Конспект урока по окружающему миру на тему: Жизнь древних славян (4 класс)


1. Скиба Татьяна Анатольевна
2. г. Тимашевск, Краснодарский край, Тимашевский район МБОУ СОШ № 5
3. Окружающий мир.
4. 4 класс
5. Тема: Жизнь древних славян (УМК «Школа России»)
6. Изучение нового материала.
Цель: используя приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность обучающихся, учить анализировать новый текст, выделять главные высказывания.
Задачи:
Интегрировать работу по толкованию слов с поисковым чтением и работой над структурой текста;
Дать понятие “исторический рассказ”;
Обогащать словарный запас путём расширения лексического значения слов через употребление их в живой речи;
Учить определять главную мысль рассказа, выявлять точку зрения автора и выражать свою точку зрения;
Учиться самостоятельно находить ответы на вопросы;
Защищать мнение группы;
Коллективно выполнять предложенные задания;
Деятельность на уроке:
- учащиеся будут работать коллективно, в группах;
- учащиеся будут учиться высказывать и защищать свою точку зрения;
- учащиеся будут учиться оценивать свою деятельность и деятельность своих
товарищей;
Оборудование:
Учебник - А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть.
Материалы книги «Энциклопедия для детей. История России»
Используемые методы:
- «Фишбоун»; мини-проекты
Технологическая карта урока
Структурные компоненты урока Работа учителя Работа учеников
Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Рассадка по командам
1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной
деятельности
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуальной работы учащихся в пробном действии1.На фоне славянской этнической мелодии звучат строки из стихотворения
Н. КончаловскойНеустройство, голод, беды_
Трудно жили наши
Пра… пра…деды,
А зимой, в холодный год,
Там, где люди, там и скот.
В этих избах печи были
Без трубы, не как теперь.
Их по чёрному топили:
Дым клубился в окна, в дверь…
Вопрос:
Опираясь на домашнюю подготовку, строки из стихотворения, предметы, которые вы видите, предположите тему нашего урока:
 Разрешить проблему можно только тогда когда ясно видишь все её аспекты.
У нас работало 5 экспедиций, которые искали ответ на один конкретный вопрос. В нашем центре мы попытаемся весь собранный материал трансформировать в схему, которая даст нам картину жизни славян в древности.
Фишбоун – рыбья кость
На какие вопросы мы попытаемся дать ответ? Слушают.
1. Отвечают на вопрос:
«Жизнь древних славян»…
(Ребята вешают вопросы на «фишбоун»)
1.Расселение древних славян.
2. Жилище
3.Какими были, как выглядели, во что одевались?
4. Как вели своё хозяйство?
5. Вера древних славян
3. Этап реализации построенного проектаФизминутка Историческая справка:Уже около двух тысяч лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана. По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
В начале нашей эры повсюду в Европе происходили большие передвижения племен и народов, вступивших в борьбу с рабовладельческой Римской империей. В это время славянские племена занимали уже большую территорию. Одни из них проникли на запад, они стали предками современных западнославянских народов - польского, чешского и словацкого.Предками современных южнославянских народов - болгар и народов Югославии - были славянские племена, поселившиеся на Балканском полуострове.
Особенно интересны сведения византийских авторов о том, что славяне в VI и VII вв.еще не имели государства. Они жили независимыми племенами. Во главе этих многочисленных племен стояли военные вожди. Нам известны имена вождей, живших более тысячи лет назад: Межимир, Добрита, Пирогост, Хвилибуд и другие.Византийцы писали, что славяне очень храбры, искусны в военном деле и хорошо вооружены; они свободолюбивы, не признают рабства и подчинения.Мы подробно остановимся на предках славянских народов России.
 
 Какой материал дала природа для строительства жилья?
 
 
 
 
 
 
 
 Как выглядели?
«Плыви, Купало, за водою,  Да за святою росою...» 
Зачем ребята принесли эти яства? 2.Слушают новый материал.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 команда.
О Чём расскажет нам карта.
- вывешивают рисованную карту и поясняют все условные обозначения, а главное поясняют географическое положение.
2 команда
Жилище.
-жизнь древнего человека была тесно связана с природой.
-показывают макет жилья, поясняют все детали.
-землянки, деревянные избы, топили по чёрному, убранство в доме очень простое.
Общины объединялись в племена.
3 команда
Одежда Женщин и Мужчин.
Учащиеся демонстрируют бумажных кукол в одежде древних славян.
Византийский писатель VI в. Прокопий Кесарийский описывал славян как людей очень высокого роста и огромной силы, с белым цветом кожи и волос.
Делают физические упражнения
4 команда
Вера древних славян
-показывают презентацию «Язычество восточных славян»
5 команда
Как вели своё хозяйство?
Принесли загадки - предметы:
Чаши с орехами, яблоками, зерном, репа, травы, жбан мёда, рыба игрушки домашних животных
Эти предметы помогли нам узнать о занятиях древних славян

-собирательство
-бортничество
-рыбалка
-охота
-земледелие
-животноводство
4. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
По схеме «фишбоун» повторяют основные моменты темы
Анализируют деятельность каждой команды.
5. Организация домашнего задания В истории славянских племен многое ещё предстоит выяснить. Наши археологи исследуют остатки древних городищ и селений, а историки продолжают изучать древние летописи и другие документы. Благодаря этому история наших предков - древних славян - пополняется все новыми ценными сведениями. Получают вопросы для следующей беседы.