитателей называют санитарами леса? Среди птиц – это дятел, среди зверей – волк, а среди насекомых? Правильно – муравей! Муравьи – защитники лесов. Там, где много муравьёв, лес здоровый и чистый. Учёные подсчитали, что все вместе взятые вредные насекомые способны уничтожить не менее 10% листвы деревьев, а при наличии рыжих муравьёв – не более 1%. Кроме того, немаловажна почвообразующая роль муравьёв. Они разрушают древесину старых пней, измельчают грунт, проделывая в нём ходы – выходы, и таким образом обогащают почву. Муравьи защищают лес от вредных насекомых, таких как листоеды, короеды. Вредные насекомые наносят лесу такой урон, который может сравниться с лесным пожаром. С весны до осени трудятся муравьи, стаскивая в муравейник личинок, гусениц, жуков, мушек.
А что мы знаем о жизни этих удивительных насекомых? Знаете ли вы, что муравьи – один из самых старых видов насекомых на Земле. Учёные говорят, что и 100 миллионов лет тому назад были муравьи и выглядели они так же, как выглядят сейчас. Знаете ли вы, что жизнь муравьёв во многом похожа на жизнь людей? Как и мы, муравьи живут в домах, которые они строят сами. То, что мы с вами привыкли называть муравейником, на самом деле – лишь его верхняя часть. Главная часть муравейника уходит глубоко под землю. Муравейник защищает от ветра и холода. Там всегда поддерживается одна и та же температура и есть хорошая вентиляция. А из чего строят муравьи свои дома? Из мелких веточек, кусочков коры, сосновых иголок. Муравьи склеивают с помощью своей слюны веточки и хвоинки с маленькими кусочками глины и земли, причём, делают это очень аккуратно, только в одном направлении – сверху вниз, чтобы во время дождя вода стекала, не попадая в муравейник. Муравьи очень трудолюбивы. Недаром о человеке, который хорошо работает, говорят: трудолюбивый, как муравей. Они трудятся с утра до вечера.
4. Конкурс: «Вспомни пословицу».
В этом конкурсе команде надо подобрать к началу каждой пословицы и поговорки её продолжения.
Оценка: 5 баллов.
5. Конкурс «Жалобная книга природы»
В этом конкурсе команде надо проявить творчество, фантазию и написать письмо муравьям (ответ на их жалобу) . Что мы можем сделать, чтобы исправить положение?
Слайд № 8 Жалоба:
Дорогие ребята! В лес пришли люди, истоптали чудесную полянку, оставили горы мусора и осколки битой посуды, а на месте родного домика полыхает огромный костёр! Помогите нам!
Оценка: 5 балов.
6. Конкурс «Экологический светофор»
Данное задание помогает развивать представления детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.
- запрещает действия, приносящие вред окружающей среде и жизни людей.
- предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
- разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.
Участники игры должны оценить поступки людей и раскрасить кружок в нужный цвет.
Оценка: 5 баллов.
Слайд № 9
7. Конкурс «Запрещающие знаки»
В этом конкурсе команде надо проявить творчество, нарисовать за 3 минуты запрещающие знаки поведения в лесу и объяснить, что обозначают эти знаки.
Оценка: 2 балла.
Слайд № 10
Подведение итогов. Награждение победителей.
Слайд № 11

13 EMBED Word.Document.8 \s 1415



15