Методическая разработка внеклассного мероприятия на темуПокормите птиц зимой


Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Покормите птиц зимой»
Цели:
- Привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме подкормки зимующих птиц.
- Вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам. - Научить проявлять заботу к ним.
- Расширить знания детей о птицах.
- Создать атмосферу доброжелательности.
- Обратить внимание детей на трудное существование птиц.
- Воспитывать бережное к ним отношение;
- Выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Задачи:
1. Вовлечение обучающихся в творческую и практическую деятельность по охране и защите зимующих птиц.
2. Развитие потребности общения с природой и окружающим миром, ответственности за «братьев наших меньших».
3. Воспитание у учащихся активной жизненной позиции в сфере экологической и природоохранной деятельности.
Оборудование.
рисунки птиц,
кормушки,
выставка книг о птицах,
картина с кормушкой.
Подготовка к мероприятию
Мероприятие проводится в рамках недели биологии. За месяц  до проведения мероприятия ребятам сообщается тема и день проведения. Ребятам предлагается принять участие в изготовлении творческих работ, выполнении рисунков по предложенной теме. Дети находят стихи, загадки, песни, теоретический материал о необычных птицах.
Во время мероприятия викторину проводит учитель. Информацию о птицах рассказывают дети.
Необходимые условия для проведения мероприятия.
Место проведения внеклассного мероприятия - актовый зал, который оборудован сценой для выступающих, кулисами, где во время выступления остальные участники ожидают своего выхода. На сцене достаточно места для декораций к мероприятию. Зал должен вмещать большое количество школьников, позволять свободное передвижение учащихся для выхода на сцену.
Ход занятия
Организационный момент.
Звучит мелодия из передачи “ В мире животных”.
Пти́цы – это животные, тело которых покрыто перьями и передние конечности видоизменены в крылья. Строение тела птиц приспособлено к полёту, хотя в настоящее время существует много видов нелетающих птиц. Ещё одним отличительным признаком птиц является также наличие клюва. На сегодняшний день на Земле обитает более 9792 различных видов птиц. Птицы появились на Земле примерно 130 миллионов лет назад. В наши дни их можно встретить во всех уголках Земли, от полюсов до пустынь.
Сегодня мы хотим поговорить о необычных, удивительных птицах, которые встречаются в природе . В течении всего мероприятия будет много интересных загадок и викторин. За каждый правильный ответ получите жетон-птичку. Кто больше всех наберет жетонов, тот получит диплом «Самый внимательный слушатель».
Тема нашего внеклассного мероприятия - "Покормите птиц зимой".
Учитель. Сегодня,  мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Уже почти век орнитологи (учёные изучающие жизнь птиц) всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц .  В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов.  Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину.
Ученик. 1 апреля– День птиц. Его празднуют вместе с нами сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц
Учитель. А сейчас, ребята, викторина. По ее результатам мы узнаем, как хорошо вы различаете птиц. Не забывайте про житоны.
Викторина «Знатоки птиц »
1.Какая птица самая большая в мире ? ( Африканский страус )2.Какая птичка самая маленькая? ( Колибри)
3.У какой птицы самый длинный язык? ( У дятла)
4.Какая птица имеет очень длинный хвост? ( Сорока)
5.Где синицы вьют гнезда? ( В дуплах деревьев)
6.Какие птицы выводят птенцов зимой? ( Клесты)
7.Какая птица ходит по дну водоемов ? ( Оляпка)
8.Какая птица не высиживает яйца? ( Кукушка)
9.На какие 2 группы делятся птицы? ( Зимующие и перелетные)
10.Как называется наука о птицах ? ( Орнитология)
Учитель.
-Молодцы, вы настоящие знатоки птиц.
-Давайте поговорим о самом холодном времени года. Конечно же о зиме.
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Как изменилась природа с наступлением зимы?
(Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).
- Какие изменения произошли с растениями?
(Растения стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом.)
- Снег защищает землю от мороза и только хвойные деревья стоят зеленые.
- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?
(есть, но очень мало).
- Можно ли увидеть зимой насекомых?
(нет)
- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)
- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами ? (зимующие)
Учитель. Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах. И тема нашего мероприятия звучит так: «Покормите птиц зимой»
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм. Холодно и голодно птицам зимой, многие держаться возле жилья человека, где могут прокормиться. Это воробьи, синицы, вороны, галки, бывает и снегири. Трудно птицам добывать корм. А что для этого может сделать человек?
Подкармливать птиц, развешивать кормушки.- Наблюдались случаи, что при регулярной подкормке даже перелетные птицы задерживаются. Как вы думаете, почему?
Учитель. Для птиц страшнее голод, чем холод.- Что главное в кормушке?
Ученик . Корм.Учитель. - Правильно надо, чтобы в кормушке был корм. А как устроена кормушка дело второстепенное. Необходимо, чтобы корм был укрыт от дождя и снега, а кормушка устроена и расположена так, что ее не боятся птицы. Если в каком-то месте птицы зимой находят корм постоянно, то и летом они будут прилетать сюда и приносить огромную пользу.
Игра: «Угощение для птиц»
Учитель. Сейчас вашему вниманию предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно положить в кормушку без вреда для здоровья птиц.
1.Рябина.
2.Макароны
3.Семечки.
4.Ягоды шиповника
5.Ржаной хлеб.
6.Белый хлеб
7.Шоколадные конфеты
8.Яблоко
9.Пшено (крупа)
10.Гречневая каша
11.Сало соленое
12.Кусочки сырого мяса и др.
13.карандаш
14.Карамелька
Проверка задания: с блюда с "угощениями» для птиц выбираются полезные и вредные продукты. За правильные ответы вручаются жетоны.
Учитель.
Ребята, ваши одноклассники подготовили загадки, а вы, в свою очередь должны определить о какой птице идет речь.
Ученик 1. Своё название получила от сине-голубой окраски перьев. На зиму они в поисках пищи переселяются ближе к жилью человека, а в марте улетают в леса и селятся в дуплах деревьев, там выводят птенцов.
(синица)
Ученик 2.
Он по рабочему одет-
Удобно, просто, ловко
На нём малиновый берет
И пёстрая спецовка.
Он инструмент свой наточил
С особенным старанием,
И от синиц он получил
Ученик 3.
Почётное задание.
«Сидеть без дела нечего»,
-мороз ему кричит.
А он с утра до вечера
Стучит, стучит, стучит.
(дятел)
Ученик 4.
Эту птицу легко распознать по большому задорному хохолку на голове. Они появляются у нас поздней осенью и ранней весной. Весну и лето они проводят в тундре, уничтожая огромное количество кровососущих насекомых. В этом заключается их огромная польза. Зимой они нуждаются в подкормке ягодами, семенами.
(свиристель)
Ученик 5.
Сильная, большая птица,
Даже кошек не боится!
Очень важная персона,
Чёрно-серая …. (ворона)
Ученик 6.
Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды
С первым снегом прилетает.
Кто это?
Лето он проводит на севере тайги, уничтожает вредителей лесов.
(снегирь)
Ученик 7.
Маленький мальчишкаВ сером армячишкеПо дворам шныряет,Крохи собирает.
(воробей)
На дворе белым-бело,
Много снега намело.
Негде птицам зимовать.
Подлетай, воробей!
Угощайся, не робей!
Видишь девочку, она
Принесла тебе зерна.
Встала на крылечко,
Сыплет на дощечку.
Подлетай, воробей!
Угощайся, не робей!
Учитель. Я надеюсь что праздник, открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами. Сейчас подведем итоги, посчитайте количество жетонов и победитель будет отмечен званием «Самый внимательный слушатель». Подсчет жетонов и награждение сейчас послушайте стихотворение. Ученик 7. 
Стихотворение (Мухаммади «Как птице перезимовать?»)
Как птицам перезимовать?Известно, что у птиц,Нет ни халатов ватных,Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:Они в грозу, и в град,И под дождём, и в холодаНа ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,Когда снега метут?
Бывают птицы разные.Одни боятся вьюгИ улетают на зимуНа добрый, тёплый юг.
Другие- те народ иной,
В мороз над лесом кружат,Для них разлука с родинойСтрашнее лютой стужи
К их перышкам взъерошеннымНе пристают снежинки,Они и под порошамиРезвятся для разминки
Сидят вороны на столбах
Галдят на ветках галки
Привольно прыгать воробьям,
Как бы крутя скакалки
Но если долго снег идёт.И долго длится вьюгаТогда, друзья, приходитсяПичугам нашим туго.
Сугробами засыпаныБугры, дворы, дорожки,
Не могут отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от вас.
Кормите их, согрейте!
Повесьте домик на суку,
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
Учитель. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому.