Конспект урока по окружающему миру на тему Жизнь Древних Славян (4 класс)

Тема «Жизнь древних славян».
Задачи:
мотивировать учащихся к изучению раздела «Страницы истории России»;
формировать первоначальные представления о жизни древних славян.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
I . Организационный момент.
Приветствие. Рабочий порядок на столе. Психологический настрой.
- Ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их.
- А теперь настроимся с вами на работу.
- Глубоко вдохните. Вместе с вдохом настройтесь на плодотворную работу, на работу в атмосфере взаимности, добра.
Сделайте выдох. Выдохните то, от чего вы желаете избавиться, то негативное, что может быть вас сегодня огорчало, расстраивало.
II. Проверка домашней работы.
Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». Назовите основные исторические эпохи и их отличия. (Работа по ленте времени)
Первобытная история
Мир древности
Средние века
Новое время
Новейшее время...
- Молодцы! У вас на столе лежит кроссворд. Разгадайте его.
1.Наука о прошлом.
2.Имя путешественника, открывшего Америку?
3.Большое животное, на которое охотились древние люди.
4.Отрезок времени в 100 лет.
5.Страна, которая подарила миру Олимпийские игры.
6.На берегах какой реки возникло Египетское государство
7.Наука, которую называют «наукой лопаты».
и
с
т
о
р
и
я


К
о
л
у
м
б

м
а
м
о
н
т


в
е
к

Г
р
е
ц
и
я


Н
и
л


а
р
х
е
о
л
о
г
и
я








- Прочитайте ключевое слово. ( Славяне)
- Кто же такие славяне? Слайд (определение слова- славяне)
На доске « Дерево познания»:
Из толкового словаря Ожегова С.И.
Славяне - одна из крупнейших в Европе групп родственных по языку и культуре народов.


III. Актуализация знаний, постановка проблемы, задач урока.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

Тема урока «Жизнь древних славян». (ответы учеников) Слайд.
- Молодцы, ребята, вы правы. Мы сегодня узнаем о жизни древних славян.
А для этого отправимся в путешествие в далёкие времена, в начало V века – мир древности. ( Слайд на весь экран)
- « Верите ли вы, что..»
-славяне, варяги и русские – это разные названия одной национальности?
- с древних времён главной религией у народов России было христианство?
- в домах древних славян не было трубы и дым выходил в окна и двери?
( Ответы детей)
- Так какую цель вы поставите передо мной ? (Познакомить с жизнью и бытом древних славян)
- А какую цель вы поставите перед собой? (Узнать о жизни древних славян.)
- В каких источниках вы сможете найти нужную информацию? (учебник, интернет ресурсы, энциклопедии, журналы)
- Объём материала урока очень большой.
- Поэтому мы будем работать группах.
Групповая работа. (Слайд на доске)
- Но для начала давайте вспомним основные правила работы в группе.
1.Работать сообща.
2.Уметь выслушать друг друга.
3.Слушать других, не перебивая, внимательно.
4.Уметь распределить обязанности между собой, четко знать долю работы каждого.
6.Уметь договориться, помочь друг другу.
7.Выбрать лидера группы.
( На столах таблички ( поселение, быт, занятия, верование), конверты для работы)
1 группа: изучает материал: кто такие наши предки, где жили (расселение древних славян), какими были.
2 группа: изучает материал: о занятиях славян.
3 группа: изучает материал: о том, как жили (жилище древних славян, убранство дома) славяне.
4 группа: изучает материал: во что верили древние славяне.
Учитель:
- У каждой группы на столах лежат вопросы.
- По итогам изучения материала, каждая группа представит нам небольшое сообщение.
Распределите обязанности: старейшина, чтец, летописцы.
1 группа.
Познакомьтесь с текстом учебника А.А. Плешакова «Окружающий мир» часть 2 по теме «Жизнь древних славян» стр. 34.
Прочитайте отрывок из “Повести временных лет”, в котором говорится о расселении славянских племён.

В «Повести временных лет» Нестора так говорится о расселении славянских племён.
« Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

Подчеркните названия племён в тексте. Рассмотрите карту расселения славян.
Учебник с.35
4. Подготовьте сообщение используя ответы на следующие вопросы:
1. Когда жили древние славяне?
2. Какую территорию занимали древние славяне?
3. На какие племена разделились древние славяне?
4. Кто является потомками восточных славян?
5. Как жили славяне?
Слайд (определение слов- названий племён древних славян)
На доске словарь урока:
Племена, род,древляне, дреговичи, словени (ильменские), северяне, поляне, полочане.
- У вас на столах лежит « Лист памяти», мы будем заполнять его, после каждого выступления.
Вопросы:
Древние славяне населяли _______________________________________.
Нашими предками были_________________________________________.
Они жили_____________________________.

2 группа.
Познакомьтесь с текстом учебника А. А. Плешакова «Окружающий мир» часть 2 по теме «Жизнь древних славян» стр. 36-37.
Рассмотрите рисунки.
Поработайте с дополнительным материалом
Подготовьте сообщение используя ответы на следующие вопросы:

Какими были древние славяне (внешность)?
Чем занимались мужчины?
Чем занимались женщины?
Какую работу выполняли совместно?
Как славяне обучали своих детей?
Слайд (определение слов- бортничество, лекарственные снадобья)
На доске словарь урока:
Бортничество, лекарственные снадобья
Вопросы:
Славяне были________________________________________________.
Мужчины занимались ________________________________________________________________________.
Женщины занимались ________________________________________________________________________.



3группа.
Познакомьтесь с текстом учебника А. А. Плешакова «Окружающий мир» часть 2 по теме «Жизнь древних славян» стр. 37-38.
Рассмотрите рисунки.
Поработайте с дополнительным материалом
Подготовьте сообщение используя ответы на следующие вопросы:
1.Какое место для поселения выбирали славяне?
2.Как выглядело жилище древних славян?
3.Убранство дома (посуда, дом изнутри)
4.Какую одежду носили славяне?
Вопросы:
Древние славяне поселялись ________________________________________.
Они жили в_______________________________________________________.
В доме было:______________________________________________________.

4группа.
Познакомьтесь с текстом учебника А. А. Плешакова «Окружающий мир» часть 2 по теме «Жизнь древних славян» стр. 38.
Рассмотрите рисунки.
Поработайте с дополнительным материалом
Подготовьте сообщение используя ответы на следующие вопросы:

Как славяне воспринимали окружающий их мир?
Как звали одного из главных богов славян?
В кого верили древние славяне?
О чём просили славяне духов предков и природы?
Слайд (определение слов - язычество, Перун)
На доске словарь урока:
Язычество, Перун.
Вопросы:
Древние славяне были_____________________________________________.
Они верили________________________________________________________.
Одним из главных богов был_______________________________________.
Динамическая пауза.
- Ребята, мы уже много узнали о жизни древних славян. Но мы с участниками клуба «Знатоков истории» подготовили для вас ещё несколько интересных сообщений о жизни славян.
Выступления. (2 человека)

IV. Первичный контроль.
Молодцы, а теперь проведём с вами тест. (3 уровня)
Оранжевый цвет -повышенный уровень.
Жёлтый цвет - средний уровень.
Голубой цвет - базовый уровень.
Попрошу пересесть за рабочие места.
Вернёмся к началу урока и ответим на вопросы.
- « Верите ли вы, что..»
-славяне, варяги и русские – это разные названия одной национальности?
- с древних времён главной религией у народов России было христианство?
- в домах древних славян не было трубы и дым выходил в окна и двери?
( Ответы детей)
V Итог урока. Рефлексия
- Сегодня мы снова путешествовали в прошлом, вернувшись к истокам наших предков. Наша «лента времени» перенесла нас в древний мир. Мы побывали в середине первого тысячелетия нашей эры.
- Я довольна нашей работой на уроке. А теперь слушаю вас.
- Я узнал
- Я запомнил
- Я удивился
- Я заинтересовался
- Я научился
Как Вы думаете мы достигли своей цели на уроке?
Как нам удалось получить эти знания? (Работали индивидуально, группами)
Работали с различными источниками информации (тексты, презентации, иллюстрации, «Жизнь древних славян».
У вас на столах лежат солнышки. Древние славяне поклонялись этому небесному светилу.
Кому было понятно всё на уроке- возьмите солнышко жёлтого цвета.
У кого остались вопросы - возьмите солнышко красного цвета.
Покажите мне свои результаты.
Проверив ваши тесты, я поставлю вам оценки.
За работу на уроке оценки..........................
Домашнее задание.......................................
А теперь встаньте и поблагодарите друг друга за хорошую совместную работу , подарив улыбку. Всем спасибо.